Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Герман Вера Сергеевна

Цель:

развитие элементарных поисково-исследовательских способностей младших дошкольников

 

Задачи:

1. Расширять представление о древесине, стекле и бумаге;

2. Развивать умение, определять существенные признаки и свойства материалов   

   (структура поверхности, прозрачность, плавучесть, прочность);

3. Развивать любознательность и устную речь младших дошкольников.

 

Оборудование:

сундучок, деревянный кубик, воздушный (резиновый) шарик, стеклянный стакан, бумажная салфетка, ёмкость с водой, деревянное корыто.

 

Ход:

 

1. Организационный момент

 

За горами, за лугами,

За зелёными лесами

В своей маленькой избе

Дед жил с бабушкой в селе.

 

Как- то раз говорит старуха старику:

«Без корыта стирать не могу».

Решил старик бабке корыто смастерить

И на праздник подарить.

 

Задумался дед, из чего же его сделать?

Чтобы прочное было, не сломалось, не намокло,

Не разбилось, не засохло.

Думал, думал и вспомнил,

Что сундучок у него был,

Много предметов он в нём хранил.

 

- Ребята, поможем деду материал для корыта подобрать?

 

Для этого нам надо в сказку попасть:

Закрываем глазки, чтобы попасть в сказку.

Раз, два, три – сказка нас к сундучку приведи.

Открываем глазки.

 

Ребята, смотрите дедушкин сундучок, а в нём лежат разные предметы.

 

Сундучок открывается,

Предметы появляются.

 

2. Работа в группах.

 

Раздаю предметы и даю время на их исследование. (Даю возможность рассмотреть, потрогать, подкинуть, потянуть и т.д. предметы.)

 

Беседа по вопросам:

1. Какие предметы у вас? (Стакан, воздушный шарик, кубик, салфетка.)

2. Из какого материала они сделаны? (Стекла, резины дерева, бумаги.)

3. Рассмотрим свойства этих материалов и выберем самое прочное для корыта.

 

3. Исследовательская деятельность (практическая часть)

 

1. Рельефность

- Потрогайте предметы и ответьте, какой он по рельефности (фактуре)?

- Можно сказать, что разные предметы имеют разные фактуры поверхности?

 

2. Звучание

Попробуем извлечь звук из каждого предмета.

-Что вы слышите, когда сжимаете, растягиваете или стучите по предмету?

- Можно сказать, что каждый предмет издаёт свой звук?

 

3. Прозрачность

А теперь попробуем посмотреть через предмет.

- Видите ли вы что-нибудь?

- Можно сказать, что предметы могут быть прозрачными и непрозрачными?

 

4. Взаимодействие с водой

Опустим предметы в воду и понаблюдаем за ними.

- Что вы видите?

- Какие предметы впитали воду?

- Какие предметы не впитали воду?

- А кто-нибудь из вас знает, если предмет не опустился на дно, значит, он легче или тяжелее воды?

- А если оно легкое, можно сказать, что и предметы, сделанные из этого материала, будут лёгкими?

 

5. Прочность материала

Давайте проверим предметы на прочность.

- Потяните бумагу, что с ней произошло?

- Прочными ли будут предметы, сделанные из бумаги?

- Можем ли мы предложить бумагу для изготовления корыта?

 

Теперь то же самое проделаем с воздушным шариком.

- Что с ним произошло?

- Прочными ли будут предметы, сделанные из резины?

- Подойдёт ли резина для изготовления корыта?

 

Стекло проверю я. Для этого я стукну по нему другим предметом.

- Что с ним произошло?

- Прочными ли будут предметы, сделанные из стекла?

- Подойдёт ли стекло для изготовления корыта?

 

И остался у нас только кубик. Давайте бросим его на пол.

- Что произошло с кубиком?

- Прочными ли будут предметы, сделанные из дерева?

- Подойдёт ли дерево для изготовления корыта?

- Почему?

- Какими свойствами обладает дерево?

 

Правильно, ребята, молодцы. Мы определили самый прочный материал.

И давайте все вместе скажем, из чего нужно сделать корыто?

 

Дедушка услышал нас и приступил к работе. Не будем ему мешать.

Отправимся обратно в группу.

 

Закроем глазки.

Раз, два, три –

– сказка нас назад верни.

Вывод:

  Наилучший материал для изготовления корыта- древесина. Полезные ее свойства:

1. лёгкая, плавучая, не намокает;

2. достаточно твёрдая,  хорошо поддаётся  

    обработке;

3. непрозрачная, имеет свой рисунок;

 

 

Посмотрите, дед прислал нам фотографии.

Что же на них?

Дед уже смастерил корыто. А бабушка принялась за работу. Корыто ей очень понравилось. Они благодарят нас за помощь. Спасибо за помощь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass_german.ppt1020 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78» Энгельсского муниципального района Саратовской области Мастер-класс «Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования» Выполнила: воспитатель Герман Вера Сергеевна

Слайд 2

Цель: развитие элементарных поисково-исследовательских способностей младших дошкольников

Слайд 3

Задачи: 1. Расширять представление о древесине, стекле , бумаге и резине; 2. Развивать умение, определять существенные признаки и свойства материалов (структура поверхности, прозрачность, плавучесть, прочность); 3. Развивать любознательность и связную речь младших дошкольников.

Слайд 4

За горами, за лугами, За зелёными лесами, В своей маленькой избе Дед жил с бабушкой в селе.

Слайд 6

Вывод: Наилучший материал для изготовления корыта- древесина. Полезные ее свойства: 1. лёгкая, плавучая, не намокает; 2. достаточно твёрдая, хорошо поддаётся обработке; 3. непрозрачная, имеет свой рисунок;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по организации экспериментальной деятельности при ознакомлении младших дошкольников с окружающим миром 2014-2015 учебный год

Программа содержит рекомендации по организации исследовательского центра во второй младшей группе. Перспективный план позволит планировать исследовательскую деятельность в течение года....

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники  «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо вс...

Конспект НОД по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром на тему "Овощи и фрукты"

Конспект НОД по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром на тему "Овощи и фрукты"...

«Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования»

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка. Она органически сочетается с проблемно-диалогическим методом программы...

Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром посредством детского экспериментирования

Экспериментирование - важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую для него информ...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.  Когда в детский сад приходит ребенок 2-3 лет, глаза его горят огнем познания, мир вокруг такой большой и интерес...

Консультация для родителей "Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром"

Консультация для родителейОзнакомление младших дошкольников с окружающим миромТема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Так или иначе, но дл...