Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Наш Бажов"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть по телевидению, редко встречается и книга в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении - это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики. Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличие между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала. Этот проект я отправляла на общероссийский конкурс "Творческое лето в ДОУ", где он получил диплом III степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Наш Бажов"62 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-исследовательский    

 проект с детьми 5-6 лет.

«Наш Бажов»

Цель: Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П.Бажова. Построить образовательный процесс на основе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Привлечь к образовательной деятельности родителей.

Задачи: 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей. Приобщение к культуре и быту народов Урала (познание).

                  2. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через ролевые игры по сказам П.П.Бажова, формирование патриотических чувств (социализация).

                 3. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной связной речи. Практическое овладение воспитанниками диалогической речью через театрализацию сказов П.П.Бажова (коммуникация).

                 4. Развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Расширять у детей элементарные представления о художественной литературе Урала, знакомить с особенностями языка сказов П.П.Бажова (чтение художественной литературы).

                 5. Развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщение к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов (художественное творчество).

                 6. Развитие музыкально-художественной деятельности через разучивание хороводов, пение песен об Урале, Бажове (музыка).

                 7. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (подвижные игры на основе подвижных игр Уральского региона и основе сказов П.П.Бажова); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности (физическая культура).

                8. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование начальных представлений об основах нравственного поведения (здоровье).

                9. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения на основе содержания сказов (безопасность).

Участники проекта:

- дети дошкольного возраста 5-6 лет,

- родители,

- воспитатели,

- музыкальный руководитель.

Предполагаемый результат:

  • Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П.Бажова.
  • Родители активные участники образовательного процесса, вместе с детьми читают сказы П.П.Бажова, учат стихи, готовят костюмы, участвуют в выставках.
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе. Альбомы рисунков детей по сказам П.П.Бажова. Выставки поделок. Альбом «Наш Бажов».

Почему я разработала этот проект:

        Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть по телевидению, редко встречается  и книга  в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза  при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от  современной лексики.

        Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

       Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.

Содержание деятельности:

I этап: Подготовительный (сбор информации).

- Сбор материала о П.П.Бажове;

- Выставка книг П.П.Бажова;

- Чтение произведений П.П.Бажова;

- Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

II этап: Исследовательский.

- Экскурсия в библиотеку;

- Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».

- Рисование: «Огневушка-Поскакушка».

- Лепка: «Малахитовые бусы»,

               «Сережки из яшмы»,

               «Родонитовые броши»,

               «Украшения из малахитовой шкатулки»,

                «Малахитовая чаша».

- Ручной труд: «Каменный цветок»,

                          «Малахитовая шкатулка»

- Аппликация: «Моделирование ювелирных изделий»,

                          «Кулоны, броши».

III этап: Заключительный.

- Выставка поделок по сказам П.П.Бажова (дети совместно с родителями).

- Создание альбома «Наш Бажов»

- Праздник «Наш Бажов» - комплексная итоговая деятельность с детьми.

Образовательная область

Мероприятие

Задачи

Физическая культура

Подвижные игры

Тематическое физкультурное занятие  «Игры народов Урала»

Развлечение «Огневушка-поскакушка»

Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремлённость, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Здоровье

Беседа «Как и чем лечились люди на Урале в давние времена»

Закрепить представление о необходимости заботиться о своём здоровье с детства, уточнить, какие способы лечения болезней были у наших предков времён сказов П.П.Бажова.

Безопасность

Занятие «Поможем жителям всей планеты».

Беседа «Что случится с людьми, если…»

Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира.

Обобщить представления детей о труде людей в давние времена, об опасности работы в забое и с камнем. Воспитывать любовь к своей Родине. Побуждать детей к развёрты-ванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготов-ленных своими руками. Развивать творческое вообра-жение, способность совместно развёрты-вать игру, согласо-вывая собственный игровой замысел с замыслами сверст-ников. Побуждать к проведению режиссёрских игр, игр-фантазий.

Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Труд

Конструирование «Малахитовая шкатулка».

Ручной труд «Каменный цветок».

Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами конструкторов.

Познание

Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,

иллюстраций и книг  П.П.Бажова,

иллюстраций о жизни простых людей тех времён.

Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, Дать детям знания о культуре и быте народов Урала.

Коммуникация

Занятия:

Беседа  «Что мы знаем о П.Бажове»;

Заучивание  стихов о сказах П.Бажова

Экскурсия в библиотеку.

Чтение:

Сказы:

«Серебряное копытце»,     «Голубая змейка», «Огневушка-Поскакуш-ка»,

 «Медной горы хозяй-ка»,

«Малахитовая шка-тулка»,

«Синюшкин колодец»,                      «Каменный цветок»,                       «Таюткино зеркальце»,

«Великий Полоз».

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П.Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.

Развивать умение связно, последователь-но пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.

Художественное творчество

Рисование: «Огневушка-Поскакушка».

Лепка:

«Малахитовые бусы»,

«Серёжки из яшмы»,

«Родонитовые броши»,

«Украшения из мала-хитовой шкатулки»,

«Малахитовая чаша»,

«Ящерица».

Аппликация:

«Моделирование ювелирных изделий»,

«Кулоны, броши».

Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.

Музыка

Разучивание песен:

«Добрая сказка»,

«У нас на Урале».

Музыкальные игры:

«Голубая змейка»,

«Огневушка»,

«Перстенёк»,

Хоровод:

«Шкатулочка».

Праздник:

«Наш Бажов»

Через разучивание песен, игр, хороводов приобщать к культурному наследию народов Урала, развивать эстетический вкус, творчество.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры по сказам.

Создание поделок совместно с родителями.

Приобщать к общепринятым нормам и  правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через ролевые игры по сказам П.П.Бажова, через совместный творческий проект с родителями. Формировать патриотические чувства.

Литература:

  1. З.И.Смирнова, О.В.Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
  2. «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
  3. Сказы: «Серебряное копытце»,    

                        «Голубая змейка»,

                        «Огневушка-Поскакушка»,

                        «Медной горы хозяйка»,

                        «Малахитовая шкатулка»,

                        «Синюшкин колодец»,

                        «Каменный цветок»,

                        «Таюткино зеркальце»,

                        «Великий Полоз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Осенняя ярмарка"

Дошкольное детство – это начальный этап формирования человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На протяжении дошкольного детства  р...

Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

Информационный, исследовательский среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...

Информационный, исследовательский творческий, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я помню, я горжусь!"

Георгиевская лента — это не просто кусок ткани, который можно привязывать везде. Это символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных схватках, ...

Проект информационно - исследовательский, нравственно - патриотический для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя Родина"

Проект долгосрочный, включает в себя, как ознакомление с "малой", так и с "большой" Родиной....

Долгосрочный информационно-исследовательский,игровой проект для детей дошкольного возраста "Правильное и здоровое питание"

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. По статистике за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ...