Рабочая программа кружка "Чудеса творчества"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса творчества» (направление: художественно - эстетическое)
Возраст детей: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Кружок «Чудеса творчества» рассчитан на детей дошкольного возраста 5 – 6 лет. Основной идеей кружковой работы является формирование творческой деятельности детей через знакомство с нетрадиционными техниками аппликации и лепки.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Основными помощниками ребенка в этом важнейшем для него деле, является аппликация, рисование и лепка.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто.
Лепка – одно из полезнейших занятий для дошкольника, одно из средств эстетического восприятия, помогает сформировывать художественный вкус, учит созидать и осознавать красивое в окружающей нас жизни и в искусстве. Нетрадиционные техники лепки позволяют детям познакомиться с новыми материалами и вспомогательными инструментами. Они способствуют развитию у детей воображения, творческой активности, мелкой моторики, усидчивости.
Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Цель кружка: Формирование творческой деятельности детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными техниками аппликации и лепки.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации и лепки
- Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции.
- Воспитывать у детей интерес к художественному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным. Закрепить умение работать по схеме.
- Создавать условия для детского творчества.
- Формировать яркие и положительные эмоции у детей в процессе их творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhrk_chudesa_tvorchestva.docx | 45.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано» «Принята» «Утверждаю»
Заместитель заведующего по ВМР Педагогическим советом Заведующий МДОАУ д/с «Сказка»
МДОАУ детского сада «Сказка» протокол _________________/Быченко А.А./
__________/ Заляева Л.А./ № ___ от _____________ Приказ № ____ от «___» _________2018г.
от «___» ____________2018г
Дополнительная общеобразовательная программа
«Чудеса творчества»
Направление: художественно - эстетическое
Возраст детей: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Марасан Ирина Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
Магдагачи 2018 г.
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Новизна и актуальность | 4 |
3 | Цель и задачи кружка | 5 |
4 | Приемы и методы работы | 5 |
5 | Структура и этапы реализации программы | 5 |
6 | Учебный план | 6 |
7 | Материально – техническое обеспечение | 6 |
8 | Правила техники безопасности на занятиях | 6 |
9 | Формы проведения итогов реализации программы | 8 |
10 | Ожидаемые результаты реализации программы | 8 |
11 | Организация работы с родителями | 9 |
12 | Перспективный план кружка | 9 |
13 | Список использованной литературы | 14 |
Пояснительная записка
Кружок «Чудеса творчества» рассчитан на детей дошкольного возраста 5 – 6 лет. Основной идеей кружковой работы является формирование творческой деятельности детей через знакомство с нетрадиционными техниками аппликации и лепки.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Основными помощниками ребенка в этом важнейшем для него деле, является аппликация, рисование и лепка.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто.
Лепка – одно из полезнейших занятий для дошкольника, одно из средств эстетического восприятия, помогает сформировывать художественный вкус, учит созидать и осознавать красивое в окружающей нас жизни и в искусстве. Нетрадиционные техники лепки позволяют детям познакомиться с новыми материалами и вспомогательными инструментами. Они способствуют развитию у детей воображения, творческой активности, мелкой моторики, усидчивости.
Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Цель кружка: Формирование творческой деятельности детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными техниками аппликации и лепки.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации и лепки
- Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции.
- Воспитывать у детей интерес к художественному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным. Закрепить умение работать по схеме.
- Создавать условия для детского творчества.
- Формировать яркие и положительные эмоции у детей в процессе их творческой деятельности.
Приемы и методы работы
Для реализации задач кружка используются различные методы обучения и воспитания: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Структура и этапы реализации программы
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Занятия проводятся в пятницу, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 25 минут. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально. В группе 12 детей.
Организация образовательного процесса предусматривает: игровую деятельность, творческие задания, предполагающие организацию разных видов деятельности детей (изобразительной, игровой, двигательной, речевой); познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-демонстрационного материала, развивающих игр упражнений заданий).
В образовательном процессе используются различные технологии: рассматривание, беседа, игра, исследовательская деятельность, проблемная ситуация, информационные технологии, групповое обучение, развивающее обучение.
Учебный план
количество занятий/часы | |
неделя | 1/25мин |
месяц | 4/1ч.40мин |
год | 38/15ч.50мин |
Учебный план включает 38 недель. Программа кружка реализуется в течение 38 недель, в том числе и в каникулярное время.
Программа реализуется на бесплатной основе.
Материально-техническое обеспечение
В процессе образовательной деятельности используются ТСО, наглядно-демонстрационный материал, а также различные материалы (бумага, картон, бросовый материал, акварельные краски, гуашь, пластилин, природный материал и т.д).
Правила техники безопасности на занятиях изобразительной деятельности и аппликации
Правила безопасной работы с режущими инструментами (ножницами, резаком):
- Необходимо работать с хорошо заточенными и отрегулированными ножницами.
- Ножницы должны иметь тупые, округлые концы.
- Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
- Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
- Нельзя резать на ходу.
- При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
- Не играть с ножницами, не подносить их к лицу.
- Использовать режущие инструменты только по назначению.
Правила безопасной работы с жидкими веществами ( клеем).
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
2. При работе с клеем стол закрывать клеёнкой.
3. Банку с клеем необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
4. При работе с клеем использовать кисточку, если это необходимо.
5. Избегать попадания клея в глаз, в рот, на слизистые носа.
6. При попадании клея в глаза промыть их водой.
7. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.
8. Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
9. По окончании работы клей закрыть, вымыть кисть для клея вымыть посуду,
Правила пользования рисовальными принадлежностями и соблюдения гигиенических норм.
1. Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по столам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.
2. Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.
3. Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.
4. Сидеть при рисовании ребенок должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
5. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
6. Нельзя краски пробовать на вкус.
7. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.
8. После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
9. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.
Формы проведения итогов реализации программы
Контроль над эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода к изучению продуктивной деятельности ребенка, систематической организации выставок внутри группы. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач. Диагностика проводится в начале и в конце года.
Способы определения результативности программы
п/п | Виды критериев | уровень развития | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | Увлеченность темой и техникой | |||
2 | Владение приемами и навыками работы с различными материалами и инструментами | |||
3 | Проявление самостоятельности в работе | |||
4 | Уровень развития воображения и фантазии |
Ожидаемые результаты реализации программы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
3) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации и лепке на занятиях и в самостоятельной деятельности;
4) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
Организация работы с родителями
- Ознакомление родителей с программой кружковой работы, ее целями и задачами.
- Участие родителей в заготовки и приобретении необходимого для работы материала.
- Участие родителей в организации выставок детских работ
- Посещение выставок детских работ.
- Посещение открытых занятий кружка
Перспективный план кружка
Название занятия | Цель |
сентябрь | |
1. Знакомство с нетрадиционными техниками аппликации и лепки | Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Показать детям разнообразие изобразительного материала, а также способы их использования для создания работ. |
2. Лепка «Овощи» | Учить детей выполнять работы в технике пластилинография, передавая цвет и форму овоща. Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, внимание. |
3. Лепка «Радуга» | Учить детей выполнять работы в технике пластилинография. Закрепление основных цветов радуги. |
4. Аппликация. «Осеннее дерево» (пластилинография и аппликация из сухих листьев) | Учить делать аппликацию из пластилина, наносить его на контур тонким слоем. Закрепить навыки работы с клеем и сухими листьями. Развивать мелкую моторику, глазомер. Формировать умение самостоятельно располагать изображение на бумаге |
октябрь | |
1. Лепка «Грибы в лесочке» | Учить детей выполнять работы в технике пластилинография. Использовать в работе пластилин несколько цветов пластилина, с целью передачи характкрных особенностей грибов. Развитие мелкой моторики. |
2. Лепка «Божья коровка» | Учить детей выполнять работы в технике пластилинография. Использовать в работе два вида этой техники: прямая и мозаичная пластилинография. |
3. Аппликация «Овечка на лугу» (аппликация из ватных палочек) | Познакомить детей с новым материалом для аппликации – ватными палочками. Показать детям новый вид аппликации из ватных палочек. Формировать умение аккуратно пользоваться в работе клеем. |
4. Аппликация «Добрый ежик» (аппликация из крупы) | Показать детям новое назначение крупы, ее особенности. Учить детей делать аппликацию из крупы. Формировать у детей умение использовать для создания образа различные виды круп. Воспитывать терпение, усидчивость и аккуратность в работе. |
ноябрь | |
1. Аппликация «Веточка рябины» (аппликация из простой и мятой бумаги) | Закрепить навыки работы с бумагой, ножницами. Формировать умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Учить создавать композицию. |
2. Аппликация «Домовые мыши» | Показать детям нитки для вязания и как их можно использовать в аппликации. Учить аккуратно наклеивать на контур изображения нарезанные нитки. При помощи карандашей учить дополнять композицию |
3. Лепка «Ветка рябины» | Продолжить учить работать в технике пластилинографиии. Передать образ рябина при помощи раных способов работы с пластилином (раскатывание тонких жгутов, раскатывание маленьких шариков, работа со стекой). |
4. Лепка «Портрет любимой мамы» | Закрепить знания детей о жанре портрета. Вызвать у детей желание выполнить портрет своей мамы, передать черты её облика( цвет глаз, волос). Продолжать учить правильно располагать части лица. Продолжать учить работать в технике пластилинография. |
5. Аппликация «Чебурашка» (аппликация из заварки) | Познакомить с новым материалом для аппликации – чайная заварка. Научить детей новой технике аппликации. Формировать у детей умение использовать для создания образа Чебурашки различный материал. Воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе. Развивать творческие способности. |
декабрь | |
1. Аппликация «Разноцветные мячики» | Учить делать аппликацию из ниток. Показать приемы выкладывания ниток по контору изображения. Воспитывать при этом аккуратность, терпение, мелкую моторику. |
2. Аппликация «Пушистый котик» | Познакомить с техникой объемной аппликации из подручного материала. Рассмотреть вату, как материал для аппликации, изучить особенности работы с ней. Учить детей формировать из ваты маленькие кусочки и аккуратно наклеивать их на силуэт. Закрепить умение правильно пользоваться клеем. Развивать творческие способности, фантазию. |
3. Лепка «Синичка» | Формирование креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства. |
4. Аппликация «Символ года» (аппликация из фетра) | Научить детей новой технике аппликации. Изучить новый материал для работы – фетр. Формировать у детей умение использовать для создания образа поросенка фетр и другой подручный материал. Передать в композиции признаки новогоднего праздника. Воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе. Развивать творческие способности. |
январь | |
1. Аппликация «Разноцветный коврик» | Познакомить с новым материалом для аппликации тканью. Напомнить ее свойства, историю появления. Показать технику наклеивания ткани. Развивать аккуратность и усидчивость в работе. |
2. Аппликация «Солнышко» | Учить использовать в ааликации новый материал – макароны. Учить аккуратно наклеивать макароны на основу, составлять их них композицию. |
3.Аппликация «Снеговик» (аппликация из салфеток) | Продолжить учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки, скатывать из них комочки. Формировать навыки прикладывания этих комочков к силуэту. Развивать мелкую моторику, усидчивость и терпение. |
февраль | |
1. Аппликация «Подарок для папы» (аппликация из спичек) | Познакомить детей с новым видом аппликации, а также необычным материалом для работы спичками. Формировать у детей умение аккуратно укладывать спички друг к другу. Воспитывать аккуратность, усидчивость и терпение в работе. |
2. Аппликация «Ананас» (аппликация из бумажных колец) | Познакомить с новым видом объемной аппликации. Учить детей аккуратно скручивать бумагу в кольцо и приклеивать его к силуэту. Воспитывать аккуратность и терпение в работе. |
3. Лепка «Ваза» | Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности предмета.Побуждать дополнять свою работу природным материалом и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности, усидчивости, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца. |
4. Лепка «Парусник» | Учить детей отщипывать кусочки пластилина от куска и размазывать пластилин по шаблону. Использовать в работе природный и бросовый материал. |
март | |
1. Лепка «Тюльпаны для мамочки» | Учить детей создавать тюльпаны в технике пластилинографии. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, творческого воображения детей; продолжать развивать цветовосприятие. |
2.Лепка «Золотая рыбка» | Учить детей создавать тюльпаны в технике контурная пластилинографии. При помощи цвета учить передавать особенности рыбки. |
3. Аппликация «Корзина подснежников к 8 Марта» (аппликация из ватных дисков и бросового материала) | Учить создавать аппликацию из бросового материала. Продолжить учить пользоваться клеем, ножницами. Воспитывать аккуратность, усидчивость в работе. Создавать подарок для мамы с особой любовью. |
4. Аппликация «Гусеница» (аппликация из ватных дисков) | Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость. |
5. Лепка «Разноцветные зонтики» | Продолжить работать в технике мозаичная пластилиграфия. Продолжать учить раскатывать шарики одинакового размера, аккуратно наклеивать их по предложенному контору. Воспитывать аккуратность и усидчивость в работе. |
апрель | |
1.Аппликация «Павлин» | Развивать умение делать аппликацию из макарон. Использовать в работе цветные макароны. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, аккуратность и усидчивость в работе. |
2. Лепка «Ирис» | Расширять знания детей о садовых цветах. Вызвать у детей интерес к предстоящей работе. Создать условия для закрепления умений работать с пластилином (отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, размазывать, примазывать к основе и разглаживать готовую поверхность. Способствовать развитию моторики пальцев рук; |
3. Аппликация «Цыпленок» (аппликация из ватных дисков и яичной скорлупы) | Продолжить учить детей создавать аппликацию из бросового материала. Познакомить детей с новым материалом для аппликации – яичной скорлупой, и тонкостями работы с ней. Развивать умение аккуратно работать с клеем. Формировать умение создавать композицию и завершать свою работу до конца. |
4. Аппликация «Праздник светлой Пасхи» (аппликация из ткани и пайеток) | Выполнить творческую работу в технике аппликации с использование ткани и пайеток. Развивать умение аккуратно работать с клеем. Формировать умение создавать композицию и завершать свою работу до конца. |
май | |
1. Лепка «Мир похож на цветной луг» | Показать возможности многослойной пластилинографии. Учить выполнять небольшую работа в данной технике. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие. Воспитывать усидчивость и терпение в работе. |
2. Аппликация «Гвоздики к 9 Мая» (аппликации из карандашной стружки) | Познакомить с новым материалом для аппликации. Учить аккуратно выполнять работу в определенной последовательности. Воспитывать терпение и усидчивость в работе. |
3. Лепка «Георгин» | Изображение цветка с помощью техники «Пластилинография» |
4. Аппликация «Лебеди» (обрывная аппликация) | Научить детей методам и приёмам создания объёмной аппликации из обрывков бумаги. Развитие познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумаги. Развитие творческих способностей, мышления, воображения детей. |
5. Аппликация «Цветик – семицветик» (аппликация из шариков пластилина) | Познакомить детей с новым видом аппликации – аппликация из пластилина. Учить детей добиваться чёткого и аккуратного изображения. Развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику рук. |
Список использованной литературы
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
3. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
6. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
9. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста подготовлена для аттестации на первую квалификационную категорию педагога до...
Рабочая программа «Художественное творчество детей младшего дошкольного возраста»
Программа направлена на то, чтобы помочь развить у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Направлена на развитие детской фантазии, воображе...
Рабочая программа студии творчества "Маленькие волшебники" на 2019-2020 учебный год
Программа педагога дополнительного образования...
Рабочая программа студии творчества "Маленькие волшебники" на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога дополнительного образования...
Рабочая программа "Народное творчество"
Примерная общеобразовательная программа дополнительного образования "Народное творчество"...
Рабочая программа "Театр. Творчество. Дети "
Рабочая программа дополнительного образования...
Рабочая программа кружка «Творчество во всём!» для детей среднего дошкольного возраста
Реализация программы кружка по использованию ТРИЗ-технологии «Творчество во всём!» в средней группе будет способствовать в течение года развитию творческому потенциалу в игровом проц...