Рабочая программа кружка "Чудеса творчества"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса творчества» (направление: художественно - эстетическое)
Возраст детей: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Кружок «Чудеса творчества» рассчитан на детей дошкольного возраста 5 – 6 лет. Основной идеей кружковой работы является формирование творческой деятельности детей через знакомство с нетрадиционными техниками аппликации и лепки.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Основными помощниками ребенка в этом важнейшем для него деле, является аппликация, рисование и лепка.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто.
Лепка – одно из полезнейших занятий для дошкольника, одно из средств эстетического восприятия, помогает сформировывать художественный вкус, учит созидать и осознавать красивое в окружающей нас жизни и в искусстве. Нетрадиционные техники лепки позволяют детям познакомиться с новыми материалами и вспомогательными инструментами. Они способствуют развитию у детей воображения, творческой активности, мелкой моторики, усидчивости.
Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Цель кружка: Формирование творческой деятельности детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными техниками аппликации и лепки.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации и лепки
- Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции.
- Воспитывать у детей интерес к художественному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным. Закрепить умение работать по схеме.
- Создавать условия для детского творчества.
- Формировать яркие и положительные эмоции у детей в процессе их творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано» «Принята» «Утверждаю»
Заместитель заведующего по ВМР Педагогическим советом Заведующий МДОАУ д/с «Сказка»
МДОАУ детского сада «Сказка» протокол _________________/Быченко А.А./
__________/ Заляева Л.А./ № ___ от _____________ Приказ № ____ от «___» _________2018г.
от «___» ____________2018г
Дополнительная общеобразовательная программа
«Чудеса творчества»
Направление: художественно - эстетическое
Возраст детей: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Марасан Ирина Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
Магдагачи 2018 г.
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Новизна и актуальность | 4 |
3 | Цель и задачи кружка | 5 |
4 | Приемы и методы работы | 5 |
5 | Структура и этапы реализации программы | 5 |
6 | Учебный план | 6 |
7 | Материально – техническое обеспечение | 6 |
8 | Правила техники безопасности на занятиях | 6 |
9 | Формы проведения итогов реализации программы | 8 |
10 | Ожидаемые результаты реализации программы | 8 |
11 | Организация работы с родителями | 9 |
12 | Перспективный план кружка | 9 |
13 | Список использованной литературы | 14 |
Пояснительная записка
Кружок «Чудеса творчества» рассчитан на детей дошкольного возраста 5 – 6 лет. Основной идеей кружковой работы является формирование творческой деятельности детей через знакомство с нетрадиционными техниками аппликации и лепки.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Основными помощниками ребенка в этом важнейшем для него деле, является аппликация, рисование и лепка.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто.
Лепка – одно из полезнейших занятий для дошкольника, одно из средств эстетического восприятия, помогает сформировывать художественный вкус, учит созидать и осознавать красивое в окружающей нас жизни и в искусстве. Нетрадиционные техники лепки позволяют детям познакомиться с новыми материалами и вспомогательными инструментами. Они способствуют развитию у детей воображения, творческой активности, мелкой моторики, усидчивости.
Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Цель кружка: Формирование творческой деятельности детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными техниками аппликации и лепки.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации и лепки
- Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции.
- Воспитывать у детей интерес к художественному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным. Закрепить умение работать по схеме.
- Создавать условия для детского творчества.
- Формировать яркие и положительные эмоции у детей в процессе их творческой деятельности.
Приемы и методы работы
Для реализации задач кружка используются различные методы обучения и воспитания: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Структура и этапы реализации программы
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Занятия проводятся в пятницу, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 25 минут. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально. В группе 12 детей.
Организация образовательного процесса предусматривает: игровую деятельность, творческие задания, предполагающие организацию разных видов деятельности детей (изобразительной, игровой, двигательной, речевой); познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-демонстрационного материала, развивающих игр упражнений заданий).
В образовательном процессе используются различные технологии: рассматривание, беседа, игра, исследовательская деятельность, проблемная ситуация, информационные технологии, групповое обучение, развивающее обучение.
Учебный план
количество занятий/часы | |
неделя | 1/25мин |
месяц | 4/1ч.40мин |
год | 38/15ч.50мин |
Учебный план включает 38 недель. Программа кружка реализуется в течение 38 недель, в том числе и в каникулярное время.
Программа реализуется на бесплатной основе.
Материально-техническое обеспечение
В процессе образовательной деятельности используются ТСО, наглядно-демонстрационный материал, а также различные материалы (бумага, картон, бросовый материал, акварельные краски, гуашь, пластилин, природный материал и т.д).
Правила техники безопасности на занятиях изобразительной деятельности и аппликации
Правила безопасной работы с режущими инструментами (ножницами, резаком):
- Необходимо работать с хорошо заточенными и отрегулированными ножницами.
- Ножницы должны иметь тупые, округлые концы.
- Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
- Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
- Нельзя резать на ходу.
- При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
- Не играть с ножницами, не подносить их к лицу.
- Использовать режущие инструменты только по назначению.
Правила безопасной работы с жидкими веществами ( клеем).
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
2. При работе с клеем стол закрывать клеёнкой.
3. Банку с клеем необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
4. При работе с клеем использовать кисточку, если это необходимо.
5. Избегать попадания клея в глаз, в рот, на слизистые носа.
6. При попадании клея в глаза промыть их водой.
7. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.
8. Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
9. По окончании работы клей закрыть, вымыть кисть для клея вымыть посуду,
Правила пользования рисовальными принадлежностями и соблюдения гигиенических норм.
1. Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по столам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.
2. Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.
3. Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.
4. Сидеть при рисовании ребенок должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
5. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
6. Нельзя краски пробовать на вкус.
7. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.
8. После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
9. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.
Формы проведения итогов реализации программы
Контроль над эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода к изучению продуктивной деятельности ребенка, систематической организации выставок внутри группы. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач. Диагностика проводится в начале и в конце года.
Способы определения результативности программы
п/п | Виды критериев | уровень развития | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | Увлеченность темой и техникой | |||
2 | Владение приемами и навыками работы с различными материалами и инструментами | |||
3 | Проявление самостоятельности в работе | |||
4 | Уровень развития воображения и фантазии |
Ожидаемые результаты реализации программы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
3) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации и лепке на занятиях и в самостоятельной деятельности;
4) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
Организация работы с родителями
- Ознакомление родителей с программой кружковой работы, ее целями и задачами.
- Участие родителей в заготовки и приобретении необходимого для работы материала.
- Участие родителей в организации выставок детских работ
- Посещение выставок детских работ.
- Посещение открытых занятий кружка
Перспективный план кружка
Название занятия | Цель |
сентябрь | |
1. Знакомство с нетрадиционными техниками аппликации и лепки | Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Показать детям разнообразие изобразительного материала, а также способы их использования для создания работ. |
2. Лепка «Овощи» | Учить детей выполнять работы в технике пластилинография, передавая цвет и форму овоща. Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, внимание. |
3. Лепка «Радуга» | Учить детей выполнять работы в технике пластилинография. Закрепление основных цветов радуги. |
4. Аппликация. «Осеннее дерево» (пластилинография и аппликация из сухих листьев) | Учить делать аппликацию из пластилина, наносить его на контур тонким слоем. Закрепить навыки работы с клеем и сухими листьями. Развивать мелкую моторику, глазомер. Формировать умение самостоятельно располагать изображение на бумаге |
октябрь | |
1. Лепка «Грибы в лесочке» | Учить детей выполнять работы в технике пластилинография. Использовать в работе пластилин несколько цветов пластилина, с целью передачи характкрных особенностей грибов. Развитие мелкой моторики. |
2. Лепка «Божья коровка» | Учить детей выполнять работы в технике пластилинография. Использовать в работе два вида этой техники: прямая и мозаичная пластилинография. |
3. Аппликация «Овечка на лугу» (аппликация из ватных палочек) | Познакомить детей с новым материалом для аппликации – ватными палочками. Показать детям новый вид аппликации из ватных палочек. Формировать умение аккуратно пользоваться в работе клеем. |
4. Аппликация «Добрый ежик» (аппликация из крупы) | Показать детям новое назначение крупы, ее особенности. Учить детей делать аппликацию из крупы. Формировать у детей умение использовать для создания образа различные виды круп. Воспитывать терпение, усидчивость и аккуратность в работе. |
ноябрь | |
1. Аппликация «Веточка рябины» (аппликация из простой и мятой бумаги) | Закрепить навыки работы с бумагой, ножницами. Формировать умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Учить создавать композицию. |
2. Аппликация «Домовые мыши» | Показать детям нитки для вязания и как их можно использовать в аппликации. Учить аккуратно наклеивать на контур изображения нарезанные нитки. При помощи карандашей учить дополнять композицию |
3. Лепка «Ветка рябины» | Продолжить учить работать в технике пластилинографиии. Передать образ рябина при помощи раных способов работы с пластилином (раскатывание тонких жгутов, раскатывание маленьких шариков, работа со стекой). |
4. Лепка «Портрет любимой мамы» | Закрепить знания детей о жанре портрета. Вызвать у детей желание выполнить портрет своей мамы, передать черты её облика( цвет глаз, волос). Продолжать учить правильно располагать части лица. Продолжать учить работать в технике пластилинография. |
5. Аппликация «Чебурашка» (аппликация из заварки) | Познакомить с новым материалом для аппликации – чайная заварка. Научить детей новой технике аппликации. Формировать у детей умение использовать для создания образа Чебурашки различный материал. Воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе. Развивать творческие способности. |
декабрь | |
1. Аппликация «Разноцветные мячики» | Учить делать аппликацию из ниток. Показать приемы выкладывания ниток по контору изображения. Воспитывать при этом аккуратность, терпение, мелкую моторику. |
2. Аппликация «Пушистый котик» | Познакомить с техникой объемной аппликации из подручного материала. Рассмотреть вату, как материал для аппликации, изучить особенности работы с ней. Учить детей формировать из ваты маленькие кусочки и аккуратно наклеивать их на силуэт. Закрепить умение правильно пользоваться клеем. Развивать творческие способности, фантазию. |
3. Лепка «Синичка» | Формирование креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства. |
4. Аппликация «Символ года» (аппликация из фетра) | Научить детей новой технике аппликации. Изучить новый материал для работы – фетр. Формировать у детей умение использовать для создания образа поросенка фетр и другой подручный материал. Передать в композиции признаки новогоднего праздника. Воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе. Развивать творческие способности. |
январь | |
1. Аппликация «Разноцветный коврик» | Познакомить с новым материалом для аппликации тканью. Напомнить ее свойства, историю появления. Показать технику наклеивания ткани. Развивать аккуратность и усидчивость в работе. |
2. Аппликация «Солнышко» | Учить использовать в ааликации новый материал – макароны. Учить аккуратно наклеивать макароны на основу, составлять их них композицию. |
3.Аппликация «Снеговик» (аппликация из салфеток) | Продолжить учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки, скатывать из них комочки. Формировать навыки прикладывания этих комочков к силуэту. Развивать мелкую моторику, усидчивость и терпение. |
февраль | |
1. Аппликация «Подарок для папы» (аппликация из спичек) | Познакомить детей с новым видом аппликации, а также необычным материалом для работы спичками. Формировать у детей умение аккуратно укладывать спички друг к другу. Воспитывать аккуратность, усидчивость и терпение в работе. |
2. Аппликация «Ананас» (аппликация из бумажных колец) | Познакомить с новым видом объемной аппликации. Учить детей аккуратно скручивать бумагу в кольцо и приклеивать его к силуэту. Воспитывать аккуратность и терпение в работе. |
3. Лепка «Ваза» | Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности предмета.Побуждать дополнять свою работу природным материалом и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности, усидчивости, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца. |
4. Лепка «Парусник» | Учить детей отщипывать кусочки пластилина от куска и размазывать пластилин по шаблону. Использовать в работе природный и бросовый материал. |
март | |
1. Лепка «Тюльпаны для мамочки» | Учить детей создавать тюльпаны в технике пластилинографии. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, творческого воображения детей; продолжать развивать цветовосприятие. |
2.Лепка «Золотая рыбка» | Учить детей создавать тюльпаны в технике контурная пластилинографии. При помощи цвета учить передавать особенности рыбки. |
3. Аппликация «Корзина подснежников к 8 Марта» (аппликация из ватных дисков и бросового материала) | Учить создавать аппликацию из бросового материала. Продолжить учить пользоваться клеем, ножницами. Воспитывать аккуратность, усидчивость в работе. Создавать подарок для мамы с особой любовью. |
4. Аппликация «Гусеница» (аппликация из ватных дисков) | Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость. |
5. Лепка «Разноцветные зонтики» | Продолжить работать в технике мозаичная пластилиграфия. Продолжать учить раскатывать шарики одинакового размера, аккуратно наклеивать их по предложенному контору. Воспитывать аккуратность и усидчивость в работе. |
апрель | |
1.Аппликация «Павлин» | Развивать умение делать аппликацию из макарон. Использовать в работе цветные макароны. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, аккуратность и усидчивость в работе. |
2. Лепка «Ирис» | Расширять знания детей о садовых цветах. Вызвать у детей интерес к предстоящей работе. Создать условия для закрепления умений работать с пластилином (отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, размазывать, примазывать к основе и разглаживать готовую поверхность. Способствовать развитию моторики пальцев рук; |
3. Аппликация «Цыпленок» (аппликация из ватных дисков и яичной скорлупы) | Продолжить учить детей создавать аппликацию из бросового материала. Познакомить детей с новым материалом для аппликации – яичной скорлупой, и тонкостями работы с ней. Развивать умение аккуратно работать с клеем. Формировать умение создавать композицию и завершать свою работу до конца. |
4. Аппликация «Праздник светлой Пасхи» (аппликация из ткани и пайеток) | Выполнить творческую работу в технике аппликации с использование ткани и пайеток. Развивать умение аккуратно работать с клеем. Формировать умение создавать композицию и завершать свою работу до конца. |
май | |
1. Лепка «Мир похож на цветной луг» | Показать возможности многослойной пластилинографии. Учить выполнять небольшую работа в данной технике. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие. Воспитывать усидчивость и терпение в работе. |
2. Аппликация «Гвоздики к 9 Мая» (аппликации из карандашной стружки) | Познакомить с новым материалом для аппликации. Учить аккуратно выполнять работу в определенной последовательности. Воспитывать терпение и усидчивость в работе. |
3. Лепка «Георгин» | Изображение цветка с помощью техники «Пластилинография» |
4. Аппликация «Лебеди» (обрывная аппликация) | Научить детей методам и приёмам создания объёмной аппликации из обрывков бумаги. Развитие познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумаги. Развитие творческих способностей, мышления, воображения детей. |
5. Аппликация «Цветик – семицветик» (аппликация из шариков пластилина) | Познакомить детей с новым видом аппликации – аппликация из пластилина. Учить детей добиваться чёткого и аккуратного изображения. Развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику рук. |
Список использованной литературы
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
3. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
6. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
9. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста подготовлена для аттестации на первую квалификационную категорию педагога до...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-992168-1515398873.jpg)
Рабочая программа «Художественное творчество детей младшего дошкольного возраста»
Программа направлена на то, чтобы помочь развить у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Направлена на развитие детской фантазии, воображе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/14/picture-797663-1465893452.jpg)
Рабочая программа студии творчества "Маленькие волшебники" на 2019-2020 учебный год
Программа педагога дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/14/picture-797663-1465893452.jpg)
Рабочая программа студии творчества "Маленькие волшебники" на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/22/picture-1128704-1553249957.png)
Рабочая программа "Народное творчество"
Примерная общеобразовательная программа дополнительного образования "Народное творчество"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-1496061-1700104175.jpg)
Рабочая программа кружка «Творчество во всём!» для детей среднего дошкольного возраста
Реализация программы кружка по использованию ТРИЗ-технологии «Творчество во всём!» в средней группе будет способствовать в течение года развитию творческому потенциалу в игровом проц...