Диагностические методики
тест
В раздел помещены тесты, методики для педагогов, родителей, обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.5 КБ |
![]() | 39.5 КБ |
![]() | 53.5 КБ |
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей по изучению художественных интересов детей
- Чем увлекается ваш ребенок дома?
- Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интерьерах и т.д.)?
- Рисует ли ваш ребенок; по своей инициативе или нет?
- Любит ли мастерить, какими инструментами и материалами пользуется?
- Что именно он любит изображать, мастерить?
- Рассказывает ли вам о том, что хочет сделать?
- Обращается ли он за советом, помощью?
- Показывает ли он вам готовые рисунки, поделки?
- Кто чаще занимается с ребенком дома?
- Бываете ли вы с ребенком в музеях, на выставках? На каких, как часто?
- Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ребенок?
- Применяете ли вы детские рисунки, изделия в оформлении детского уголка, в подготовке к празднику, к дню рождения? Как?
- Как можно, на ваш взгляд, развить у ребенка интерес к искусству в семье? В чем вы видите преемственность с детским садом?
- Недостаток каких знаний вы ощущаете в вопросах эстетического воспитания детей? Какую помощь бы хотели получить от дошкольного учреждения? Какие темы вас интересуют?
- Какие формы организации работы детского сада с семьей Вы считаете наиболее удачными (родительские собрания, общие консультации, индивидуальные беседы, практикумы, просмотры занятий с детьми, родительские уголки, папки-передвижки и т.п.)?
- Каковы ваши советы по улучшению работы по эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении? Ваши замечания?
- Чем бы могли помочь вы в решении вопросов эстетического воспитания?
- В какие студии вы хотели бы записать вашего ребенка?
- Чью конкретно консультацию хотели бы получить (по данному вопросу)?
- Как вы оцениваете работу детского сада в плане эстетического воспитания?
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Пакет № 1.
Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет)
Каждому ребенку дают стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду). Это могут быть капли, круги, зигзаги. |
Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок …»
Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.
Уровень развития Способностей | 6 лет | 8 лет | 10 лет |
Высокий | 5 и более | 8 и более | 9 и более тем |
Средний | 3-4 | 6-7 | 6-8 |
Низкий | 1-2 | 1-5 | 1-5 |
Пакет № 2
На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом.
Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок. Время выполнения задания индивидуально для каждого ребенка. |
У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.
Пакет № 3
Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п.
Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят:
- сказать, что изображено на картинке,
- задать любые вопросы.
За одну встречу используем 3-5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.
Творчески мыслящий ребенок:
- предлагает несколько версий изображенного на картинке;
- ставит вопросы непосредственно по рисунку;
- задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы;
- выстраивает предположения по рисунку;
- сочиняет оригинальную, необычную историю;
- быстро выполняет задания.
По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ
ПРАВО-, ЛЕВОРУКОСТЬ ИЛИ ДВУРУКОСТЬ
Для того, чтобы наиболее точно определить ведущую руку и преобладание того или иного полушария мозга, используем опросники, которые родители заполняют дома, исследуя манеру исполнения той или иной рукой, а также тесты, которые педагог сам проводит и затем фиксирует результат. Большое значение в определении доминирующего полушария играет метод наблюдения за детьми в процессе творчества, где учитываются следующие параметры:
- характер владения рукой;
- характер владения инструментом (карандаш, кисть);
- последовательность заполнения листа;
- эмоциональность выполнения работы;
- графический характер рисуемых объектов;
- степень самостоятельности;
- качество рисуемой композиции.
Эти данные дополняются приведенными далее опросниками и тестами.
Сенсибилизированный опросник для определения рукости (для детей)
Обследование проводят родители. Результат определяют по количеству баллов.
Ключ к опроснику. Каждый ответ «только правой» оценивается в +2 балла, ответ «чаще правой» - в +1 балл, ответ «любой рукой» - 0 баллов, ответ «чаще левой» - в –1 балл, «только левой» - в –2 балла.
Все баллы суммируются.
Показатели: от +24 до +17 баллов – выраженная праворукость, от +16 до +9 баллов – слабая праворукость, от +8 до –8 баллов – амбидекстрия, от –9 до –16 баллов – слабая леворукость, от –17 до –24 баллов – выраженная леворукость.
Тест мануальной доминантности (для родителей) определяет генетическое происхождение левшества.
При определении леворукости или двурукости проводится дополнительное тестирование. При этом необходимо соблюдать следующие правила: каждое занятие предлагают ребенку в игровой форме, не фиксируют его внимание на том, какой рукой он действует, все предметы перед выполнением задания кладут строго перед ребенком.
Тесты-методы определения ведущей руки
1. Открывание коробочки. Ребенку предлагают несколько коробков из-под спичек, раскрашенных в разные цвета, и просят найти спичку в одном из них.
Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает и закрывает).
Педагог фиксирует результат в таблице следующим образом: Л – чаще левая, П – чаще правая, ЛП – левая и правая.
Так фиксируются результаты всех последующих тестов.
- Вращательные движения. Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками (4-5 штук). Ведущая рука выполняет активные действия.
- Поднимание предмета. Перед ребенком кладут мяч и просят его поднять. Процедуру повторяют несколько раз.
- Развязывание узелков. Заранее неплотно завязывают несколько узелков из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
- Переплетение пальцев рук. Ребенка несколько раз просят переплести пальцы обеих рук. Сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой – у правшей, левой – у левшей).
- Скрещивание рук или «поза Наполеона». Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечье ведущей руки. Поза выполняется обычно каждым ребенком в одной и той же последовательности.
- Аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.
- Тест на заводку часов. Предложить ребенку взять часы и завести их. Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится заводка часов; не ведущая рука держит часы.
Методы определения ведущего уха
Для изучения асимметрии слуха можно воспользоваться простыми, общедоступными приемами и методиками, не требующими использования специальных приспособлений. (Здесь и в дальнейшем результат каждого теста фиксируется).
- Тест «Шепот». Экспериментатор что-то говорит испытуемому ребенку шепотом. При равенстве остроты слуха ребенок подставляет к говорящему ведущее ухо, т.е. то, которым легче и быстрее осознается услышанное.
- Тест «Тиканье часов». Ребенку предлагается оценить громкость тиканья часов. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы.
Метод определения ведущего глаза
- Тест «Моргание одним глазом». Ребенка просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно не ведущий глаз.
- Тест «Рассматривание в подзорную трубу». Ребенку предлагают посмотреть в скрученную из бумаги подзорную трубу. Рассматривание осуществляется обычно ведущим глазом.
- Проба Розенбаха (больше подходит для школьников). Ребенок держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует (совмещает) его двумя глазами на определенной точке, отстоящей на 3-4 м. Попеременно он закрывает один глаз, другой. Ведущим считается тот глаз, при закрывании которого карандаш смещается в сторону.
Другой вариант: в затемненной комнате ребенка просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экзаменатор видит глаза ребенка и определяет, на который из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Этот тест имеет то преимущество, что им можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей-дошкольников.
- Тест «Карта с отверстием». В листе плотной бумаги размером 5х10 см в центре вырезается отверстие 1х1 см; держа этот лист на расстоянии 30-40 см, ребенок совмещает отверстие и предмет, находящийся в 2-3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается.
Методы определения ведущей ноги
Используются легко доступные, не требующие специальных приспособлений, тесты:
- подпрыгивание на одной ноге;
- вставание на стул на колени;
- схождение со стула;
- шаг вперед и шаг назад.
Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.
- Закидывание ноги на ногу. Считается, что сверху часто оказывается функционально преобладающая нога.
- Тест «Скакалка». Ребенку предлагается сделать несколько прыжков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.
- Тесты с мячом. Ребенку предлагается попасть мячом в цель ударом правой или левой ноги. В другом тесте ребенок должен подбросить мяч одной из ног в руки экспериментатору.
- Измерение длины шага. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей. Ребенка просят пройти по влажному песку или снегу так, чтобы остались следы от обеих ног. Затем измерить длину 6-8 шагов каждой ноги и вычислить среднеарифметическую величину.
- Тест «Движение письма». Ребенка просят написать в воздухе ногой буквы или слова. Это можно сделать в положении сидя, согнув спину, или в положении стоя, вытянув ногу и отведя ее вперед, назад или наружу. Пробу проводят правой и левой ногой, отмечая, какая нога точнее и легче пишет. Это и будет ведущая нога.
Предварительный просмотр:
Опросник для родителей
(на выявление речевых, конструктивных или пространственных наклонностей)
- Когда начал говорить? (Первые слова. Начал говорить так же, как все, или нет?)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Легко ли заучивает стихи? (Любит ли сказки? Какие? Больше рассказывает сам или с удовольствием слушает? Речевая память).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. С какими вопросами любит «приставать»? (Что просит? Его интересы).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Переучивали ли на другую руку? Если да, то какие были трудности (необычное поведение и т.д.)? Как это проявлялось?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В какие игры любит играть? (С конструкторами, в подвижные, в сюжетно-ролевые). В какие игры играет лучше, вовлекает друзей? Любит ли играть один; хочет ли, чтобы ему помогали взрослые во время игры? Любит ли, чтобы наблюдали за ним во время игры? Долго ли занимается одной и той же игрой?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В подвижных играх так же ловок и быстр, как другие дети?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Рисует ли дома сам? Как происходит процесс рисования? Много ли делает рисунков? Доводит ли начатый рисунок до конца (сразу или через какой-то промежуток времени)? Подолгу ли сидит за работой? Увлечен ли процессом рисования?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. На что обычно жалуются учителя или воспитатели? (Поведение: обидчивый, гневливый, настойчивый, хочет, чтобы постоянно хвалили). Пугается ли трудных заданий?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...
Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе
Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....
Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...
Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...
Диагностическая методика
Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно...

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.
Тесты для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....

Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями
Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ...