Интеграция и инклюзия в условиях дошкольного образовательного учреждения как способы совместного воспитания детей. Практико-ориентированный проект "Вместе с Солнышком".
проект на тему
Материалы конкурса студенческих научно-исследовательских проектов в рамках Международного молодежного форума «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ», КГУ, гор. Курск, 2014г., а также
Межнациональной научно-практической конференции «Социальная инклюзия: образование и здравоохранение» Евангелический институт, гор. Бохум, Германия, 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmeste_s_solnyshkom.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Целью данного проекта является преобразование воспитательного процесса для реализации модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86».
Основные задачи проекта:
- изменить общественное сознания по отношению к детям с синдромом Дауна;
- организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;
- создать единую образовательную и воспитательную среду для детей с синдромом Дауна, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечить эффективности процессов адаптации, социализации, развития и коррекции недостатков у детей указанной категории;
- способствовать регуляции поведения и прохождения этапов личностного развития детей с синдромом Дауна, через включение их в совместную деятельность;
- определить содержание и формы психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения их общей и педагогической культуры;
- воспитывать толерантность и ответственность у участников воспитательно-образовательного процесса.
Данный проект ориентирован на педагогов, детей и родителей детей, посещающих МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86», рассчитан на год (реализуется ежегодно в связи с меняющимся контингентом обучающихся).
В проект 2013-2014 учебного года было вовлечено 36 детей с ОВЗ, воспитывающихся в группах компенсирующей направленности МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86», 43 ребенка из групп общеразвивающей направленности, родители обучающихся, сотрудники дошкольного образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты:
1. Частичное изменение воспитательного процесса для совершенствования модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
2. Преобразование предметно-развивающей среды к условиям реализации модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
3. Изменение общественного сознания по отношению к детям с синдромом Дауна.
4. Повышение в условиях обновления дошкольного образования профессиональной компетентности педагогов ДОУ и педагогической компетентности родителей.
5. Обобщение многолетнего опыта работы с детьми с ОВЗ в соответствии с современными требованиями.
6. Приобретение позитивного опыта взаимодействия участников проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
За последние годы в России возросло число детей с синдромом Дауна, проживающих в семьях, а не в детских домах. Еще совсем недавно считалось, что такие дети неспособны обучаться, и в нашей стране для них, за редким исключением, были недоступны образовательные учреждения, в том числе и детские сады. Поэтому, актуальным является вопрос об усовершенствовании и повышении эффективности помощи детям раннего возраста с синдромом Дауна, повышение уровня родительской компетентности предупреждение ранней институализации и дезинтеграции таких детей. Одной из форм помощи детям раннего возраста с синдромом Дауна является система раннего вмешательства. По социальному запросу на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86» г. Курска в 1996 году были открыты группы для детей-инвалидов, как сейчас говорят - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольное образование ориентируется на подход к ребёнку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с этим работа с детьми с ОВЗ направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с различными нарушениями возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
В современных условиях развитие инклюзивного образования в ДОУ имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным можно отнести то, что в регионе имеются стартовые условия для развития инклюзивного образования (детские сады комбинированного и компенсирующего видов, функционирование специальных служб – ранней помощи, консультативные пункты и др., группы кратковременного пребывания); кроме того, имеются положительные отзывы родителей на работу педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; дети с ОВЗ принимают участие в общественных мероприятиях.
Наряду с положительными моментами можно обозначить и отрицательные - формальное взаимодействие медицинских и образовательных организаций; родители детей с ОВЗ чаще всего общаются только друг с другом; мероприятий для возможного участия детей с ОВЗ крайне мало; учреждения дополнительного образования не всегда готовы принять ребенка с ОВЗ.
Анализ условий, имеющихся в МКДОУ № 86 для реализации модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна
Условия | Способствующие | Препятствующие |
Материально-технические |
специальных помещений (учителей-дефектологов, кабинета Мотессори, музыкально- физкультурного зала, медицинского кабинета)
| ● Недостаточно площади ДОУ для организации дополнительных специальных помещений |
Кадровые | Наличие в ДОУ специалистов:
Высокий профессиональный уровень педагогов: высшее образование – 55% I кв. категория - 42 % | |
Методические | ● Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ●Успешно реализуются разные формы воспитательно-образовательной интеграции ● Осуществляется руководство образовательным процессом | Отсутствие ФГОС для детей с ОВЗ дошкольного возраста. |
Информационные | ● Создан сайт учреждения, постоянно обновляется информация ● Проводятся семинары и методические объединения на муниципальном и региональном уровне ● Публикуются методические материалы в сети «Интернет» ● Укрепляется база социального партнерства с общественными организациями, проводится работа с общественностью по подготовке к принятию детей с синдромом Дауна |
Процесс обновления всегда проходит не просто, но личные профессиональные качества воспитателей, интерес к проблеме, желание идти в ногу со временем помогают овладеть новыми подходами в педагогической деятельности. Внедряя новые подходы, педагоги ДОУ не забывают и бережно сохраняют богатые традиции воспитания и накопленный опыт коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Поэтому целью проекта ориентированного на реализацию модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86» является постепенное преобразование воспитательного процесса для реализации.
Исходя из цели, педагогический коллектив обозначил круг задач:
- изменить общественное сознания по отношению к детям с синдромом Дауна;
- организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;
- создать единую образовательную и воспитательную среду для детей с синдромом Дауна, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечить эффективности процессов адаптации, социализации, развития и коррекции недостатков у детей указанной категории;
- способствовать регуляции поведения и прохождения этапов личностного развития детей с синдромом Дауна, через включение их в совместную деятельность;
- определить содержание и формы психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения их общей и педагогической культуры;
- воспитывать толерантность и ответственность у участников воспитательно-образовательного процесса.
Проект строится на следующих принципах:
- принцип индивидуального подхода;
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
- принцип активного включения в образовательный процесс всех участников процесса;
- принцип междисциплинарного подхода;
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
- принцип партнерского взаимодействия с семьей;
- принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Концептуальными основами проекта являются:
Положения Л.С. Выготского о том, что:
- построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;
- развитие ребенка в ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника;
Положение А. Маслоу, представителя гуманистической педагогики и психологии, о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.
Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.
Проект реализуется в три этапа:
I - подготовительный этап - восприятие идеи и инициирование процесса преобразования воспитательной работы (сентябрь);
II – этап реализации - воплощение идеи (октябрь-май);
III – контрольно-диагностический этап - (июнь).
Разработка модели инклюзивного образования показывает, что главным направлением в деятельности по внедрению «частичной инклюзии» становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров» и в тех видах коммуникации и творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников.
В связи с этим была разработана стратегия достижения поставленной цели:
Этапы | Виды и формы деятельности | Сроки | Ответственные |
I этап. Подгото- вительный | 1. Сбор анамнестических данных, анализ медицинских документов и заключений ПМПК, беседы с родителями, проведение опросов, анкетирования родителей и педагогов, создание базы данных о семьях детей, посещающих детский сад. 2. Составление индивидуально ориентированных образовательных маршрутов детей с ОВЗ. 3. Корректировка комплексно-тематического планирования на учебный год год. 4. Разработка планов взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ, педагогов и родителей детей. 5. Разработка плана культурно-досуговых, воспитательно-образовательных мероприятий с детьми, с участием родителей. 6. Организация предметно-развивающей среды. 7. Подбор методической литературы, пособий, оборудования для сопровождения проекта. | Сентябрь
| Педагоги ДОУ, методическая служба ДОУ |
II – этап реализации
| 1. Реализация комплексно-тематического планирования, планов взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ, педагогов и родителей детей через различные формы работы. 2. Реализация планов культурно-досуговых, воспитательно-образовательных мероприятий с детьми, с участием родителей. 4. Организация самостоятельной деятельности детей в условиях созданной предметно-развивающей среды. 5. Совершенствование условий для возможного взаимодействия между собой всех детей, посещающих ДОУ. 6. Организация межведомственного взаимодействия (МСЭ, учреждения здравоохранения, социальной защиты населения) по вопросам оказания помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам. 7. Регулирование и корректировка процесса реализации проекта. | Октябрь-май | Педагоги ДОУ Методическая служба ДОУ |
III – контрольно-диагностический этап. | 1. Обобщение опыта работы, оформление документации. 2. Рефлексия деятельности; подведение итогов реализации проекта. 3. Проведение совещания в форме «круглого стола» (с участием родителей) по итогам реализации проекта. | Июнь | Руководитель проекта |
Ожидаемые результаты практического значения:
1. Частично изменить воспитательный процесс для совершенствования модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
2. Преобразовать предметно-развивающую среду к условиям реализации модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
3. Изменить общественное сознание по отношению к детям с синдромом Дауна.
4. Повысить профессиональная компетентность воспитателей и родителей в условиях обновления дошкольного образования.
5. Обобщить многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ в соответствии с современными требованиями.
6. Приобрести позитивный опыт взаимодействия.
За ходом проекта осуществляется непрерывный контроль. В процессе мониторинга руководитель проекта собирает информацию о соблюдении графика работы, поступлении ресурсов и т.д., проверяет, имеет ли место предполагаемый эффект. В процессе мониторинга коррекционно-образовательного процесса используются качественные и количественные методы.
Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей с ОВЗ, в том числе и детей с синдромом Дауна, общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ) – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.
По словам М.Л.Семинович, директора московского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, инклюзия протекает успешно при следующих условиях:
1. Должен быть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду. Он понимает, как эту команду обучать, как строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями.
2. Подготовленная среда. Она должна быть доступной и развивающей. Необходимо хорошее современное оборудование для игротерапии, музыкальной терапии и т.д.
3. Должна быть хорошо обученная междисциплинарная команда специалистов.
4. Необходимо нормативно-правовое и методическое обеспечение.
5. Детский сад должен стать открытой системой взаимодействия с социумом.
В нашем учреждении посредством реализации подобного рода проектов такие условия постепенно, но планомерно и целенаправленно формируются. Дети должны расти и развиваться вместе! Наш детский сад – это общество, открытое для всех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.
В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....
Организация закаливания в условиях дошкольных образовательных учреждений с целью оздоровления детей.
С чего начать и как проводить закаливание в ДОУ...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие
Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...
Перспективное планирование работы дошкольного образовательного учреждения по физическому воспитанию детей на учебный год д/с № 90
Перспективное планирование работы дошкольного образовательного учреждения по физическому воспитанию детей на учебный год д/с № 90...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Животные разных стран» с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная» (с использованием технологии
Цель: расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран.Задачи:1. Область «Познание»:2. Область «Коммуникация»:3....
Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».
Польза для родителей- ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенкавидят, как их ребенок общается с другими;- начинают больше понимать в детском развитии;- получа...
Методические пособия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей.
Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, список литературы для воспитателей ДОО. В разработке, будет дополняться и редактироваться....