Проект по самообразованию
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»
Проект по самообразованию
«Развитие графомоторных навыков у дошкольников»
Выполнила воспитатель:
Подготовительной «Б» группы
Камалетдинова Н.А.
Пыть-Ях
2019 - 2020 год
Самообразование на 2019- 2020 уч. год
воспитателя высшей квалификационной категории Камалетдинова Н.А.
1 этап. Подготовительный (выявление)
Тема «Развитие графомоторных навыков у дошкольников»
Актуальность Сегодня, во времена развития и внедрения нанотехнологий и Интернета, дети стали двигаться гораздо меньше, чем раньше. Во многом это связано с тем, что часть работы за людей выполняет бытовая техника. Раньше многое приходилось делать руками, тем самым улучшая их моторику: вязать, вышивать, штопать, стирать и отжимать белье вручную. Нам нужно было чистить ковры не пылесосом, а губкой или веником; резать овощи ножом, а теперь эту работу выполняют кухонные комбайны.
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом. У детей быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются в первую очередь неразвитостью мелкой моторики пальцев руки.
Поэтому я решила взять тему для самообразования «Развитие графомоторных навыков у дошкольников»
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.
Навыки графомоторики – это навыки по рисованию, раскрашиванию, написанию букв и цифр. Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ним переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитие детского организма.
Цель: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.
Задачи:
Образовательные:
Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность;
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Улучшить общую двигательную активность;
Содействовать нормализации речевой функции;
Развивающие: Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать, следить за развитием действия.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Гипотеза: Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
2 этап Аналитический (изучение)
План работы по самообразованию
1. Изучить литературу по данной теме. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме
2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков
3.Апробировать возможности использования подобранных методик.
Диагностика № 1
Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр: бросать мяч диаметром 10 см. в стенку с расстояния 1 м., метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой, удары мяча о пол и ловля его после отскока.
На начало года:
Фамилия,имя ребенка | Бросать мяч в стену с расстояния 1м | Метание в цель на высоте 1м. | Удары мяча о пол и ловля его | Оценка результатов. | |||
Прав.рук | Лев. Рук | ||||||
Аджиев Муслим | 8 | 6 | 4 | 10 | Низ. | ||
Алексеев Матвей | 9 | 7 | 4 | 12 | Низ. | ||
Анисимова Марина | 7 | 7 | 5 | 14 | Низ. | ||
Андрианов Андрей | 7 | 6 | 4 | 12 | Низ. | ||
Иляскин Семен | 9 | 6 | 5 | 15 | Низ. | ||
Уманец Егор | 8 | 7 | 5 | 12 | Низ. | ||
Трофимова Виктория | 15 | 14 | 7 | 17 | Хор. | ||
Тарасова Мария | 14 | 15 | 7 | 16 | Хор. | ||
Фирсов Артем | 7 | 6 | 4 | 14 | Низ. | ||
Фарамазов Имам | 7 | 6 | 5 | 14 | Низ. | ||
Сафиуллина Лиана | 8 | 6 | 5 | 12 | Низ. | ||
Сафарова Саида | 14 | 13 | 7 | 15 | Хор. |
Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.
Диагностика № 2
Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».
Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.
Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.
«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
- Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.
На начало года:
Фамилия,имя ребенка | Игры с пальчиками | «Езда по дорожке» | Оценка результатов. | |
Аджиев Муслим | 8 | 8 | Сред. | |
Алексеев Матвей | 5 | 5 | Низ. | |
Анисимова Марина | 5 | 4 | Низ. | |
Андрианов Андрей | 7 | 7 | Сред. | |
Иляскин Семен | 3 | 4 | Низ. | |
Уманец Егор | 8 | 9 | Выс. | |
Трофимова Виктория | 10 | 10 | Выс. | |
Тарасова Мария | 3 | 3 | Низ. | |
Фирсов Артем | 7 | 8 | Сред.. | |
Фарамазов Имам | 5 | 4 | Низ. | |
Сафиуллина Лиана | 8 | 7 | Выс. | |
Сафарова Саида | 10 | 10 | Выс. |
Оценка результатов. При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений.
Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.
3 этап Организационный (обобщение)
Теоретическая часть.
Изучение ФГОС ДО
Изучение СанПиН 2.4.1.3049
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
Кольцова М.М «Развитие моторики»
Елена Данилова «Пальчиковые игры»
Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Изучив литературу, выявила для себя особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.
Первая группа. Упражнения для кистей рук
Развивают подражательную способность;
Учат напрягать и расслаблять мышцы;
Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
Учат переключаться с одного движения на другое.
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические
Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические
Развивают точную координацию движений;
Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
Учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
Игровые задания должны постепенно усложняться
Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рук;
Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Основные направления работы с детьми на НОД.
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
нахождение заданных предметов,
угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук
Структура подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук в подготовительной комбинированной группе
Продолжительность занятия 30 минут.
Проводится во вторую половину дня один раз в неделю.
1. Организационный момент. (Сюрпризный момент)
2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, “ёжики”, мячики, орехи)
Скалочку (мячик) в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
быть послушным научу.
3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).
4. Игры на ориентировку на листе бумаги.
5. Графический диктант в тетрадях (по теме недели).
6. Итог НОД. Оценка деятельности детей
Практическая часть:
Практическая деятельность: Развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Поэтому в своей группе я решила развитию мелкой моторики уделять специальное внимание. Ежедневно, в начале и в конце НОД мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Сделала очень много дидактических игр, сшила пальчиковый театр, создала уголок для детей в групповой комнате.
В работе с детьми используем развивающие пособия: рамки, шнуровки, упражнения с водой и крупой. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Провожу индивидуальные упражнения с ВОЗ
Мероприятия | Срок | Ответственные |
Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала. Обогащение развивающей среды. Активизация работы с детьми и их родителями, педагогами. Проведение открытого НОД «Путешествие в осенний лес» для коллег своего дошкольного учреждения Составление перспективного плана «Основы графомоторных навыков» по ознакомлению дошкольников с письмом Подборка упражнений для пальчиковой гимнастики. Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм. Рисование пальчиками гуашью «Медвежонок», «осьминожки» … Рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам; выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок; Изготовление дидактических игр для развития тактильного ощущения "Цифры называем, пальцы укрепляем" "Разрезные картинки", "Шагаем пальчиками". Театрализованные игры Вместе с детьми изготовление атрибутов, декораций, элементов для пальчикового театра. | Сентябрь – январь 2018-2019 | Камалетдинова Н.А. |
Составление и проведение родительского собрания на тему «Развиваем мелкую моторику рук» Анкета для родителей на тему «Развиваем мелкую моторику рук» Консультации для воспитателей «Развиваем мелкую моторику рук» «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности» Мастер класс для воспитателей «Развитие графомоторных навыков у дошкольников» Проведение открытого НОД «Путешествие в осенний лес» для коллег своего дошкольного учреждения Мастер класс для воспитателей «Изготовление лэпбука» Выступление с отчетом по работе самообразования на педагогическом совете. Публикация материала по самообразованию на портале социальная сеть работников образования тема «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования» | Сентябрь - май 2018-2019 учебный год | Камалетдинова Н.А. |
4 этап Завершающий (внедрение)
Перспективный план работы проекта в подготовительной группе «Б»
Тема мероприятия | Задачи | Оборудование | ||||
сентябрь | ||||||
| Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду группы для развития мелкой моторики Выявить уровень развития графомоторных навыков детей группы на начало учебного года. Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш. | Картотека пальчиковых игр. Массажные мячи, шарики, разрезные картинки | ||||
Работа с родителями | Проведение родительского собрания на тему «Развиваем мелкую моторику рук» | |||||
октябрь | ||||||
| Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей через использование разнообразных форм , методов и приемов. Проводить пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности | Чудесный мешочек, прищепки, фасоль, овощи | ||||
Работа с родителями | Консультации для родителей по развитию мелкой моторики | |||||
ноябрь | ||||||
| Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку Продолжать развивать у детей графический навык | Грецкие орехи, счетные палочки, геометрические палочки, шнуровки | ||||
Работа с родителями | Анкета для родителей на тему «Развиваем мелкую моторику рук» | |||||
декабрь | ||||||
| Выявить уровень развития графомоторных навыков детей Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш. | Снежки, мозаика, | ||||
Работа с родителями | Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики» Обучение родителей различным пальчиковым играм для использования их с детьми дома. | |||||
Январь | ||||||
| Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей через использование разнообразных форм , методов и приемов. | Театр, прищепки, счетные палочки, карандаши | ||||
Работа с родителями | Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности» | |||||
февраль | ||||||
| развивать тактильные ощущения; учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; развивать мелкую моторику; | Трафареты, мозаики, бусинки, шнуровки | ||||
Работа с родителями | Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях» | |||||
март | ||||||
| осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием; продолжать различать цветы "такой – не такой"; знакомить с названиями цветов; учить действовать в соответствии со словесной инструкцией; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания. | Прищепки, бусинки, пазлы, шнуровки | ||||
Работа с родителями | Смотр – конкурс «Сказки рядышком живут». Способствовать развитию у родителей стремления к знаниям и желания узнать ещё больше, достойно выразить себя в конкурсе. | |||||
Апрель | ||||||
| формировать зрительно-двигательную координацию; развивать зрительную ориентировку на форму предмета; формировать практические способы ориентировки (метод проб); вызывать интерес к своим действиям; формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. | Желуди, клубочек, счетные палочки, мозаика | ||||
Работа с родителями | Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка? » | |||||
Май | ||||||
Выставка рисунков, поделок из пластилина «Ловкие пальчики» | ||||||
Работа с родителями | Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев |
Ожидаемые результаты
Повышение теоретического, научно-практического уровня профессионального мастерства
Улучшение уровня развития графомоторных навыков
Разработка консультаций, памяток направленные на обогащение знаний педагогов и родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков
Обобщения опыта работы
5 этап Презентационный (распространение)
Обобщение результатов работы по данной теме (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для родителей.
Модель: мероприятия, проводимые с детьми.
Модель: мероприятия, проводимые с родителями.
Модель: мероприятия, проводимые с педагогами.
Написание конспектов мероприятий.
Изготовление нестандартного оборудования и создание выставки для педагогов детского сада
Мастер класс для воспитателей «Развитие графомоторных навыков у дошкольников» Мастер класс для воспитателей «Изготовление лэпбука»
Выступление с отчетом по работе самообразования на педагогическом совете. Публикация материала по самообразованию на портале социальная сеть работников образования тема «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»
Показателями эффективности проекта будут считаться:
Уменьшения количества детей с низким уровне речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.
Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.
повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.
возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию пальчиковых игр.
Распространение результатов
Опыт внедрения моего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных психолога – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.
В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.
Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически
Приложение 1- Занятие с детьми.
Конспект занятия НОД по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы с использование ИКТ. Тема: «Мышкино государство».
Задачи:
Образовательная:
Закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Развивающая:
Развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость движений рук;
развивать правильную речь
Воспитательная:
воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, формировать дружеские взаимоотношения.
Словарная работа:
Озорство, князь, казначей, домоправительница, гостеприимство, крепёжные верёвочки, Ярославская губерния.
Активизация словаря: маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная. Музей, достопримечательность, ухитрился проникнуть, легенда, слизала, медком.
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы;
-чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»;
-пальчиковая гимнастика;
-нанизывание предметов на тонкую проволоку, на верёвочку;
-собирание различных видов мозаик;
-игры с пирамидками;
-застёгивание пуговиц разной величины, кнопок, крючков;
-завязывание верёвочек, тесёмок, ленточек разной длины
-выкладывание из палочек (спичек) разных предметов;
-сортировка различного материала;
-штриховка;
-игры с мелким и крупным конструктором;
-игры с конструктором «Лего».
Материал:
демонстрационный:
выставка книг «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке».
Игрушка «Мышка» из пальчиковова театра.
раздаточный:
для стола № 1:
конструктор «Лего»(кораблик).
для стола № 2:
ёмкость с перемешанными горохом и фасолью; емкость с перемешанными большими и маленькими пуговицами.
для стола № 3:
разрезные картинки «Кот» и «Мышка»; раскраски с изображением мышки и кота, цветные карандаши;
для стола № 4:
пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»;
Ход занятия:
(Дети сидят полукругом перед воспитателем).
Вос-ль: Ребята отгадайте загадку:
Маленькие ножки, боится кошки.
Живёт в норке, грызёт корки.
Дети: (Мышка)
Вос-ль: Правильно, это мышка и сегодня она пришла к нам в гости
(заносит в группу игрушку – мышку)
Вос-ль: Вспомните и скажите, в каких сказках живёт мышка?
Дети: «Репка», Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке».
Вос-ль: Молодцы! Оказывается такой маленький зверёк, а такой нужный.
Вос-ль: Ребята, вспомните, какую роль сыграла мышка в сказке «Репка»?
Дети: мышка помогла вытащить репку.
Вос-ль: Скажите, а какая мышка бывает, подберите слова – признаки, а для этого мы с вами встанем в круг и наша «мышка» с вами поиграет. Кому передадут мышку, тот и назовёт слово – признак.
Дети передают по кругу игрушку – мышку. Называют: маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная и т.д.
Вос-ль: Молодцы ребята, а сейчас я вам хочу рассказать легенду о мышке. Как иначе можно сказать про легенду?
Дети: Сказание, история, сказка.
Вос-ль: ( показ слайдов):
Итак, внимание. Плывут по Волге пароходы - причаливают. Едут туристические автобусы – останавливаются. Идут туристы – задерживаются. Где, где? Да в городе Мышкине Ярославской губернии. В этом городе много достопримечательностей, а также есть музей мыши. Жители этого города с уважением относятся к мыши. Легенда рассказывает о том, что в давние времена охотился в этих лесах князь. Притомился и задремал на высоком солнечно – сосновом волжском берегу. Проснулся потому, что мышь позволила пробежать по его лицу. Рассердиться не успел – рядом змея оказалась. Мышь, спасаясь от змеи, то ли от отчаяния, то ли намеренно по князю пробежала – жизнь ему спасла!
А музей – чудо как хорош! Там есть мышь домоправительница строгая в очках, вяжет, настоящая английская леди. Есть и Фёдор – казначей российский.
А вокруг огромное мышиное царство. Мыши здесь и сидят, и стоят по одному, парами, семьями.
Мыши изготовлены из разных материалов: из лоскутков, стекла, фарфора, папье-маше, мыши – аппликации на фартуках, расписные деревянные доски с изображением мыши. Есть мыши – иностранцы – подарены другими странами: из Польши, Германии, из стран Прибалтики. Есть в продаже глиняные, расписные свистульки, купишь такую мышку, посвистишь и почувствуешь весёлое озорство!
Вот такая легенда.
Вос-ль: Ребята, а к нам пришли еще гости и время узнать, что же за необычные гости к нам приехали? (зачитывает загадку):
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
Догадались, кто это?
Дети: мышки
(Показ слайда «Кораблик с мышками – матросами»).
Вос-ль:Эти гости может из того самого города Мышкина? А может, из какого другого? Но гости есть гости и мы должны им оказать гостеприимство.
Вначале давайте им покажем, что умеют наши пальчики. Они такие же быстрые, как Мышки.
Пальчиковая гимнастика:
Эта ручка – мышка,
Эта ручка – кошка.
Пять маленьких мышек
Забрались в кладовку,
В бочонках и банках
Орудуют ловко.
На сыр забирается первая мышка,
В сметану ныряет вторая мышка,
А третья - с тарелки всё масло слизала,
Четвёртая - в миску с крупою попала.
А пятая мышка медком угощается.
Все сыты, довольны (изображают мимикой мышку).
Вдруг кот просыпается, (испуг, выпускают когти).
«Бежим», - пропищала подружкам малышка,
И спрятались в норку проказницы мышки!
(все пальчики прячутся в норку левой руки).
(Рассаживаю игрушки мышек по одной на каждый стол и предлагаю детям занять свои места) Вос-ль: Пока мышки будут у нас гостить, мы позаботимся, чтобы обратное путешествие для них было безопасно: а то пока они к нам плыли, у них на корабле произошла небольшая поломка и корабль нужно починить. Проверить оснащение корабля, запас продуктов, ведь в море всё может случиться: непогода, шторм. Поэтому мы сейчас займёмся выполнением работ.
У вас на столах лежат задания, которые надо выполнить.
Дети пройдите за столы.
Те, кто сидит за первым столом, должны построить корабль из конструктора «Лего»:
Стол № 1:
построить корабль (лодочку) из крупного конструктора, предлогаю для удобства сделать на ковре.
Стол № 2:
Вам необходимо заготовить продукты для наших мышек – матросов: рассортировать в эти мисочки горох и фасоль.
И еще рассортировать пуговицы, которые оторвались во время шторма (крупные и мелкие в разные коробочки).
Стол № 3:
защитить мышек от кошки и кота: собрать из разрезных картинок «Кота» и «Мышку»;
стол № 4:;
зашнуровать сапожки и отремонтировать дорожку (пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»).
(Дети выполняют свою работу, воспитатель оказывает индивидуальную работу, напоминает о качестве, о мышатах – матросах, получают дополнительное задание).
Вос-ль: Ребята заканчиваем работу, наводите порядок на своём рабочем месте.
Молодцы, все справились с заданием.
Вос-ль: Ребята, расскажите, чем вы сегодня занимались на занятие? Что вам понравилось больше всего?
(ответы детей)
Вос-ль: Ребята, а мышки еще вам привезли подарки за ваш труд, воздушные шары так как мышки любят не только сыр, но и еще играть (раздача воздушных шариков)
Приложение 2 – Памятки и консультации для родителей.
Рекомендации для родителей
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Приложение 3 – Анкеты для родителей по проекту.
Анкета для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников».
1.Знаете ли вы, что такое мелкая моторика ребёнка?(подчеркнуть)
- Да.
- Затрудняюсь ответить.
- Нет.
2. В каком возрасте нужно начинать её развивать?(подчеркнуть)
- В младенчестве
- 3-4 года
- 7 лет.
3.Какие игры используются для развития моторики рук дома?
-------------------------------------------------------------------------------
4.Какой нетрадиционный материал используется в работе?(подчеркнуть)
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки , нитки.
- Конструктор, мозаика.
- Кубики , пирамидки, матрёшки.
5. Где берёте информацию о видах развития мелкой моторики?(подчеркнуть)
- В саду
- В ТВ.
- В интернете.
- Подсказывает своя интуиция.
6.Как ребёнок выполняет задания игры?(подчеркнуть)
- Пассивно.
- Активно
7. Как ребёнок воспринимает установку к игре?(подчеркнуть)
- С первого раза.
- Требуется многократное объяснение.
- Требуется объяснение и показ действий.
8.Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в детском саду. если да, то откуда?(подчеркнуть)
- Нет, не знаю
- Нет, не знаю, но что-то слышал от ребёнка.
- Знаю, рассказал ребёнок, играем вместе.
- Знаю, поинтересовался у воспитателей.
Приложение 4 – Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики
• упражнения с карандашом: Д/и «Ловкий карандаш», «Сели птички поклевать»
• мячом: Д/и «Покатай мяч», «Передай мяч»
• Кольцами, скрепками: Д/и «Собери цепочку», «Солнышко», «Помоги ёжику»
• выполнение фигурок из пальцев: «Животные», «Птицы»
• счетными палочками: Д/и «Построй домик, ёлочку и т. д. »
• фольгой: сминание, вытягивание
• фасолью: Д/и «Загадочная фасоль», «Выложи рисунок», горохом: д/и «Найди клад», желудями, каштаном• лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов
• опознание предмета на ощупь попеременно правой и левой руками
• игры с предметами домашнего обихода: пуговицы, прищепки, бусинки, решетки, пельменница: д/и «Пчелы в сотах», пробки от пластиковых бутылок, пипетки д/и «Лаборатория», клавиатура (компьютер, телефон) д/и «Нажми кнопку» : Д/и «Мамин сундук», «Сами смастерим бусы», «Кто быстрее переберёт», «Ёлочка», «Сказочный цветок»
• шнурки: Д/и «Шнуровка», «Замоталки»
• вата: «Снежок», «Снеговик»
• резинка: Д/и «Тянучка»
• замочки: Д/и «Подбери ключик»
• молнии: Д/и «Открой – закрой», «Стручок»
• морские камешки: «Кто быстрее выложит узор», «Посчитай камешки»
• стеклянные камешки (декоративные) : «Золушкин сундучок»
• нетрадиционное рисование: ладошками: «Русская берёза», «Цветы», манной крупой: «Из манной кашки симпатичные мультяшки»
• мозаика: крупная и мелкая
• игры с трафаретами и шаблонами
• пальчиковый театр, • пазлы: бумажные и деревянные.
Приложение7 – Пальчиковые игры по проекту.
КАРАНДАШ
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
ОРЕХИ
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
ПОМОШНИК
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
ДОРОЖКА
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
* * *
Вот волшебный самолёт
Отправляется в полёт.
Он планирует над партой.
Ну а где же наша карта?
Дети кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой.
* * *
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
ОСЛИК
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
^ Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой
ЧАСЫ
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
^ Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.
КАЧЕЛИ
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я попала на качели?»
^ Дети зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой
Приложение 5 – Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.»
Н.А.Бернштейн
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им преодолеть. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки на основе исследований М.М.Кольцова в 1973г. делает важнейший вывод о том «… что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга»
Недостатки развития мелкой моторики у детей с ОНР проявляются:
• В нарушении точности, быстроты, переключаемости и координации движений;
• Затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
• Невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
• Снижении двигательной памяти и самоконтроля;
• Замедленности, застревании на одной позе.
Всё выше изложенное указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР.
Для развития мелкой моторики широко используются разнообразные материалы:
• бумага;
• наждачная бумага;
• крупы;
• песок;
• пуговицы;
• липучки;
• молнии;
• массажные мячики;
• счётные палочки;
• бусы;
• шестигранные карандаши;
• прищепки;
• платочки и т.д.
Благоприятное воздействие упражнений оказывает использование стихов. Использование стихов в упражнениях позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
При проведении упражнений для развития мелкой моторики необходимо соблюдать следующие правила:
• если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;
• играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
• запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;
• работу проводить регулярно, систематически;
• соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей 4-5 лет – 15 мин, 5-7 – 25 мин;
• учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;
• стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами.
Список литературы.
1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Журнал «Логопед» №2/10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Проект по самообразованию «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования»
Проект по самообразованию....
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Проект по самообразованию "Метод моделирования в музыкальном развитии детей"
Для современной образовательной системы проблема умственного развития дошкольников чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие, на пороге которого стоит человеч...
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...
проект по самообразованию ПДД
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...