Проект "Формирование финансовой грамотности дошкольников"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Яружная Оксана Сергеевна

Педагогический проект по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansist.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26 «КОЛОСОК»

Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Автор:

воспитатель

Голодова Н.Ю.,

Яружная О.С.

Мичуринск, 2021 г.

ПРЕДПОСЫЛКИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ДАННОГО ПРОЕКТА

(проблематика).

В современной системе образования России дошкольное образование занимает в настоящее время важное место.

Впервые дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

Необходимость повышения качества образования предполагает использование новых технологий, позволяющих сформировать у воспитанников дошкольных образовательных учреждений базовые компетенции, необходимые для успешного овладения образовательными программами.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Сегодняшнее поколение живых в иных экономических условиях.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

На выбор темы проекта повлияло решение воспитанников, которые задались целью заработать деньги на приобретение нового оборудования для своей группы.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Данный проект направлен на формирование элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности дошкольников.

Практическая значимость проекта заключается в создании благоприятных условий для разностороннего развития, повышения экономических представлений, творческого потенциала воспитанников, педагогов, а также вовлечение родителей воспитанников в рабочий процесс.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Как я уже говорила ранее - сегодняшнее поколение живых в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой жизни!

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «Я – бережливый ребенок».

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Тип проекта: познавательный, практико - ориентированный

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май).

Участники проекта: 

-педагоги ДОУ;

- воспитанники;

- родители.

Цель проекта:

- создании благоприятных условий для раскрытия ребенку окружающего его предметного мира как мира духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры

- сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формирование экономических представлений и компетенций;
  • Развитие экономического мышления дошкольников;
  • Воспитание социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
  • Обучение правильному отношению к рекламе, умению разбираться в ней;
  • Обучение правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
  •  Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь -май)

Основные формы реализации проекта:

- сюжетные, ролевые игры;

- дидактические игры и упражнения;

- ООД;

- изобразительная деятельность;

- кружковая работа;

- анкетирование родителей;

- проектная деятельность

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

Дети:

научатся:

- правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях;

- понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

- уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- пользоваться основными финансово – экономичекими понятиями и категориями;

- пользоваться знаниями о новых профессиях и уметь  рассказать о них;

- обогатится словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;

- такам качествам, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

- соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;

- осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «Труд – продукт – деньги», что стоимость продукта зависит от его качества.

 Мониторинг усвоения ожидаемых результатов дошкольника:

Осуществляется в начале и конце года;

Используются такие формы обследования, как диагностика, блиц - опрос, беседа, анкетирование родителей.

(Диагностика в соответствии с классификацией К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой, где выделяются уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников; Тесы Т.А. Шорыгиной)

Предполагаемый результат проекта для родителей:

- повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

- получение консультаций по вопросам формирования экономической и финансовой грамотности детей

- укрепление связей между детским садом и семьёй. Изменение позиции родителей в отношении к педагогам ДОУ.

Семья – реальная экономическая среда, в которой живет ребенок.

Детский сад – некая реальная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практики «экономического поведения».

Все начинается с семьи. Семья формирует отношение ребенка к здоровью, учебе, работе, близким, религии, деньгам.

Поэтому задачам педагогов помочь семье в определении данных ценностейю

Возможности проекта для педагогов:

- повышение уровня сформированности ключевых компетентностей;

- создание кружка по формированию экономичекой и финансовой грамотности дошкольников более раннего возраста;

- самостоятельно разрабатывать творческие задания для воспитанников, родителей, которые помогут им решать образовательные задачи;

- использование полученного опыта в своей дальнейшей работе;

-  улучшение отношений между детьми;

- укрепление связи с родителями.

Этапы реализации:

1. Информационно-аналитический этап (подготовительный)

- изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта;

- изучение психолого – педагогической литературы;

- определение целей и задач темы;

- разработка системы мер, направленных на решение проблемы;

- прогнозирование результатов

  1. Основной этап

- внедрение опыта работы;

- формирование методического комплекса;

- формирование предметно – пространственной среды;

- корректировка работы;

- выступление на собраниях;

- участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, проведение круглого стола с родителями по заданной теме);

- проведение открытых занятий, мероприятий с воспитанниками;

  1. Заключительный

- подведение итогов работы над проектом;

- анкетирование родителей «Чему научился Ваш ребенок?»;

- диагностика детей по данной теме;

- приобретение необходимого оборудования;

- презентация проекта для педагогов ДОУ;

- распространение  опыта работы по проекту;

- участие в работе инициативных групп;

- оформление результатов работы

- публикации в открытой печати, на сайтах сетевых сообществ

Заключение

  • Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время находится на стадии основного этапа.
  • Были решены следующие задачи:
  • Изучен теоретический материал о формировании финансовой грамотности дошкольника;
  • Определены пути и условия применения различных форм на занятиях с детьми, педагогами, родителями
  • Выявлены уровни сформированности знаний у воспитанников;
  • Разработаны учебные, научно – методические и дидактические материалы.
  • Цель проекта – приобретение развивающей игры для группы находится на завершающем этапе.
  • Формирование финансовой грамотности может эффективно применяться уже в детском саду. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.


Дальнейшее развитие.

Таким образом, формирование финансовой грамотности дошкольников дает большие возможности не только для развития воспитанников, родителей и педагогов, но и старт в развитии самого учреждения.

Данный проект предоставил большие возможности для творчества, формирования компетентной позиции педагога, позволит развить у воспитанников активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планируем продолжать работу по внедрению данных задач в образовательный процесс ДОУ. Целью в дальнейшем будет создание кружка «Я- финансист» по формированию экономической и финансовой грамотности дошкольников, начиная со среднего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"

Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...

Финансовая грамотность дошкольников (статья)

Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....

Выступление на форумах, конференциях по финансовой грамотности дошкольников

Сообщения из опыта работы по финансовой грамотности...