Рабочая программа кружка "Мастерская чудес"
методическая разработка (подготовительная группа)
Рабочая программа кружка по начальному моделированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2kruzhok_bogatenkova.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 54 «Золушка»
города Лесосибирска»
Рабочая программа кружка
«Мастерская чудес»
(по начальному техническому моделированию)
Разработала:
воспитатель Богатенкова В.Л.
г. Лесосибирск – 2019
Пояснительная записка
Конструирование и моделирование - это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов, это познавательный процесс формирования у них начальных политехнических знаний, умений и развития художественного вкуса. Конструирование и моделирование строится на активном воображении и творческом мышлении. Оно позволяет ребенку в наиболее полной форме раскрыть свою личность, свои способности, дает веры в свои силы. Все это явилось основанием для разработки программы кружка «Мастерская чудес».
Программа кружка «Мастерская чудес» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования.
Программа кружка включает в себя как техническое конструирование, так начальное техническое моделирование.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков. Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
Направленность программы:
Техническая направленность.
Актуальность:
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и начального технического моделирования. Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества.
Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие).
Новизна программы:
Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Во время работы с конструктором ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку. В ходе конструктивно-технической деятельности ребенок становиться архитектором и строителем, воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое конструирование способствует профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к технике, моделированию, проявляются изобретательские способности.
Цель и задачи программы
Цель: развитие интереса дошкольников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию.
Задачи:
Обучающие:
- формирование основ технического мышления и навыков начального технического моделирования;
- формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;
- учить технологическим приемам работы с бумагой, научить конструировать из плоских и объемных деталей простейшие технические макеты, модели и игрушки;
- обучение правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в начальном техническом моделировании;
Развивающие:
- развитие интереса к техническому моделированию;
- развитие конструктивного, образного и логического мышления;
-развитие конструкторских навыков, творческой инициативы и самостоятельности;
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа рассчитана на 1 год и предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Общее количество занятий – 31. Продолжительность занятия: 30 минут. Возраст детей: 5- 7 лет. Количество детей 12 человек.
Ожидаемые результаты:
- Устойчивый интерес к конструированию и моделированию;
- формирование умений конструирования из различных видов конструктора;
- формирование необходимых навыков работы с материалом;
- умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;
- проявление интереса к творческой деятельности;
- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности.
К концу учебного года у дошкольников развиваются следующие навыки:
- планировать и организовывать свою работу;
- конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;
- конструировать по заданной теме;
- конструировать по представлению (без схемы);
- дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;
- работать по трафаретам и шаблонам;
- составлять простые узоры;
- правильно пользоваться инструментами;
- изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и картона и другого материала.
Мероприятия по предоставлению результата:
Оформление выставки работ в МБДОУ;
Участие в выставках и конкурсах различного уровня;
Посещение детьми выставок , проводимых в ЦДО, в детских садах города.
Участие в городских мероприятиях, посвященных юбилею города Лесосибирска, празднованию 75-летию Великой Победы.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Содержание |
1. Техническое конструирование | ||
Октябрь 1 неделя | «Чудеса конструирования» | Познакомить детей с многообразием материалов, используемых для конструктивно-модельной деятельности; вызвать у детей интерес к работе кружка показом готовых работ; познакомить детей с правила работы кружка и техникой безопасности. |
2 неделя | «Машины будущего» | Формировать представления о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в объемном и плоскостном моделировании и в построении схем. Развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций. |
3 неделя | «Путешествие ребят на планету Роботов» | Упражнять в создании роботов для различных целей из конструктора; развивать потребность к экспериментированию и изобретательству, Совершенствовать конструкторские способности. Упражнять в конструировании по чертежам. |
4 неделя | «Парк аттракционов» | Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу. Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности |
Ноябрь 1 неделя | «Космические корабли» | Научить детей делать постройку из конструктора не похожую на предыдущие. Закреплять название деталей. Учить детей комментировать пошагово ход работы. Закрепить знания детей о форме, цвете, величине, размере. Развиваем речь, логику и мышление. |
2 неделя | «Танк» | Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части. Закреплять умение самостоятельно создавать конструкцию по схеме без опоры на образец. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. |
3 неделя | «Гоночные машины» | Продолжать учить самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения. Учить создавать модель гоночной машины с использованием конструктора с подвижным креплением элементов. Продолжать учить детей анализировать свою постройку; этапы ее создания, развивать внимание при определении общих, характерных деталей машины различной конструкции; вычленять и называть главные части машины, планировать этапы постройки. |
4 неделя | «Водный транспорт» | Развивать самостоятельность в решении конструкторских задач. Развивать познавательно- исследовательскую деятельность. Закреплять умение создавать из мягких модулей крупномасштабные объемные конструкции. Закреплять умение читать схемы; соотносить плоскостное изображение фигур с объемным. Формировать представление о цвете, форме, размерах предметов. |
Декабрь 1 неделя | «Город» | Закрепление знаний о строительных деталях, цвете. Обобщать представление у детей выполнять задание по образцу. Развивать внимание в процессе построек, логическое мышление, развивать координацию движений. Воспитывать самостоятельность через конструктивную деятельность |
2 неделя | «Город маленьких человечков» | Упражнять в составлении планов строительства. Совершенствовать конструкторские способности. Формировать совместную поисковую деятельность. Развивать умение делать самостоятельные исследования и выводы |
3 неделя | «Службы спасения» | Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объекта средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления деталей. Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. Развивать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других. |
4 неделя | Конструирование по замыслу | Формировать умение создавать замысел и реализовывать его. Упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора. Развивать умение работать по предложенным инструкциям. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. |
Январь 1 неделя | «Сказочные домики» | Продолжать развивать интерес детей к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию: строить красивый дом – сказочный, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, находить необычные конструктивные решения, закреплять навык планирования предстоящей работы. Воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы. |
2 неделя | «Многоэтажный дом» | Вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке. Закреплять умение делать дом по воображению или с помощью схемы. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. Воспитывать любовь к своей семье. |
3 неделя | «Стул» | Формировать у детей представления о функциональности конструкций, взаимосвязи особенностей модели и ее назначения. Формировать у детей умения создавать конструкции по представлению, упражнять в совместном конструировании, формировать умение проявлять аккуратность и ответственность в процессе работы. |
Февраль 1 неделя | «Модель самоката» | Учить собирать самокат с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отверткой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе. |
2 неделя | «Тачка» | Учить детей выполнять поделки из конструктора. Развивать логическое мышление, любознательность, речь, мелкие мышцы пальцев рук. Воспитывать интерес к работе с конструктором. |
3 неделя | «Самолет» | Формировать умение и навыки по изготовлению поделок из металлического конструктора. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отверткой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе. |
4 неделя | «Модель грузового мотороллера» | Продолжать совершенствовать конструктивные способности детей. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. |
2. Начальное техническое моделирование (работа с бумагой и картоном) | ||
Март 1 неделя | «Подставка для карандашей» | Совершенствовать навыки работы с картоном и ножницами, использовать в работе предлагаемые шаблоны; продолжать учить делать поделку, используя последовательность действий, предложенную воспитателем; дать представление о дальнейшем использовании выполненной своими руками работе в повседневной жизни, о ее эстетической ценности |
2 неделя | «Жилой дом» | Закрепить знания детей об архитектуре зданий; учить соблюдать симметрию и пропорции; продолжать учить конструировать по замыслу; учить определять форму, размер, расположение деталей. Развивать образное мышление и воображение; развивать творческую инициативу, зрительную память и внимание. Воспитывать интерес детей к самостоятельной работе, побуждать детей к поисковой деятельности, воспитывать трудолюбие и любовь к творчеству в процессе конструирования. |
3 неделя | «Административное здание» | Продолжать учить конструировать в соответствии с чертежами, соблюдать симметрии и пропорции; учить анализировать конструкции сооружений; продолжать учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Активизировать поисковую деятельность детей. Развивать образное мышление, воображение, инициативу, творчество |
4 неделя | «Самолет» | Развивать конструктивные способности, познавательный интерес. Познакомить с историей самолетостроения. Активизировать личный опыт ребенка для использования его в процессе совместной деятельности. Создать в ходе совместной деятельности ситуацию успеха для каждого ребенка. |
Апрель 1 неделя | «Ракета» | Формировать умение создавать объемную конструкцию из бумаги, используя схему и образец. Закреплять умение закручивания прямоугольников в цилиндры, круг в конус. |
2 неделя | «Истребитель Миг-27 | Продолжать знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры. Активизировать воображение детей; совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой; приучать экономно расходовать материал, воспитывать аккуратность в работе, внимательное отношение к просьбам товарищей. |
3 неделя | «Упрощенная модель вертолета» | Познакомить с последовательностью изготовления простейшего вертолета; формировать умения и навыки изготовления простейшего вертолета; закреплять умения и навыки работы с линейкой, ножницами, наблюдательность, внимание, зрительную память; мелкие мышцы кистей рук |
4 неделя | «Упрощенная модель легкового автомобиля» (подготовка материала, заготовок) | Продолжать совершенствовать умение работать по готовой выкройке; закрепление умения создавать из бумаги объемные фигуры. Развитие эстетического вкус. |
Май 1 неделя | Упрощенная модель легкового автомобиля» (сбор готовой модели) | Продолжать совершенствовать умение работать по готовой выкройке; закрепление умения создавать из бумаги объемные фигуры. Развитие эстетического вкус. |
2 неделя | «Лодка с парусом» | Продолжать прививать умения и навыки работы с бумагой; закрепить навыки работы с клеем, ножницами; обучить приемам изготовление объемных поделок; развивать внимание, аккуратность, интерес к работе, эстетический вкус. |
3 неделя | «Лодка с треугольным дном» | Продолжать учить конструировать в соответствии с чертежами, соблюдать симметрии и пропорции; продолжать учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Активизировать поисковую деятельность детей. Развивать образное мышление, воображение, инициативу, творчество |
4 неделя | Выставка творческих работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности в студии "Театральные чудеса" во II младшей группе.
Программа предназначена для театрализованной деятельности для детей 3-4 лет и нгаправлена на художественно-эстетическое развитие....
Рабочая программа кружка "Чудеса на песке".
Применение песочной терапии для развития познавательных процессов и становления всех сторон личности ребёнка, формирование гуманного, искреннего отношения к людям и всему живому....
Рабочая программа кружка "Чудеса творчества"
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса творчества» (направление: художественно - эстетическое)Возраст детей: 5 – 6 летСрок реализации: 1 годПояснительная зап...
Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"
Программа кружка "Чудеса своими руками"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Чудеса своими руками (с использованием нетрадиционных техник аппликации)» в средней логопедической группе «Ромашка»
Пояснительная записка.Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению,способностью детей осознавать поставленные п...
Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"
Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"Программа составлена с учетом ФГОС.Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знания...
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...