Проект по финансовой грамотности дошкольников
проект
Проект по финансовой грамотности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_finansovoy_gramotnosti_doshkolnikov.docx | 47.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Искорка»
Проект
по финансовой грамотности
дошкольников
Рудак Елена Юрьевна
Дешина Наталья Владимировна
Введение
Проект по формированию финансовой грамотности включает следующую информацию:
- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
- принципы реализации проекта;
- цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
- сроки и этапы реализации проекта;
- управление и обеспечение проекта;
- ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
- планируемые мероприятия в рамках проекта;
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами,определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Маленький финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Данный проект будет реализован с воспитанниками МБДОУ № 56 «Искорка»
Актуальность
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение одной недели)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту финансовой грамотности дошкольников.
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление лэпбука и пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
План мероприятий по финансовой грамоте детей
Понедельник:
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
Демонстрация презентации «История денег»
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
НОД «Дом, в котором «живут» деньги»
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.
Игра «Купи другу подарок»[см. приложение № 2]
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Вторник:
Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
НОД «Доход семьи»
Задачи:познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия;уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов;развивать память, мышление, логику, внимание;воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».
Д\и «Угадай, где продаются»[см. приложение № 2]
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Среда:
«Презентация семейный бюджет»
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;
НОД «Путешествие денежки»
Д\и «Что быстрее купят?»[см. приложение № 2]
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Четверг:
Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»[см. приложение № 2]
Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»»
Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки
Пятница:
Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.
«Ярмарка поделок»- учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
приложение № 1
Консультации и рекомендации для родителей
Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?[1]
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильное представление оденьгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Детидолжны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственнымтрудом.
Финансовая грамотность – этоособое качество человека, котороеформируется с самого малого возраста ипоказывает умение самостоятельнозарабатывать деньги и грамотно имиуправлять.
Обучениеобращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как сэтого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда.Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершатьпокупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так
как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупныхмагазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.
На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлятьконтроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив,надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должнаразвиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей.
- Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
- Возьмите ребенка в банк.
- Поговорите с детьми о вложении денег.
- Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
- Научите детей зарабатывать деньги.
- Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
- Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
- Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
- Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
- Будьте для ребенка примером.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
приложение № 2
Игры с экономическим содержанием [5]
Игра «Хочу - надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
«Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Правила:Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
«Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Правила:Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
«Магазин игрушек»
Цель:Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
«Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Финансовая грамотность дошкольника»
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....
Проект по финансовой грамотности для дошкольников 6-7 лет
Актуальность: Для чего нужны деньги? Откуда они появились? Эти и многие вопросы на эту тему волнуют каждого ребенка. В данном проекте мы постараемся разобраться, как появились денежные отношения и так...
"Из опыта работы творческой группы проекта по финансовой грамотности старших дошкольников "Экономыч" с использованием современных ИКТ – технологий"
В статье представлен отчет из опыта работы педагогов проекта "Экономыч" по финансовой грамотности старших дошкольников с использованием ИКТ - технологий. Педагоги смогут узнать, как можно пр...
Долгосрочный проект в старшей группе "Финансовая грамотность дошкольника"
Проект "Финансовая грамотность дошкольника" в старшей группеПродолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2020г.-2021г.)Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.Участники прое...
проект по финансовой грамотности для дошкольников
quot;Финансовая азбука для дошколенка"- ПРОЕКТ СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАСШИРЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ФИНАНСОВ....
Проект "Формирование финансовой грамотности дошкольников"
Педагогический проект по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...