Обследование навыков словоизменения у детей с ТНР
материал
Обследование навыков словоизменения у детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_navykov_slovoizmeneniya.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование навыков словоизменения у детей с ТНР
учитель-логопед Мариненко Н.Н.
1 задание.
Изменить существительные по падежам.
Ребёнку предлагается ответить на вопросы:
- Кто это? Что это?
- Без чего?
- Даёт корм кому?
- Мальчик нарисовал кого?
- Мальчик работает чем?
- Девочка мечтает о чём?
На картинках:
- Заяц, лиса, ёж, барабан.
- Стол без ножки, машина без колеса, петух без гребешка, чайник без ручки.
- Курице, петуху, гусю.
- Медведя, собаку, лису.
- Пилой, молотком, топором.
- О мишке, кукле, щенке, платье.
Цель: выявить сформированность умения изменять существительные по падежам.
Использовалась оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 6 баллов, удовлетворительный — 5-4 балла, недостаточный — 3 балла, низкий — 2-1 балл.
По итогам можно сказать, что дети допустили ошибок совсем не много - изменение существительных в родительном падеже (у 4 человек), в предложном (у 3 человек), творительном (у 3 человек), винительном (у 1 человека), дательном (у 1 человека).
Все данные отображены в диаграмме:
2 задание.
Дифференциация существительных единственного и множественного числа.
Дидактическая игра: «Один – много».
Детям предлагаются картинки с одним предметом и несколькими. Ему говорят: один апельсин, а дети говорят много апельсинов.
Одно блюдце – много блюдец.
Один ботинок – много ботинок.
Один носок – много носков.
Один помидор – много помидоров.
Один чулок – много чулок.
Одно яблоко – много яблок.
Цель: выявить сформированность умения дифференцировать существительные единственного и множественного числа в Р.п.
Использовалась оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 7-6 баллов, удовлетворительный — 5-4 балла, недостаточный — 3 балла, низкий — 2-1 балл.
Это задание вызывало меньше затруднений на этот раз. Было допущено ошибок меньше.
3 детей допустили по 4 ошибки, 4 ребёнка – по 3 ошибки и 3 ребёнка – по 1 ошибке.
Все данные отображены в диаграмме 2:
3 задание.
Изменить прилагательные по родам.
Для проверки согласования слов в роде, детям предлагается рассмотреть предметные картинки и описать предмет по цвету, изображенный на картинке.
- Какого цвета предметы?
Майка жёлтая, мяч жёлтый, яблоко жёлтое.
Роза красная, флаг красный, кресло красное.
Сумка синяя, автобус синий, полотенце синее.
Цель: выявить сформированность умения изменять прилагательные по родам.
Использовалась оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 6 баллов, удовлетворительный — 5-4 балла, недостаточный — 3 балла, низкий — 2-1 балл.
Все данные отображены в диаграмме 3:
4 задание.
Изменение глаголов по временам.
Задаются вопросы:
Что делает девочка?
Что делала девочка?
Что будет делать девочка?
На картинке:
Девочка поливает цветы.
Девочка поливала цветы.
Девочка будет поливать цветы.
Цель: выявить сформированность умения изменять глаголы по временам.
Использовалась оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 6 баллов, удовлетворительный — 5-4 балла, недостаточный — 3 балла, низкий — 2-1 балл.
Все данные отображены в диаграмме:
5 задание.
Согласование существительных с числительными.
Назвать количество предметов на картинках.
Одна тетрадь, две тетради, три тетради, семь тетрадей.
Один карандаш, два карандаша, три карандаша, семь карандашей.
Одно яблоко, два яблока, три яблока, семь яблок.
Цель: выявить сформированность умения согласовывать существительные с числительными.
Использовалась оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 6 баллов, удовлетворительный — 5-4 балла, недостаточный — 3 балла, низкий — 2-1 балл.
Все данные отображены в диаграмме:
Все баллы отражены в сводной таблице 2.
Пятеро детей справились со всеми заданиями на хорошем уровне, 3 ребёнка показали удовлетворительный уровень, 2 – недостаточный.
50% - хороший уровень
30% - удовлетворительный уровень
20% - недостаточный уровень
Таким образом, исходя из полученных данных:
- у 3-х детей уровень изменился с удовлетворительного на хороший;
- у 2-х детей уровень изменился с недостаточного на удовлетворительный;
- у 2-х детей уровень изменился с низкого на недостаточный;
У большинства детей было меньше допущено ошибок при согласовании имен существительных с прилагательными в роде и числе, числительными, а также при дифференциации существительных единственного и множественного числа. Меньше было затруднений при изменении глаголов по временам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентациия : "Игры и упражнения на формирование навыков словоизменения в речи дошкольников"
Данная презентация поможет воспитателю подобрать игры и упражнения на формирование у дошкольников грамматического строя речи....
Консультация для родителей "Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования"
Консультация для родителей "Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования"...
«Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии»
Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников...
Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»
Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...
Формирование навыков словоизменения у детей с ОНР Ш уровня
У детей с III уровнем нарушения речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словоизменения. У детей с ОНР, так же как и у детей с нормальным речевым развитием, этап форми...
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
В данной статье раскрывается роль дидактической игры, как многогранной, универсальной категории, которая может выступать как средством, методом, так формой решения задач по коррекции речи д...
Сообщение на тему Значение дидактической игры в формировании навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статистика последних десятилетий показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии речи. Основной контингент гру...