Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Вопросы в черно-белых клетках"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Исследовательский проект посвящен шахматам – одной из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин и при этом еще и уникальному образовательному инструменту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 17.03 КБ |
tekst_k_slaydam.docx | 17.48 КБ |
prezentatsiya_szhataya.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы в черно – белых клетках
Автор: РуденкоМаксим
МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга»,
г. Воркута
Руководитель: Ананьева Ирина Владимировна, воспитатель.
Шахматы – это интересно,
И для головы полезно.
Шахматы – это обучение,
Шахматы – это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.
Актуальность. Во все времена, в далекие прошлые, и в настоящее время, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых.
Шахматы – одна из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин и при этом еще и уникальный образовательный инструмент. Многие страны используют шахматы в образовательных программах, как в школах, так и в детских дошкольных образовательных учреждениях (Азербайджан, Армения, Венгрия, Испания, Мексика, Польша, Турция и др.). Педагоги и родители отмечают значительное положительное влияние шахмат на развитие ребёнка в различных сферах деятельности. Доказано, что изучение детьми шахмат способствует формированию гармоничной личности и развивает: пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, стойкость характера, бойцовские качества, волю, математические способности. Обучение в игре шахматы, помогает расширить круг общения.
Сегодня, правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации. В связи с этим в школы и детские сады стал активно внедряться Всероссийский образовательный проект «Шахматы в школе», который предполагает продолжительный социальный эффект.
Мудрость, увлекательность и спортивный азарт игры «Шахматы» никогда не позволит ей стать неинтересным и скучным занятием.
Объектом исследования является игра шахматы.
Предмет исследования – история возникновения этой древней игры Поиск ответов на вопросы:
- Почему игра «Шахматы» всегда в черно – белом цвете?
- Почему игровое поле представлено в клетках?
- Почему игра «Шахматы» это вид спорта?
- Можно ли научиться этой игре дошкольнику?
Цель - приобщение детей старшего дошкольного возраста к игре в «Шахматы». Популяризация данной игры среди родительской общественности.
Гипотеза - история возникновения игры «Шахматы» окутаны разнообразными легендами и сказаниями», ее авторы, правила не имеют точный архивный источник. В истории заложены различные вариации и интерпретации тех или иных фактов.
Задачи исследования
- Изучить информацию об истории возникновения игры.
- Изучить информацию о том, как данная игра стала видом спорта.
- Познакомиться с основными начальными представлениями с шахматной доской и шахматными фигурами, с элементарными правилами игры в шахматы
- Проанализировать и систематизировать полученные знания.
- Создать настольную книжку – помощницу «Первые шаги в мир шахмат».
Методы исследования: опрос, работа с книгой (компьютером), наблюдение.
Новизна. Изучив литературу и, воспользовавшись информацией из других источников, выяснилось, что исследовательских работ по данной теме нет. В основном в контексте шахмат рассматривается либо история возникновения игры, либо обучение данной игре.
Практическая значимость исследования. В ходе выполнения работы, воспитанником были приобретены такие необходимые умения и навыки, как самостоятельная работа с материалом, навык поиска информации, умение обобщать и систематизировать полученные знания, развились познавательные навыки, стремление к новым исследованиям, что непосредственно потребуется для дальнейшего успешного обучения в школе. Проделав исследовательскую работу по данной теме, стало понятно, что шахматы – это очень древняя, со своей уникальной историей, сложная логическая игра, которая требует спортивной выдержки и терпения для одержания победы. Но освоить эту игру возможно уже и в дошкольном возрасте.
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- Гипотеза нашего проекта подтвердилась. Дети понимают, что шахматы – это не только увлекательная игра, доставляющая много радости, но и средство развития памяти, воображения, соображения, мышления, что напрямую связано с успехами в учебе.
- Знания, полученные в ходе исследовательской работе, вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых.
- Изучив историю игры в шахматы, ее правила, ходы фигур, правила расстановки на шахматной доске, возможно научиться играть в шахматы.
Используемая литература:
1. А. Трофимова «Шахматный учебник – сказка» -Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
2. А. Трофимова «Учебник юного шахматиста» - Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
3. А. Трофимова «Шахматная тетрадь – раскраска» – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
4. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.
5.В.В. Костров, В.Е. Якиревич «Шахматная тетрадь для детей и родителей» - Издательский дом «Литера»,2015.
6. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.
7. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.
8. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.
9. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 1-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
10. Шахматные дебюты для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, меня зовут Руденко Максим Андреевич. Мне 7 лет. Моя работа называется “Вопросы в черно – белых клетках”. А вы знаете, что это за вопросы? Сегодня я вам расскажу об этой удивительной игре.
Впервые эту игру я увидел, когда мне было 5 лет в мультфильме “Смешарики. Шахматы”, так называлась эта часть. Меня заинтересовали сами фигуры, и я попросил маму мне их купить. Мама меня очень любит, поэтому и купила эту игру.
Когда я рассматривал фигурки, они показались мне необычными.
Так у меня стали возникать вопросы: “ А что это за игра? Почему шахматы всегда в черно – белом цвете? Почему игровое поле в клетку? Шахматы – это вид спорта? И можно ли мне научиться игре?”
Мы с мамой начали находить информацию с помощью интернета. Так я узнал, что достоверной информации, где появились шахматы, нет, а есть только предположения. Первая версия это Индия, а вторая Китай. А самое удивительное для меня стало, что сначала эта игра называлась совсем по-другому – Чатуранга. У нас на Руси она появилась в 9 веке, но до этого она постоянно меняла названия, уже в арабском языке она звучала, как шахмат, но для благозвучия стали называть шахматы.
Я решил принести шахматы в детский сад, чтобы вместе с детьми поиграть. В детском саду мы поняли, что не знаем, как правильно расставить их на дощечке. На это обратил внимание наш воспитатель, и показал их расположение. Тогда я спросил: Как научиться играть в шахматы? Мне ответили, что для начала нужно выучить правила игры.
Первое правило с которым я познакомился было –это белые ходят первые. Я спросил: Почему? Воспитатель мне не смогла ответить, тогда я дома спросил у мамы. Мама, видя мою заинтересованность, предложила сходить в шахматный клуб, там мне сразу бы ответили на все бы вопросы.
На следующий день мы посетили шахматный клуб, где я тренеру задал вопрос? Почему белые ходят первые? Почему поле в клетку? И он рассказал, мне очень интересные легенды. Оказывается, по одной легенде, белые и черные фигуры олицетворяют две космические силы – светлое, активное - это положительное начало, а темное – пассивное, отрицательное. Подругой легенде считалось, что черный цвет приносит удачу, поэтому белые ходили первыми, поскольку у черных было преимущество счастливого цвета. А шахматное поле в клетку, не случайно. Это символика китайской книги перемен (И Цзин), где прогнозировались действия, которые необходимо предпринять в той или в иной ситуации. В шахматном клубе я видел, как происходят турниры, и мне захотелось научиться играть.
В книге Анатолия Карпова “Учитесь шахматам” я узнал, что шахматное поле имеет код. Это по горизонтали буквы, а по вертикали цифры, это было придумано для того чтобы передавать ход. Я понял, что король не самая могучая фигура, а сильная королева.
Когда я научился играть в шахматы, то принял участие в турнире нашего детского сада, где занял второе место. Принимая участие в турнире, я ответил на вопрос: “Почему шахматы – это спорт?” Потому что это борьба, требующая огромных нагрузок и постоянного стремления быть первым и лучшим.
А можно ли научиться играть в шахматы? Я отвечу: Можно. У меня ведь получилось. Спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В шахматы играйте – у м развивайте!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Наш Бажов"
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть ...
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
Экспериментально – исследовательская опытническая деятельность: знакомим со свойствами воды...
Исследовательский проект для детей старшей дошкольного возраста «Мир воды»
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников в воде, ее свойствах, качествах, о животном и растительном мире вод...
Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Осенняя ярмарка"
Дошкольное детство – это начальный этап формирования человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На протяжении дошкольного детства р...
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир динозавров»
Интерес к теме динозавров возник у детей самостоятельно, после рассматривание энциклопедий. Дети сами предложили изучить динозавров.Цель проекта: изучить с детьми историю возникновения жизни на Земле,...
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой домашний питомец"
Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным прочно вошли в нашу жизнь: обще...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЯЗЫК - ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»
Материал помогает развивать у детей познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования. Учит детей о том, что язык выполняет много разных фун...