Использование приёмов сказкотерапии в работе с родителями детей с ОВЗ
материал
Сказкотерапия - это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priyomov_skazkoterapii.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приёмов сказкотерапии в работе с родителями
детей с ОВЗ
Наше дошкольное отделение посещают дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Для таких детей, очень возрастает роль семьи, т.к. контакт с окружающим миром сужен. Характер взаимоотношений ребёнка с родителями обуславливает его эмоциональное благополучие и адекватность будущих отношений с социальной средой. Томас Харрис считал, что “Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям”.
Рождение в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения и воспринимается родителями как величайшая трагедия и беда. Родители испытывают отчаяние, боль и тревогу. Многие родители не знают эмоциональных потребностей детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними. Поэтому, в психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно овладеть навыками, способствующими позитивным отношениям в системе ребёнок-родитель.
Этому могут мешать установки родителей, такие как:
- Неприятие своего ребёнка;
- Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
- Частичное или полное отрицание проблем ребёнка;
- Гиперболизация проблем ребёнка;
- Ожидание волшебника, который в одно мгновение исцелит ребёнка, и вера в чудо;
- Рассмотрение рождения ребёнка-инвалида как наказание за что-либо;
- Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Отцы могут избегать ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, но и они переживают чувство вины, утраты, хотя и не говорят об этом. Они обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены. На них ложатся особые материальные заботы, связанные с воспитанием ребёнка, которые ощущаются ещё острее в связи с тем, что обещают быть долговременными. Стресс в большей степени проявляется у матерей, которые испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность у матери.
Именно поэтому, оказание психологической помощи родителям является важным направлением в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Психологическая помощь родителям осуществляется через такие методы и формы, как, беседы (групповые и индивидуальные), консультации, родительские собрания, наглядно-информационные формы и практикумы.
В течение двух лет, мы, в нашем дошкольном отделении в работе с родителями применяем метод сказкотерапии. Сказкотерапия – это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его душой. Этот метод удивительный по своей эффективности, экологичности и безопасности воздействия. Важно, что через метафору и образы сказки мы можем подойти к самым болезненным аспектам жизни человека, не преодолевая сильного сопротивления. В этом нам помогают психологические аудиосказки в технике «песочной анимации» Ларисы Борисовой «Крыло Ангела». Они предназначены для родителей воспитывающих «особых» детей. Тонкое созвучие слова, музыки и образа оказывает волшебное действие на родителей.
«Крыло ангела»- повод поговорить о доброте и чуткости, милосердии и любви. О том, как научить сердце радоваться каждому лучу солнца и каждой детской улыбке. Особые дети – это дар: они чисты душой, добры и ранимы, за заботу они отплатят искренней любовью, не знающей границ – говорит Лариса Борисова. И это важно увидеть их родителям и изменить своё отношение к детям.
Психологические сказки для родителей:
- Солнечный цветок (сказка о детях с синдромом Дауна)
- Волчонок (сказка о детях с аутистическим спектром)
- Птичка в клетке (сказка о детях с ДЦП)
- Ванечка (сказка о детях с онкозаболеванием)
- Путеводная звезда (сказка о детях, получивших увечья в результате несчастного случая)
В своей работе, психологические сказки мы используем в индивидуальной и групповой форме. Индивидуально для родителей детей посещающих группу кратковременного пребывания. А в групповой форме, на родительских собраниях, где можно обсудить трудности, актуальные проблемы и помочь друг другу советом, соучастием и добрым словом.
В результате применения сказкотерапии в психологическом сопровождении родителей, мы отмечаем, как меняются детско-родительские отношения. Родители становятся терпимее и добрее к ребёнку. Наблюдаем изменения и в стиле общения родителей с ребёнком. Получаем положительные отзывы от родителей о сказкотерапии. Всё это, подтверждает эффективность применения психологических сказок в работе с родителями.
Исходя из этого, мы будем продолжать использовать сказкотерапию в психологическом сопровождении родителей воспитывающих детей с ОВЗ. Ведь у счастливых и любящих родителей и дети счастливые, даже если возможности их здоровья ограничены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием приёмов сказкотерапии
Дидактическая цель:Развитие вербального и не вербального воображения, включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка. Создание позитивной психологической об...
Конспект занятия по речевому развитию с использованием приёмов сказкотерапии в подготовительной группе «Злой принц»
Увлекательное путешествие в сказку с использованием приёмов сказкотерапии и театролизованной деятельности, которое помогает детям быть добрее и внимательнее к своим сверстникам....
Конспект занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) с использованием приёмов сказкотерапии
В конспекте раскрываются виды работы по обогащению словарного запаса с использованием сказкотерапии...
Приёмы сказкотерапии в работе педагога.
Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, форми...
Использование приёмов сказкотерапии в социализации детей.
Сказкотерапия представляет собой «лечение сказкой» и является приёмом в прикладной психологии. Такой способ применяют многие врачи, психологи, педагоги, а также сами родители. Ведь дети оч...
Использование приёмов сказкотерапии в социализации детей.
Сказкотерапия представляет собой «лечение сказкой» и является приёмом в прикладной психологии. Такой способ применяют многие врачи, психологи, педагоги, а также сами родители. Ведь дети оч...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...