Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники
консультация (младшая группа)
Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром
посредством использования мнемотехники
«Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место - вещь, как предмет познания речи».
Я.А.Коменский
Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования РФ в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Поэтому ознакомление дошкольников с окружающим миром рассматривается как средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитании правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности, поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.
В период активного познания окружающего мира, развития познавательных способностей у ребенка формируется восприятие, развивается речевая культура. Но развитие речи невозможно без развития памяти. Поэтому для запоминания и припоминания необходимо применять определенные приемы. В этом помогает мнемотехника, что в переводе с греческого значит «искусство запоминания».
Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении многих лет понимали, что мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы своих коллег позволило прийти к выводу, что необходим комплексный подход к образовательному процессу, направленному на ознакомление с окружающим миром. Такой подход включал в себя создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей с учетом приемов мнемотехники, использование различных видов детской деятельности, организацию активного участия родителей воспитанников. Таким образом должен был получиться целостный, а не разбитый на части образовательный процесс, позволяющий ребенку «прожить» ознакомление с предметным миром в разных видах деятельности, не испытывая сложности от предмета к предмету.
Проведение диагностики с целью выявления влияния использования наглядного материла на восприятие предметного окружения дошкольниками позволило утвердиться в правильности выбора использования мнемотехники при ознакомлении с окружающим миром.
Результаты диагностики предполагали насыщение воспитательно-образовательного процесса дошкольников наглядностью во всех видах детской деятельности. А использование приемов мнемотехники позволяли обеспечивать эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение детьми полученной информации.
В начале работы обязательное включение мнемотехники в ознакомление с окружающим миром воспитанников вызывало несогласие. Затем, наблюдая результативность в усвоении детьми программного содержания при проведении разных видов деятельности пришли к выводу, что такой подход к организации педагогического процесса приведет к благоприятному всестороннему развитию наших воспитанников.
Большое внимание при ознакомлении детей с окружающим миром уделяли формированию представлений о близких им предметах и явлениях, совершенствованию лично-бытовых ориентировок. При этом учили детей выделять существенные и несущественные признаки и свойства предметов, обобщать, группировать и дифференцировать объекты по определенным признакам; устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
При ознакомлении детей с окружающими предметами заботились о разностороннем восприятии ребенком его свойств, давали возможность каждому ребенку хорошо рассмотреть объект, ощупать, подержать в руках, назвать и др. Обращали внимание на форму, цвет, основные части предмета («Как ты узнал, что это грузовик? Из чего он состоит? Где у него колеса, кузов, кабина?») При последующих беседах предлагали мнемодорожки и мнемоквадраты, облегчающие детское восприятие того или иного предмета
Понимая, что ознакомление с окружающим миром неразрывно связано с развитием речи детей и что для того, чтобы понять насколько ребенок знает название, знаком с внешним видом, назначением того или иного предмета необходимо, чтобы он рассказал об этом предмете, предлагали детям таблицы, которые способствовали выявлению полученных знаний.
Для закрепления знаний у детей полученных на занятиях проводили дидактические игры, которые требовали от детей умения объединять сходные предметы в пары, группировать объекты по заданному признаку («Найди, назови такой же», « Назови одним словом» и др). В процессе игр уточняли представления воспитанников о назначении предметов, учили целесообразно действовать с ними, а затем закрепляли знания детей с помощью мнемодорожек и мнемоквадратов.
При ознакомлении с окружающим миром как на занятиях, так и в повседневной жизни упражняли детей в различении и назывании цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и некоторых оттенков, в группировке предметов по цвету по слову и образцу или только по слову воспитателя. В качестве учебного материала использовали детали строительных наборов, дидактические игрушки, окрашенные в основные цвета. При этом эффективными были игры-поручения «Зажги фонарик», « Собери в корзину игрушки такого же цвета» и др. А также предложенные сначала готовые мнемодорожки, а затем предлагалось собирать мнемодорожки детям самостоятельно на закрепление необходимого цвета. Например, если детям предлагалось пятно зеленого цвета, то они к нему должны были выбрать из небольшого множества картинок изображение огурца, травы, зеленого листочка, крокодила и др.
Осознавая, что дети 4 года жизни способны понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда, мебель, одежда и др. учили группировать предметы по назначению, подводить к пониманию слов с обобщающим значением. Однако отношения между общим и частным осознаются детьми этого возраста своеобразно. Поэтому для лучшего усвоения данной темы, кроме дидактических игр и упражнений, предлагали детям мнемодорожки по лексическим темам.
Большая работа по закреплению знаний и умений, полученных детьми на занятиях, проводилась во внеучебное время. Одна из любимых маленькими детьми игр — приготовление куклам еды и кормление кукол (зверят). Однако ребенку не достает жизненных впечатлений и его действия отличаются от действий взрослого. Поэтому проводили дидактические игры- занятия «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», «Сварим овощной суп», при этом использовали реальные предметы. Например, рассматривали с детьми сухой чай (заварку), затем засыпали его в чайник, заливали кипятком, давали настояться. При этом дети были не только зрителями, они давали советы, сравнивали сухую заварку и распаренные чаинки, определяли, что приятнее на вкус: кипяченная вода или чай. При последующих беседах использовали уже мнемодорожки для закрепления последовательности отражения окружающей действительности.
Таким образом, при использовании мнемотехники в ознакомлении с окружающим миром можно говорить о прогнозируемых результатах. В результате использования мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц – расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей.
Список литературы
1. ФГОС ДО 2013г.
2.Т.В.Большева «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
3. Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника». Москва, «Линка – Пресс», 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром
посредством использования мнемотехники
«Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место - вещь, как предмет познания речи».
Я.А.Коменский
Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования РФ в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Поэтому ознакомление дошкольников с окружающим миром рассматривается как средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитании правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности, поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.
В период активного познания окружающего мира, развития познавательных способностей у ребенка формируется восприятие, развивается речевая культура. Но развитие речи невозможно без развития памяти. Поэтому для запоминания и припоминания необходимо применять определенные приемы. В этом помогает мнемотехника, что в переводе с греческого значит «искусство запоминания».
Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении многих лет понимали, что мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы своих коллег позволило прийти к выводу, что необходим комплексный подход к образовательному процессу, направленному на ознакомление с окружающим миром. Такой подход включал в себя создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей с учетом приемов мнемотехники, использование различных видов детской деятельности, организацию активного участия родителей воспитанников. Таким образом должен был получиться целостный, а не разбитый на части образовательный процесс, позволяющий ребенку «прожить» ознакомление с предметным миром в разных видах деятельности, не испытывая сложности от предмета к предмету.
Проведение диагностики с целью выявления влияния использования наглядного материла на восприятие предметного окружения дошкольниками позволило утвердиться в правильности выбора использования мнемотехники при ознакомлении с окружающим миром.
Результаты диагностики предполагали насыщение воспитательно-образовательного процесса дошкольников наглядностью во всех видах детской деятельности. А использование приемов мнемотехники позволяли обеспечивать эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение детьми полученной информации.
В начале работы обязательное включение мнемотехники в ознакомление с окружающим миром воспитанников вызывало несогласие. Затем, наблюдая результативность в усвоении детьми программного содержания при проведении разных видов деятельности пришли к выводу, что такой подход к организации педагогического процесса приведет к благоприятному всестороннему развитию наших воспитанников.
Большое внимание при ознакомлении детей с окружающим миром уделяли формированию представлений о близких им предметах и явлениях, совершенствованию лично-бытовых ориентировок. При этом учили детей выделять существенные и несущественные признаки и свойства предметов, обобщать, группировать и дифференцировать объекты по определенным признакам; устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
При ознакомлении детей с окружающими предметами заботились о разностороннем восприятии ребенком его свойств, давали возможность каждому ребенку хорошо рассмотреть объект, ощупать, подержать в руках, назвать и др. Обращали внимание на форму, цвет, основные части предмета («Как ты узнал, что это грузовик? Из чего он состоит? Где у него колеса, кузов, кабина?») При последующих беседах предлагали мнемодорожки и мнемоквадраты, облегчающие детское восприятие того или иного предмета
Понимая, что ознакомление с окружающим миром неразрывно связано с развитием речи детей и что для того, чтобы понять насколько ребенок знает название, знаком с внешним видом, назначением того или иного предмета необходимо, чтобы он рассказал об этом предмете, предлагали детям таблицы, которые способствовали выявлению полученных знаний.
Для закрепления знаний у детей полученных на занятиях проводили дидактические игры, которые требовали от детей умения объединять сходные предметы в пары, группировать объекты по заданному признаку («Найди, назови такой же», « Назови одним словом» и др). В процессе игр уточняли представления воспитанников о назначении предметов, учили целесообразно действовать с ними, а затем закрепляли знания детей с помощью мнемодорожек и мнемоквадратов.
При ознакомлении с окружающим миром как на занятиях, так и в повседневной жизни упражняли детей в различении и назывании цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и некоторых оттенков, в группировке предметов по цвету по слову и образцу или только по слову воспитателя. В качестве учебного материала использовали детали строительных наборов, дидактические игрушки, окрашенные в основные цвета. При этом эффективными были игры-поручения «Зажги фонарик», « Собери в корзину игрушки такого же цвета» и др. А также предложенные сначала готовые мнемодорожки, а затем предлагалось собирать мнемодорожки детям самостоятельно на закрепление необходимого цвета. Например, если детям предлагалось пятно зеленого цвета, то они к нему должны были выбрать из небольшого множества картинок изображение огурца, травы, зеленого листочка, крокодила и др.
Осознавая, что дети 4 года жизни способны понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда, мебель, одежда и др. учили группировать предметы по назначению, подводить к пониманию слов с обобщающим значением. Однако отношения между общим и частным осознаются детьми этого возраста своеобразно. Поэтому для лучшего усвоения данной темы, кроме дидактических игр и упражнений, предлагали детям мнемодорожки по лексическим темам.
Большая работа по закреплению знаний и умений, полученных детьми на занятиях, проводилась во внеучебное время. Одна из любимых маленькими детьми игр — приготовление куклам еды и кормление кукол (зверят). Однако ребенку не достает жизненных впечатлений и его действия отличаются от действий взрослого. Поэтому проводили дидактические игры- занятия «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», «Сварим овощной суп», при этом использовали реальные предметы. Например, рассматривали с детьми сухой чай (заварку), затем засыпали его в чайник, заливали кипятком, давали настояться. При этом дети были не только зрителями, они давали советы, сравнивали сухую заварку и распаренные чаинки, определяли, что приятнее на вкус: кипяченная вода или чай. При последующих беседах использовали уже мнемодорожки для закрепления последовательности отражения окружающей действительности.
Таким образом, при использовании мнемотехники в ознакомлении с окружающим миром можно говорить о прогнозируемых результатах. В результате использования мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц – расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей.
Список литературы
1. ФГОС ДО 2013г.
2.Т.В.Большева «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
3. Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника». Москва, «Линка – Пресс», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по организации экспериментальной деятельности при ознакомлении младших дошкольников с окружающим миром 2014-2015 учебный год
Программа содержит рекомендации по организации исследовательского центра во второй младшей группе. Перспективный план позволит планировать исследовательскую деятельность в течение года....
Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования.
Цель:развитие элементарных поисково-исследовательских способностей младших дошкольников Задачи:1. Расширять представление о древесине, стекле и бумаге;2. Развивать умение, определять существенные...
Мастер - класс для младших дошкольников "Дикие животные" с использованием мнемотехники
В данном мастер - классе описанно использование технологии мнемодорожки в познавательном развитии младших дошкольников....
Конспект НОД по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром на тему "Овощи и фрукты"
Конспект НОД по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром на тему "Овощи и фрукты"...
«Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования»
Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка. Она органически сочетается с проблемно-диалогическим методом программы...
ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Когда в детский сад приходит ребенок 2-3 лет, глаза его горят огнем познания, мир вокруг такой большой и интерес...
Консультация для родителей "Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром"
Консультация для родителейОзнакомление младших дошкольников с окружающим миромТема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Так или иначе, но дл...