«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».
статья

Каримова Анастасия Михайловна

«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrabotan_chast_vkr.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков взаимодействия, это сложный и многогранный процесс, который требует специфических знаний и умений. Навыками взаимодействия человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

 - коммуникативное  направлено на  норм и , принятых в , включая  и нравственные ; формирования  взаимодействия  со взрослыми и ; становление , целенаправленности и  собственных ; развитие  и эмоционального , эмоциональной , сопереживания,  готовности к  деятельности со , формирование  отношения и  принадлежности к  семье и к  детей и ; формирование  установок к  видам  и творчества;  основ  поведения в , социуме, .

Перед  и воспитателями  одна их  задач –  навыков  со сверстниками.  взаимодействия  огромное  для формирования  психики, её  и становления , культурного . Через  с психологически  людьми,  широким  к научению,  приобретает все  высшие  способности и . Через  взаимодействие с  личностями он сам  в личность.  бы с рождения  был лишен  общаться с , он никогда бы не  цивилизованным,  и нравственно .

В дошкольном  мир ребенка уже не  семьей.  для него  – это не только , но и другие , сверстники.  велико  сверстников в  основ  ребенка и в его  развитии.

 в общении с  детьми  учится  с людьми и  отстаивать  права.  опыт  отношений  тем фундаментом, на  строится  развитие . Интерес к  проявляется  позднее, чем  к взрослым.  ребенка со  складывается в  объединениях. На  навыков  с другими  влияет  деятельности и  у ребенка  её выполнения.

 – это коммуникация,  процесс (Р. А. , Б. А. Родимов, Н. ) или обмен  (Осгуда) [31, с.

Общение –  из видов  (А. А. Леонтьев и др.);  компоненты,  деятельности  [33, 211].

 может  в различных : в своей  форме, в  совместной , в форме  речевого или  (А. Н. Леонтьев, Г. М.  и др.)  [32, 21].

Все эти определения  многоплановость,  феномена .

Владение  культуры  со сверстниками и , способность  свои  и взаимодействие с  социальным , чрезвычайно  для ребенка.  развития  общения у  дошкольного  имеет  научно-теоретическую и  реализацию:

- для  и учителей, так как на  фоне  один из  психологической  к обучению в  - коммуникативный;

- для , поскольку  поведения,  ребенком в  отражаются на  его общения со , а многие , приобретенные  в детском  привносятся в ;

- для самих , так как в дошкольном  проявляются  взаимоотношения:  и дружеские, и  дети,  трудности в  [17, 368].

 – важная  функция, его  должно  в дошкольном  во взаимосвязи с  эмпатии и  статусного  ребенка в  сверстников.

 общения –  обусловленный , включающий в  обогащение  детей об  формах , культуре  общения;  коммуникативного , включающего в  умение  в контакт со , влиять на  с целью  поддержки,  вежливо , эмоционально  к общению,  слушать и  собеседника,  диалог.

 понятие  означает -  непосредственного или  воздействия  (субъектов)  на друга,  их взаимную  и связь.  взаимодействия  его причинная : каждая из  сторон  как причина  и как следствие  обратного  противоположной .

Навык же – , доведенное до ; компонент  деятельности,  в автоматизированном  необходимых , доведенных до  путем  повторения [30, .385].

Навык – , сформированное  повторения,  высокой  освоения и  поэлементной  регуляции и . Различают  перцептивные, , двигательные.  навык  чувственное  свойств и  хорошо , неоднократно  ранее . Интеллектуальный  автоматизированный , способ  встречавшейся  задачи.  навык  воздействие на  объект с  движений в  его преобразования,  осуществлявшегося . Двигательные  включают в  перцептивные и  навыки и  ими на основе  отражения , условий и  осуществления  действия,  на преобразование  объектов.  также  исходно , формирующиеся без  их компонентов, и  вторично , которые  с предварительным  компонентов  и при необходимости  становятся  контролируемыми,  совершенствуются и . Навыки  и разной  обобщенности: чем  класс , по отношению к  навык  быть , тем более он  и лабилен.

 новый  действия,  первоначально как  самостоятельное,  и сознательное,  в результате  повторений  осуществляться уже в  автоматически  компонента  [16, с. 215].

В   Ш. А. Амонашвили,  Г. М. ,  Т. К. Ахаян, М. И. , В. Г. Маралова,  В. А.  раскрывается , гуманистический  взаимодействия, его  структура,  необходимость  навыков  с дошкольного . Освоение  взаимодействия со  в дошкольном  повышает   совместной   деятельности.  развития  взаимодействия  получила  отражение в  ученых.

По  В. Е. Кемерова,  – понятие для  воздействия  друг на , для отображения  между  объектами, для  форм  события,  деятельности и  [29, с. 26]. В понятии «» фиксируются  и «обратные»  вещей  на друга,  веществом,  и информацией  различными , между  и средой,  кооперации  в различных  сотрудничества.  охватывает  и опосредованные  между  и системами.  прямых  оперирует  механика,  рассматривает  и отталкивания,  движение от  тела к . В области  примером  может  непосредственное  между  индивидами.  «взаимодействие»  в познавательном  исходным для  понятий , изменения, , развития, . Вместе с тем  понятия  осуществляется  эти понятия.  обретает  как передача  от одних  к другим, как  сообщений в  контактах или как  различных  сил, порождающий  знания, , организационные . Таким , формировать  взаимодействия  для развития  и является  педагогической . А в контексте  трактуется как  процесс –  и воспитания. , что взаимодействие  и ребенка, как , устремленных к  цели, но не  по своей  роли, , опыту и т.д., –  именно  взаимодействия.  являются  пунктами  рода  ситуаций , поскольку они  сдвиги и  в состояниях и  предметов, в , действиях и  человека. «» свойства  в него , взаимодействие  образом  ситуацию , фиксирует  способности , его «помещенность» в , его причастность , а стало , и его собственные . Данность  ставит  перед  считаться с их  свойствами, не  от его познавательной  и его воздействия на  вещей.

В  словаре  С. И. и Шведовой Н. Ю. под  понимается  связь , нахождение во .

В научной  представлен  спектр  исследований по  формирования  взаимодействия  друг с . Одним из них  изучение  ребенка со  в рамках  коммуникативной , разработанной М. И.   (З. М. Богуславская, Л. Н. , А. Г. Рузская, Е. О. , В. Г. Утробина и др.).  данной , в целостной  ребенка  тесная  общения со  другими  деятельности и с его  жизнедеятельностью.  данного  заключается в  на содержательных  особенностях  детей с  на разных  ступенях . Здесь  рассматривается как  деятельность,  свои  компоненты (, мотивы, , задачи и т.д.).

 ряд близких  исследованиям , посвященных  формирования  взаимодействия  в группе (Л. В. , Т. А. Репина, А. А. , Р. К. Терещук и др.).  детей  в зависимости от  выраженности во  таких , как частота,  и устойчивость во , интенсивность , количество , объединенных  деятельностью и т.д.  исследований , что с возрастом  круг  дошкольников со , увеличивается его , интенсивность, при  в реальном  детей  популярные и  дети.  также , что организованная  совместная  оказывает  на положительные  между  в дошкольной . Самостоятельная же  взаимодействия  в естественных  условиях  далеко не .

Навыки  дошкольников со  развиваются . В старшем  возрасте  контактов со  и совместных игр  возрастает. С  языка у  формируется  к целеполаганию, а  способность к  личностных  других  и чувствительность к ним.  свойства  начинают  в качестве  фактора,  навыки  между , а одним из  объектов для  становится  личности.

 3 – 7 лет – это «начальный  образования », во время  «впервые  набор  свойств,  статус  в группе» [25, с.

В связи с  большое , начиная с  возраста,  оценка  качества , а положительные  качества  одним из  выбора  друг  для совместной  и взаимодействия.  создают  собственный мир,  собственную , в которой, , воспроизводят  роли  между . Но в то же время  и специфические , которые  незамеченными  и тщательно  от их вторжения,  детской « мир» [26, с 74].

 правильных  между , основанных на  гуманизма –  задача  в работе с  старшего  возраста.  навыков  между  должно  на основе  симпатий , их привязанности к  саду,  оценивать  сверстников и .

Установлению  отношений  умение  общаться,  разговаривать  с другом.  влияние на  оказывает  общения . Необходимо  естественно  ситуации,  с приходом в  заведующей, . Полезно  внимание  на то, как приветливо,  разговаривают  друг с , побуждать их так же  между .

Воспитывая у  отношения  друг к , важно в  различных  деятельности  их внимание на  и потребности , находящихся . Необходимо  в детях  помочь , поделиться с ним,  на его просьбу.

 обсуждать с  те или иные  и случаи,  место в их  со сверстниками в  деятельности,  выражать  отношение к  того или  ребенка,  свои  и поступки . Полезно  о том, как поступать по  друг к  и как разговаривать  собой,  организуется  совместная . Необходимо,  дети  право  ребенка на  в совместной , умели в  и доброжелательной  обратиться к  с просьбой,  ответить на  товарища  его. Необходимо  детей  внимательным к  другого  при выполнении  деятельности,  согласиться с , предложенным .

Если  не умеют , вежливо  от участия в  деятельности или  предложения  ребенка,  обсудить с  форму , научить  несогласие , вежливо  на отказ.

 отношения со  отрицательно  на эмоциональном  ребенка в , на формировании его  качеств.  положительных  с детьми,  испытывает  переживания,  способствуют  у него  обидчивости, , озлобленности,  агрессивности по  к сверстникам. С  стороны, они  приводить к  неуверенности в , в своих .

Следует , что без специальной  работы  формы  со сверстниками,  в дошкольном , не проходят, а  усиливаются с , принося  массу  в отношениях с  и с самими .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил  и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оч...

«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».

laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Формирование основ  финансовой грамотности у детей  старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

"Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...