Перспективное планирование в подготовительной группе по развитию речи
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Вид ОД: «Развитие речи» по Ушаковой О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Вид ОД: «Развитие речи»

Литература:  Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет»

№ занятия

Тема занятия

Содержание

Источник

Дата

1

«Пересказ сказки «Лиса и козел»

Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей. Учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания. Учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.

С.133-135

Сентябрь

2

«Рассказывание по картине «В школу»

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыка построения сюжета (заявка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным. Активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков (с) и (ш); развивать интонационную выразительность речи.

С.135-137

Сентябрь

3

«Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

Учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам. Учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

С.137-139

Октябрь

4

«Составление текста-рассуждения»

Учить употреблению сложноподчиненных предложений. Учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде  и числе; учить подбирать однокоренные слова.

С.139-141

Октябрь

5

«Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

С.141-143

Октябрь

6

«Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные»

Учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построение предложений. Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа, учить образовывать относительные прилагательные; упражнять в подборе определений; развивать умение сравнивать. Упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, в произнесении их в разном темпе и с разной силой голоса.

С.143-145

Октябрь

7

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название. Учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам. Развивать чувство ритма и рифмы.

С.145-147

Ноябрь

8

Составление рассказа тему «Первый день Тани в детском саду»

Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет. Учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных; тренировать в словообразовании. Учить дифференциации звуков [ц] и [ч’]; отрабатывать отчетливую дикцию.

С.147-149

Ноябрь

9

«Составление текста-поздравления»

Учить составлять текс-поздравление. Закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы, насыщенные этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

С.150-153

Ноябрь

10

«Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга. Учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значению многозначных слов. Учить регулировать силу голоса.

С.153-155

Ноябрь

11

«Сочинение сказки на тему «День рождения зайца»

Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности. Учить образованию формы винительного падежа множественного числа существительных. Учить отчетливому произнесению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса.

С.155-157

Декабрь

12

«Составление рассказа с использованием антонимов»

Учить составлять рассказ, используя антонимы. Учить выделять существительные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

С.157-159

Декабрь

13

«Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. Учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании. Развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса.

С.159-161

Декабрь

14

«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.

С.161-163

Декабрь

15

«Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова. Учить правильному произношению звуков [с] – [с’], [з] – [з’], дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, учить изменять силу голоса, темп речи.

С.163-165

Январь

16

«Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания детей о способах словообразования. Закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умения дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками [в] и [ф].

С.165-168

Январь

17

«Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Учить объяснять значения слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными), в подборе синонимов и антонимов; учить замечать смысловые несоответствия.

С.168-171

Январь

18

«Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

Учить развивать предложенный сюжет. Активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах. Учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонаций.

С.171-172

Январь

19

«Сочинение сказки на предложенный сюжет»

Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет. Учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

С.173-175

Февраль

20

«Составление  рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»

Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности. Активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

С.175-178

Февраль

21

«Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин»

Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели. Подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.

С.178-181

Февраль

22

«Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин»

Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения. Подбирать антонимы и синонимы к заданным словам.

С.181-183

Февраль

23

«Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин»

Учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями. Подбирать антонимы и синонимы к заданным словам. Выполнять фонетические упражнения на изменение интонации.

С.183-186

Март

24

«Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин»

Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями. Подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам.

С.186-188

Март

25

«Составление рассказа о животных по сюжетным картинам»

Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность. Учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов. Закреплять правильное произношение звуков [р], и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи.

С.188-191

Март

26

«Пересказ рассказа М.Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта»

Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную. Познакомить со значениями слова игла. Учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.

С.192-193

Март

27

«Пересказ сказки Л.Толстого «Белка и волк»

Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.

С.193-196

Апрель

28

«Сочинение сказки на заданную тему»

Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра. Давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование. Учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

С.193-199

Апрель

29

«Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Учить выразительно пересказывать сказку, использую слова и речевые обороты из текста. Активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц. Учить правильно произносить звуки [ш], [ж], [р], изменять силу голоса и темп речи.

С.199-200

Апрель

30

«Описание пейзажной картины»

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, передавать его словом. Тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

C.200-202

Апрель

31

«Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

Учить составлять коллективный рассказ-описание. Учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении. Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [р] – [р’], четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с [р] – [р’]; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении.

C.202-205

Май

32

«Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закреплять понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица. Учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе. Давать задания на регулирование темпа и силы голоса.

C.206-207

Май

33

«Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», Белка с бельчатами»

Учить составлять связный рассказ по картине. Давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму  повелительного наклонения глаголов.

С.208-210

34

«Составление рассказов на тему «Весеннее настроение»

Закрепить умение составлять рассказ на заданную тему. Активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признаком.

С.210-213

35

«Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему»

Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии). Учить подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных. Воспитывать интонационную выразительность речи.

С.214-215


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в подготовительной группе: Художественно-эстетическое развитие - «Лепка»

Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Перспективное планирование в подготовительной группе: Художественно-эстетическое развитие - «Рисование»

Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Перспективное планирование в подготовительной группе: Развитие речи

Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ

ВведениеВ данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения. Цель: Оказать з...

Перспективное планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми с тяжелым нарушением речи по нравственно-патриотическому воспитанию

Любовь к Отчизне и любовь к людям-это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма....