Зеленая аптека - лекарственные растения города Бердска
презентация для интерактивной доски

Терехова Наталия Анатольевна

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить воспитанников с лекарственными растениями города Бердска;
  •  Закрепить и углубить знания воспитанников о растениях города Бердска.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к природе родного города;
  • уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав;
  • Продолжать развивать логическое мышление – умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать; наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление; речь: пополнять словарный запас, умение слушать, задавать вопросы, вступать в диалог, общаться между собой и с взрослыми; 

Воспитательные

  • Воспитывать в детях любовь к природе, желание беречь и охранять ее;
  • Воспитывать культуру поведения в природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Терехова Н. А.,

Музычко С.В.

 МАДОУ №26

Сценарий виртуальной экскурсии

Подготовительная группа

Блок Программы «Природа города Бердска»

Тема: «Лекарственные растения города Бердска»

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, музыкальная, изобразительная, двигательная.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить воспитанников с лекарственными растениями города Бердска;
  •  Закрепить и углубить знания воспитанников о растениях города Бердска.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к природе родного города;
  • уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав;
  • Продолжать развивать логическое мышление – умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать; наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление; речь: пополнять словарный запас, умение слушать, задавать вопросы, вступать в диалог, общаться между собой и с взрослыми; 

Воспитательные

  • Воспитывать в детях любовь к природе, желание беречь и охранять ее;
  • Воспитывать культуру поведения в природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, беседы с детьми о лекарственных растениях города Бердска, заучивание стихотворения о растениях.

Планируемый результат: у воспитанников сформированы представления о лекарственных растениях города Бердска; воспитанники смогут распознавать лекарственные растения родного города; знают правила их сбора, хранения и применения лекарственных трав; сформировано бережное отношение к родной природе;

Средства, оборудование, материалы: 

наглядные (демонстрационный материал): мультимедийная презентация;

раздаточные материалы: гербарии лекарственных растений, лабиринты ««Помоги доктору Айболиту найти лекарственные растения».

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап  образовательной деятельности

Ход  образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Переключение внимания воспитанников на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней.

Педагог держит в руках корзинку с лекарственными растениями.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень увлекательное путешествие по окрестностям нашего города Бердска.

Воспитанники внимательно слушают педагога.

Воспитанники размещаются в группе на стульчиках полукругом.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Педагог: - Ребята, прочитайте стихотворение, которое мы с вами учили. Как оно называется?

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка,

Что ещё?

Гвоздика, смолка, колокольчик,

Хвощ – как елка,

А ещё?

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок.

И красивых, и пушистых!

Разноцветных и душистых!

- А где мы можем все это увидеть?

Ответы  воспитанников: «Что растет?».

Воспитанники читают стихотворение.

Воспитанники высказываются (в лесу, когда идем на море, на поляне  и т.п.).

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам  образовательной деятельности

Педагог: - Я предлагаю вам отправиться в царство растений.

Лес как сказочное царство

там кругом растут лекарства

в каждой травке, в каждой ветке

и микстура, и таблетки

ну а чем и как лечить

я смогу вас научить.

-Ну что же, собираемся: (имитация движении).

В лес отправимся гулять,   

Будем весело шагать.

 

По тропиночке пойдем      

Друг за дружкою гуськом.

 

На носочки встали  

И к лесу побежали.

 

Ноги выше поднимаем,

           

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Воспитанники с удовольствием принимают предложение педагога.

Воспитанники маршируют.

Ходят «змейкой» между «кочками».

Бегут на носках.

Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки».

Маршируют.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам  образовательной деятельности

-Вот мы и прибыли в лес (слайд №2)

 Посмотрите, как здесь красиво!

(слайд №3)

-Посмотрите, сколько растет разных растений.  Среди них много лекарственных. Как вы думаете, почему они называются лекарственными?   

Давайте больше узнаем о лекарственных растениях.

-Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

- Послушайте загадку:

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (слайд №4)

 

Правильно, ребята. Это сорное растение. Она растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят из них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как средство, которое может остановить кровь.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (слайд №5)

 

Правильно! А почему он так называется?

Он растет около дороги, он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

Стоят в поле сестрички -

желтый глазок, белые реснички. (слайд №6)

Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт. (слайд №7)

Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

Воспитанники рассматривают слайды.

Ответы воспитанников: их используют для лечения болезней, травм.

Воспитанники слушают.

Ответы  воспитанников: крапива.

Ответы  воспитанников: подорожник.

Воспитанники высказывают предположения.

Ответы  воспитанников: ромашки.

Воспитанники высказывают предположения.

Ответы  воспитанников: мята.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Сейчас мы с вами отправимся  на  воображаемый луг для  того,  чтобы  собрать  лекарственные растения. Предлагаю   присесть на  поляне (ковре), отдохнуть   и вспомнить правила их сбора.

Необходимо  не  только  назвать  правила,  но  и    объяснить,  почему  нужно  делать  именно  так,  а  не  иначе.

- Скажите, когда собирают разные  части  лекарственных  растений – листья  и стебли, цветки, корни?  

Правильно,  ребята листья  и  стебли  собирают, когда растение цветёт,  цветки -  в  самом  начале  цветения, плоды  и  ягоды – когда  полностью  созреют,  корни -  осенью. Потому что в эти периоды в растениях накапливается большое количество полезных веществ.

Правила сбора лекарственных растений:

1.     Надо  хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)

Потому,  что  если  попадёт  в  сбор  ядовитая  трава,  то  можно  отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)

Потому,  что   обсохшие    от  росы  растения,  не  испортятся  во  время  сушки  и  хранения.  
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
  
Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.  (Почему?)

 Потому  что   на солнце   они  сгорят  или  пересушатся  и   полезных  веществ в  них  не  останется.      

 5. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем  и рвать все до последнего. Почему? 

 Правильно, что бы  сохранить  растения  для дальнейшего  размножения.

 6. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? 

 Да,  ребята,  они   уже   находятся  на грани  исчезновения.

- А что бы  их  было   ещё  больше  на  земле,  давайте  попросим дождик  чаще   поливать  их.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей»

 Дождик, лей веселей 

         

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей    

     

И для маленьких детей,   

И для мам, и для пап.   

     

Кап – кап – кап!               

Кап – кап – кап!   

      

- Я  хочу  прочитать  вам  небольшое  стихотворение  В.Берестова,  в  нём  говорится  о  том, что беречь  прекрасный,  но  хрупкий  мир  растений – обязанность  каждого  человека. Послушайте:

         Дерево,  трава  и  птица

         Не  всегда   умеют  защититься.

         Если  будут  уничтожены  они,

         на  планете  мы  останемся  одни!

Ребята,  если  растения   правильно  собраны  и  высушены,  то  они выглядят, как  растения этого  гербария.  Показ  нескольких  образцов  гербария.

-  Скажите,  как  и  где,   нужно  хранить  высушенные  лекарственные  травы?  (Высушенные  растения  хранят  в  сухом  прохладном  месте,  упаковывают    в  бумажные  или  матерчатые  пакетики  или  подвешивают    связанными  в  небольшие  пучки).

     

Воспитанники с удовольствием принимают предложение педагога.

Воспитанники высказывают предположения

Воспитанники отвечают,  рассказывают, предполагают.

Ответы  воспитанники.

Воспитанники выполняют движения по тексту.

И.П. руки  на  поясе -  имитирующие движения капель  двумя  руками сверху  вниз;

И.П. руки  на  поясе – выполнять повороты  влево, вправо, разводя

руки в стороны;

присесть  и  показать руками  рост

маленьких  детей;

встать - поднять  руки  вверх

 (2 раза);

И.П. руки  на  поясе -  имитирующие

 движения капель  двумя  руками сверху  вниз.

Воспитанники слушают стихотворение.

Ответы  воспитанников.

2.

Самостоятельное применение нового на практике

 (выполнение работы)

- Ребята, вы теперь знаете, какие лекарственные растения растут у нас в городе. И знаете правила сбора этих растений.

Перфокарты «Что где растет?», «Для чего нужны лекарственные растения?»

Ответы  воспитанников.

Воспитанники выполняют задание.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

- Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори!»  Воспитанники стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы  воспитанникам.

- Что такое лекарственные растения и почему их называют «Зеленой аптекой»?

- В какую погоду собирают лекарственные растения?

- Почему подорожник так назвали?

- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

Воспитанники стоят в кругу, в центре – воспитатель. Воспитанники отвечают на вопросы.

Воспитанники: Растения, которые лечат разные болезни.

Воспитанники: В сухую, солнечную погоду.

Воспитанники: Потому что он растет вдоль дорог.

Воспитанники: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

Рефлексия

- Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

Педагог хвалит  воспитанников.

Проявляют радостное и восторженное настроение от полученных знаний.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста, область «Познавательное развитие» Тема: «Зеленая аптека. Лекарственные травы, цветы»

Программное содержаниеФормировать у детей любовь и интерес к природе, давая элементарные знания о ней.Расширить и конкретизировать представления детей о цветах.Дать представление о простейших лекарств...

.Сборник «Сказки почемучки» и «Лесная аптека»: сказочная энциклопедия лекарственных растений для детей дошкольного возраста. 5-7 лет.

Тамара Крюкова о книге «Сказки Почемучки»:   Кто не задавал по сто разных "почему" в день? Иногда вопросов так много, что даже взрослые не могут на них ответить. Для эт...

Беседа о лекарственных растениях "Зелёная аптека"

Беседа о лекарственных растениях "Зелёная аптека"...

Проект «Лекарственные растения. Зеленая аптека»

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека....

Конспект познавательного развлечения "Зеленая книга о полезных лекарственных растениях Оренбургской области" для детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса ребенка старшего дошкольного возраста к растительному миру родного края в процессе экспериментально-опытнической деятельности....

Проект «Зеленая аптека – помощник человека» (о лекарственных растениях)

Проблема: Слабые знания детей о лекарственных растениях Сибири.Цель: Углубить знания детей о лекарственных растениях Сибири.Задачи: 1. Прививать интерес детей к изучению лекарственных растений.2....