Доклад на тему «Дидактическая и методическая классификация математических заданий в ДОУ».
материал по математике
В условиях реализации стандартов образования существует необходимость разработки и внедрения в учебный процесс ДОУ дидактических заданий. В докладе подробно рассматривается классификация учебных математических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_zadaniy_doklad.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Дидактическая и методическая классификация математических заданий в ДОУ».
Ананьева И.В.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга»
г. Воркуты
- В условиях реализации стандартов образования существует необходимость разработки и внедрения в учебный процесс ДОУ дидактических заданий. Сегодня мы подробно рассмотрим их классификацию.
В дидактике учебные задания классифицируют по различным основаниям.
1. В зависимости от этапов обучения выделяют задания:
- На актуализацию знаний, умений и навыков (задания, выполнение которых готовит детей к пониманию сути и смысла проблемной ситуации);
- Связанные с изучением нового материала (задания, ставящие перед ребенком проблемную ситуацию или подводящие детей к осознанию недостаточности имеющегося у них уровня знаний и умений, и выполнение этих заданий);
- На закрепление и применение знаний и умений (задания, выполнение которых требует от ребенка применения вновь обретенных знаний или умений в различных практических ситуациях);
- На повторение (задания, выполнение которых требует от детей применения ранее приобретенных знаний или умений в новых или вариативных практических ситуациях);
- Контролирующие (задания, процесс выполнения, или качество выполнения, или способ выполнения которых показывает педагогу и самому ребенку уровень и качество его достижений на данном этапе).
- Как вы считаете, может ли одно и то же задание менять свой тип в процессе обучения?
Ответы педагогов.
Да, употребление одного и того же задания на различных этапах обучения будет менять его тип.
Пример. (На доске изображены четыре вида линий – прямая, отрезок, ломаная, замкнутая).
Задание назвать правильно линии в начале старшей группы будет направлено на актуализацию знаний, в конце – на закрепление.
2. В зависимости от содержания материала задания математического характера подразделяются на:
1. Упражнения на выделение признаков объекта (предмета):
A) цвет, его оттенки;
Б) величина: большой - маленький, длинный - короткий, тяжелый - легкий, низкий - высокий;
B) форма: одинаковая - разная.
2. Упражнения на выделение количественных характеристик
множеств объектов или величин:
A) один - много (визуальное распознавание);
Б) столько же (взаимно однозначное соответствие);
B) больше - меньше (лишнее - не хватает);
Г) уравнивание количеств (добавить - убрать);
Д) увеличение или уменьшение количества (увеличить на,
уменьшить на);
Е) соотнесение количеств (на сколько больше, на сколько меньше);
Ж) изменение количественной характеристики множества или
величины и ее символическое описание (арифметические действия);
3) соотнесение количественных характеристик и обозначений
(счетные действия).
3. Упражнения на пространственное расположение предметов и их
частей:
A) расположение на незамкнутой линии (за, перед, следом, между,
правее, левее);
Б) расположение относительно замкнутой линии (внутри и вне);
B) расположение в пространстве (над, под, перед и т.д.);
Г) расположение на плоскости (выше, ниже, в центре, рядом и т.д.).
4. Упражнения на развитие познавательных процессов:
А)мышление;
Б) память;
В)внимание;
Г) восприятие;
Д) воображение.
5. Упражнения на развитие характерных качеств
математического мышления:
A) гибкость;
Б) понимание причинно-следственных связей;
B) системность;
Г) пространственная подвижность.
- Придумайте, пожалуйста, задания по вышеперечисленным классификациям.
Ответы педагогов.
- Дадим более подробные характеристики выделенным типам учебных заданий:
3. Выделение признаков объекта.
A) Цвет, его оттенки
К этой группе относятся все здания, вопросы, игры, в которых дети должны распознать и назвать основные цвета: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый. Обсуждаются любые предметы окружающей обстановки, одежда, игрушки и т.д. с указанием их цвета. Сюда же относятся задания типа: в эту коробку сложи все красные предметы, а в эту - все синие и т.д. (классификация по цвету с указанием основания для классификации).
Когда ребенок научится уверено различать, называть и выбирать контрастные цвета, вводятся оттенки: светло-красный и темно-красный и т.д., а затем близкие цвета: красный - розовый - оранжевый; синий - голубой - фиолетовый и др. При этом выполняются рисунки в этих тонах, аппликации из бумаги или ткани (лоскутная техника), когда ребенок должен сначала отобрать лоскутки или бумажные кусочки нужного оттенка, а затем приклеить. Удобно использовать комбинированные работы, где основа готовая (подготовленная педагогом заранее), а детали добавляют дети: например, стволы деревьев нарисованы, кроны, трава и цветы выклеиваются из кусочков детьми и т.д.
Активно используются вопросы: Что бывает синим? Что - красным? и т.д.
Б) Величина: большой - маленький, длинный - короткий, тяжелый - легкий, низкий - высокий.
К этой группе относятся задания, вопросы, игры, в которых ребенок учится сравнивать объекты по размеру на глаз, путем помещения один в другой (ведерки и т.д.), путем прикладывания одного к другому (палочки, ленты, ладони, шарфики, куклы и т.д.) или наложения один на другой, а по тяжести - путем прикидки на руке (деревянный и пластмассовый кубики, легкая кукла и тяжелый медведь и т.д.). Сюда же относятся ситуации, когда ребенок учится характеризовать количество и объем словами «много-мало».
- Попробуйте сами привести пример.
Ответы педагогов. (Много воды в банке, мало - в чашке; много песка в ведерке, мало - в формочке; много яблок в тазу, мало - на тарелке и т.д.).
B) Форма: одинаковая – разная.
Для заданий на эту тему в дошкольных учреждениях используют разнообразные дидактические наборы и строительные конструкторы, но игра с песком и снегом дает дополнительные возможности: можно делать одинаковые и разные куличики, используя формочки; можно делать снежные башенки ведерками и катать одинаковые и разные снежки и т.д., та же работа может проводить с пластилином. При работе с мозаиками и конструкторами можно искать «такое же» (одинаковые детали), при игре в гости «такие же чашки» и т.д. Существует множество игр типа «Найди пару», где имеется в виду поиск одинаковых объектов.
Пример. Интересно использовать другой вариант этой игры: «Найди такую же фигурку, но синюю», «Найди такую же, но большую». Таких наборов нет в готовом виде, их надо подобрать из любых подходящих пар. Педагог должен следить, чтобы формы были тождественными полностью. Строить такую игру удобно на базе геометрических форм и фигур, так как трудно подобрать изображения абсолютно одинаковых по форме, но разных по цвету животных и т.д. Вот перед вами эта игра, давайте попробуем сыграть.
4. Выделение количественных характеристик множеств объектов.
A) Один – много.
Характеристика «много» оценивается визуально и не требует уточнения счетом, характеристика «один» - это уже начало обучения отсчитыванию, поэтому ее надо связывать с деятельностью.
Например: «На подносе лежит много ложек. Положи каждому одну ложку», «На полдник нам принесли много булочек. Положи каждому одну булочку», «В коробке много карандашей. Дай всем по одному карандашу» и т.д.
Б) Столько же.
Характеристика «столько же» предполагает деятельность по получению множеств, эквивалентных данному, т.е. содержащих то же количество элементов. На этом этапе следует ориентироваться на использование взаимно однозначного соответствия.
Например: «Положи каждому по одной конфете. Всем хватило конфет? Конфет столько же, сколько детей».
B) Больше – меньше.
Представьте, что у нас 3 конфеты и 2 мальчика – Петя и Ваня. Конфет не хватило? Кого больше: детей или конфет? Почему?
Ответы педагогов. (Пете и Ване не хватило.)
Конфет меньше. Что делать?
Ответы педагогов. (Еще одну добавить Ване.)
Конфет больше. Почему вы так думаете?
Ответы педагогов. (Эта лишняя.)
Г) Уравнивание количеств.
При уравнивании множеств предметов используется прием установления взаимно однозначного соответствия (образование пар). Если предметов не равное количество, то для уравнивания используем прием удаления «лишних» или добавления «недостающих», фиксируя при этом словами: чтобы стало одинаково, надо еще добавить или убрать лишние.
Д) Увеличение или уменьшение количества (увеличить на, уменьшить на).
- Попробуйте составить примеры сами.
Ответы педагогов.
Е) Соотнесение количеств (на сколько больше, на сколько меньше)
Задания этого типа требуют сравнения путем установления взаимно однозначного соответствия: элементы множества, оставшиеся без пары, показывают, «на сколько больше» или «на сколько меньше».
Ж) Изменение количественной характеристики множества или величины и ее символическое описание.
Задание этого вида готовят ребенка к пониманию смысла арифметических действий.
3) Соотнесение количественных характеристик и обозначений (счетные действия).
5. Пространственное расположение предметов.
A) Расположение на незамкнутой линии (за, перед, следом, между, правее,
левее).
Б) Расположение относительно замкнутой линии: внутри и вне (снаружи). Упражняемся в употреблении слов «внутри» и «снаружи», фиксируем их в речи во время игры и полезной деятельности: кукла в домике, она внутри; пуговицы в коробке, они внутри; дверь заперли, и зайка остался снаружи; ложки должны быть в ящике, внутри; что внутри этой матрешки? И т.д.
B) Расположение в пространстве.
В играх и речевом общении постоянно используем предлоги и наречия, характеризующие пространственное расположение объектов: лампа над головой; мяч за шкафом; стул у двери; Вова за дверью. И наоборот - даем ребенку задание расположить предметы в соответствии с заданным условием: поставь чашку на блюдце; спрячь по коврик; встань на коврик; войди в комнату; Катя перед Ирой и т.д.
Г) Расположение на плоскости.
Плоскость двумерна, в отличие от трехмерного пространства. Работая на плоскости (рисунок, аппликация), постепенно вводим в активный словарь ребенка слова: в центре, в углу, в нижнем углу, в верхнем углу.
6. Развитие познавательных процессов.
Познавательные процессы - это основные формы психической деятельности, позволяющие быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей деятельности.
А) Мышление
Мышление - это познавательная деятельность человека по выявлению
внешне скрытых особенностей объекта, характеризующаяся обобщенностью и опосредованностью; применение, преобразование и обновление запаса полученных в учении знаний. Мышление теоретическое - познание и обнаружение законов, принципов. Мышление практическое - познание, осуществляемое в ходе практической деятельности, выработка планов и программ действий. Мышление творческое - создание в ходе познания продукта субъективно или объективно нового. Успешность этого специфического познавательного процесса обеспечивается сформированностью у человека характерных приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.
Б) Память
Память включает в себя процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. Каждый человек обладает своим, присущим ему, наиболее сильным видом памяти (образная, словесно-логическая, эмоциональная и др.), однако на данном возрастном этапе больше поддаются целенаправленному развитию два вида памяти: образная и словесная. Развитие словесной памяти проводится путем заучивания различных потешек, считалок, стихов. Для развития долговременного запоминания полезны упражнения с так называемой «отсрочкой», когда педагог просит ребенка воспроизвести материал не сразу, а спустя некоторое время, после выполнения каких-то других действий.
В) Внимание.
Не являясь самостоятельным психическим процессом, внимание, тем не менее - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), внимание способствует повышению их эффективности.
В дошкольном возрасте целесообразно развивать сенсорное внимание (зрительное и слуховое). Формирование и развитие слухового внимания связано с рассказыванием ребенку сказок, стихов, прослушиванием и обсуждением коротких музыкальных фраз (существуют специальные методики развития музыкального слуха и образного музыкального мышления).
Г) Восприятие
Поскольку математические объекты являются абстракциями высокого уровня общности, проблема организации их восприятия связана с построением специальных моделей этих объектов, поддающихся сенсорному (зрительному или кинестезическому) восприятию. Формирование у ребенка запаса адекватных математических «образов восприятия» требует от воспитателя безупречного владения теоретическими основами элементарной математики и методикой подачи этого материала в доступной ребенку форме, не искажающей при этом смысл понятия.
Д) Воображение.
Воображение - это процесс преобразования имеющихся представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В основе творческого воображения лежит умение строить отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.
- Чтобы спланировать интересное, познавательное занятие по математике, воспитателю необходимо поставить перед собой четкие цели. Причем они должны быть реальными для дошкольников конкретного возраста. Исходя из них, подбирается материал, наиболее целесообразные методы, средства.
Таким образом, знание классификации математических учебных заданий и, как следствие, умение применить их, становится отправной точкой при организации занятия и тем результатом, который должен быть получен на выходе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Дидактические игры в изобразительной деятельности"
О дидактических играх в изобразительной деятельности. Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективность средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего ра...
Доклад на тему"Дидактические игры детей дошкольного возраста"
Доклад на тему "Дидактические игры детей дошкольного возраста"...
Доклад на тему" дидактические игры с математическим содержанием"
В своем докладе я подчеркиваю, что дидактические игры способствуют наилучшим образом усвоения элементарных математических представлений в детском саду....
Доклад на тему: « Дидактических игра в младшем дошкольном возрасте »
Этот материал предназначен для воспитателй младшего дошкольного возраста. Какая форма работы используе.тся. А также какие игры лучше подобрать в младшем возрасте...
Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство развития логического мышления»
Доклад на тему:«Дидактическая игра как средство развития логического мышления»...
Доклад на тему: «Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с природой».
Доклад на тему: «Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с природой».Сегодня экологическая грамотность, бережное и любовное отношени...
Доклад на тему "Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью"
Игра в дошколном возрасте играет большую роль в развитии детей. Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологич...