Создание условий для самостоятельной продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий для самостоятельной продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Волкова Л.А.
Эффективность обучения дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать специфическую деятельность детей – игру, рисование, конструирование – и придать ей познавательный характер.
На данный момент времени конструкторская деятельность дошкольников не отвечает интересам и потребностям детей, хоть и обладает чрезвычайно богатыми возможностями в плане умственного развития. Сама методика обучения не предусматривает создания условий, требующих переноса действий в личную игру дошкольника.
Проводя конструирование из природных материалов, деревянного конструктора или бумаги, педагог должен понимать для чего это необходимо, и будет ли это востребовано детьми.
Для самостоятельной деятельности необходимы следующие условия:
- Создание мотивации.
- Свобода выбора материалов.
- Владение обобщёнными способами действий.
Мотивировать детей к созданию чего-либо в современном мире очень сложно. В магазинах продаётся всё, что душе угодно. Большинству родителей удобно купить игрушку и заняться своими делами.
Однако, существует масса интересных игровых ситуаций, которые способны заставить детей самостоятельно изготовить что-либо. Например, в беседе с детьми можно рассказать, как в старину вечерами дети собирались вместе и слушали страшные сказки при лучине. Все дети захотят послушать такие сказки! Но как создать эту атмосферу? К нам на помощь пришли родители. Всей группой собрали пакеты из-под молока и, с помощью скотча, собрали три стены, крышу и дверь.
Домик оказался достаточно большим и тёмным, пришлось внести светодиодные свечи. С тех пор «Дом страшилок» пользуется необыкновенным спросом: и как место уединения, и как место игр, и для театрализации, и для развития связной речи (страшные истории дети рассказывают сами).
А дальше… по данному алгоритму дети сами стали строить из коробок. Коробки из-под сока стали кукольной мебелью, коробки из-под обуви — столом, гаражом. А в совокупности с конструктором «Лего» и железной дорогой выстроили аквапарк с гоночной трассой.
Следующая ситуация связанна с игровыми атрибутами. После просмотра мультфильмов у детей резко возрастает потребность в обыгрывании понравившихся эпизодов. Конечно, предметы – заместители всегда найдутся, но сделать самому шлем и меч – это заманчиво. Достаточно показать, как можно из бумаги сделать шлем, корону, меч или веер, и фантазии нет предела. Главное, положить достаточное количество материалов и инструментов.
На занятиях по аппликации дети складывали бумагу пополам, рисовали контур от сгиба и вырезали. Но раньше это было нужно воспитателю. А теперь, дети стараются сложить лист аккуратно, вырезать плавно, разукрасить необычно, теперь никто не перепутает свой меч и шлем, он индивидуален! По такому же алгоритму дети придумали маски, нарукавники, пояса.
Оригами мало кому нравится из детей, схемы непонятны, поделки трудно складывать, связанно это с возрастными особенностями дошкольников, физиологией. Слабо развитое зрительно-пространственное восприятие, абстрактное мышление не даёт возможности самостоятельно повторить изготовление поделки. Но можно попробовать изготовить поделки, которые будут ездить от струи воздуха. Например, машинные гонки или парусная регата. Изготовить очень просто: складываешь, проглаживаешь, рисуешь. А потом, кто сильнее дунет, тот и выиграл (забирает машинку себе). И всё начинается сначала…
Конечно, поделки недолговечны, да и игры меняются… и тогда появляются новые идеи, новые поделки, новые потребности в созидании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ.
Данная статья содержит описание опыта работы по организации разлиных видов самостоятельной продуктивной деятельности детей и конспект НОД....
Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Доклад о духовно-нравственном воспитании....
Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватно их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширения двигательного опыт...
Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...
Мастер-класс «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»
Представление опыта работы по созданию условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.Проведение мастер-класса с педагогами....
Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"
Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"...
«Формирование навыков самоорганизации, самоконтроля, самооценки как условие развития самостоятельной инициативной личности детей старшего дошкольного возраста»
Самостоятельная деятельность дошкольников.Выступление из опыта работы....