«Финансовая грамотность» Проект по финансовой грамотности для детей
проект по математике (старшая группа)
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
«Финансовая грамотность»
Проект по финансовой грамотности для детей
старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель
Прохорова Светлана Сергеевна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Финансовая грамотность» |
Вид проекта | Познавательный, открытый, коллективный |
Тип проекта | Информационно – практико - ориентированный. |
Проект направлен: | формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. |
Цель проекта | формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО и ФОП ДО. |
Задачи проекта | Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; Совершенствовать коммуникативные качества детей; Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность |
Срок реализации проекта | Краткосрочный |
Ожидаемые результаты | Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. |
Участники проекта | дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников. |
Трансляция проекта | Публикация на сайтах педагогических сообществ |
Продукты проекта | Лэпбук «Финансовая грамотность» Игротека «Финансовая грамотность дошкольников» План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «Деньги разных стран» Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта; Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций; |
Актуальность проекта
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Финансовая грамотность».
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта:
формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.
Задачи проекта:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
В основу проекта положены следующие принципы:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
- реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный;
- Практический;
- Заключительный.
Ресурсное обеспечение проекта:
- программно-методическое обеспечение;
- развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
- взаимодействие всех участников педагогического процесса;
- система взаимодействия с родителями;
- система мониторинга.
Факторы, способствующие реализации проекта:
- необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
- наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
- специально оборудованная развивающая среда в группе.
Формы подведения итогов в конце года реализации проекта:
- Совместное создание лэпбука «Финансовая грамотность»;
- Альбом «Деньги разных стран»
Ожидаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Возраст детей
- В реализации проекта участвуют дети старшей группы, возраст 5-6 лет
Продолжительность проекта:
- Краткосрочный.
Методы реализации проекта:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделированиеи др.)
Формы проведения:
- групповые занятия
- индивидуальная работа
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Основные этапы реализации проекта «Финансовая грамотность»
I этап – подготовительный
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме проекта.
II этап – основной, практический
реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
III этап – завершающий
Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»; Лэпбук «Финансовая грамотность»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «Деньги разных стран»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;
Перспективный план реализации проекта «Финансовая грамотность»
№ п/п | Направление работы | Целевые ориентиры |
| «Азбука финансов» (вводное занятие) | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. |
| «История денег» презентация | дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег. |
| «История возникновения денег» | Продолжать формировать у детей необходимый минимум экономических знаний: представление об экономике, деньгах, их значении для общества. закрепить представления детей о труде взрослых, о значении труда как средстве зарабатывания денег; продолжать развивать элементарные представления о семейных доходах и расходах, семейном бюджете; учить подбирать монеты разного достоинства, составляющих цену подарка; развивать умение давать оценку своей деятельности на занятии. |
| Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Игровая деятельность. | Познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета. |
| Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». | https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&feature=emb_title
|
| Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» | Формировать у воспитанников знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк» Закреплять знания воспитанников о работе Банка Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями. |
| «Семейный бюджет и расходы семьи» | Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. |
| «Экономия тепла, света, воды» | Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Формировать у детей потребность в их экономии. Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»; Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. |
| Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности | содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок) |
| Настольные дидактические игра «Супермаркет», «Магазин продуктов» | упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты. Игра развивает логическое мышление, память, внимание. |
| «Об экономике» Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть "У тетушки Совы" |
Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
|
| «Путешествие с монеткой по стране Экономики» | Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе. закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход; |
| Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?» | помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения. |
| “Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю» Работа с лэпбуком «Финансовая грамотность» | формирование основ финансовой грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков |
| «Об экономике» Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть "У тетушки Совы" |
Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
|
| Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей | создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности детей, дать детям элементарное экономическое представление, воспитывать интерес к экономике. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - деньги». Познакомить ребенка с номинальными купюрами и монетами. Дать представление о том, что такое товар, цена товара, доход, расход. Объяснить принцип накоплений денег. |
| «Копилка своими руками» Совместная работа детей и родителей | учить детей самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала, дополняя её аппликацией из цветной бумаги. |
Перспективное планирование реализации проекта
«Финансовая грамотность» с родителями
Эффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.
Перед родителями поставлена задача - помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.
Цель:
повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Формы работы с родителями:
1. Оформление информационных стендов, памяток.
3. Консультации, буклеты.
4. Презентации для родителей.
№ п/п | Содержание работы |
| Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы |
| Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников» |
| Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников. Что это? Для чего?»
|
| Буклет «Бережное и разумное отношение к деньгам — это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей» |
| Папка-передвижка «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников» |
| Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?» |
| Папка – передвижка «Финансовая грамотность в семье» |
| Рекомендации «Как обучить ребенка финансовой грамотности» |
Вывод:
В итоге реализации проекта дети старшей группы смогут:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам ,
- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finans.docx | 49.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
«Финансовая грамотность»
Проект по финансовой грамотности для детей
старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель
Прохорова Светлана Сергеевна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Финансовая грамотность» |
Вид проекта | Познавательный, открытый, коллективный |
Тип проекта | Информационно – практико - ориентированный. |
Проект направлен: | формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. |
Цель проекта | формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО и ФОП ДО. |
Задачи проекта | Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; Совершенствовать коммуникативные качества детей; Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность |
Срок реализации проекта | Краткосрочный |
Ожидаемые результаты | Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. |
Участники проекта | дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников. |
Трансляция проекта | Публикация на сайтах педагогических сообществ |
Продукты проекта | Лэпбук «Финансовая грамотность» Игротека «Финансовая грамотность дошкольников» План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «Деньги разных стран» Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта; Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций; |
Актуальность проекта
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Финансовая грамотность».
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта:
формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.
Задачи проекта:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
В основу проекта положены следующие принципы:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
- реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный;
- Практический;
- Заключительный.
Ресурсное обеспечение проекта:
- программно-методическое обеспечение;
- развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
- взаимодействие всех участников педагогического процесса;
- система взаимодействия с родителями;
- система мониторинга.
Факторы, способствующие реализации проекта:
- необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
- наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
- специально оборудованная развивающая среда в группе.
Формы подведения итогов в конце года реализации проекта:
- Совместное создание лэпбука «Финансовая грамотность»;
- Альбом «Деньги разных стран»
Ожидаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Возраст детей
- В реализации проекта участвуют дети старшей группы, возраст 5-6 лет
Продолжительность проекта:
- Краткосрочный.
Методы реализации проекта:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделированиеи др.)
Формы проведения:
- групповые занятия
- индивидуальная работа
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Основные этапы реализации проекта «Финансовая грамотность»
I этап – подготовительный
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме проекта.
II этап – основной, практический
реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
III этап – завершающий
Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»; Лэпбук «Финансовая грамотность»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «Деньги разных стран»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;
Перспективный план реализации проекта «Финансовая грамотность»
№ п/п | Направление работы | Целевые ориентиры |
| «Азбука финансов» (вводное занятие) | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. |
| «История денег» презентация | дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег. |
| «История возникновения денег» | Продолжать формировать у детей необходимый минимум экономических знаний: представление об экономике, деньгах, их значении для общества. закрепить представления детей о труде взрослых, о значении труда как средстве зарабатывания денег; продолжать развивать элементарные представления о семейных доходах и расходах, семейном бюджете; учить подбирать монеты разного достоинства, составляющих цену подарка; развивать умение давать оценку своей деятельности на занятии. |
| Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Игровая деятельность. | Познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета. |
| Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». | https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&feature=emb_title
|
| Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» | Формировать у воспитанников знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк» Закреплять знания воспитанников о работе Банка Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями. |
| «Семейный бюджет и расходы семьи» | Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. |
| «Экономия тепла, света, воды» | Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Формировать у детей потребность в их экономии. Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»; Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. |
| Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности | содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок) |
| Настольные дидактические игра «Супермаркет», «Магазин продуктов» | упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты. Игра развивает логическое мышление, память, внимание. |
| «Об экономике» Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть "У тетушки Совы" |
Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
|
| «Путешествие с монеткой по стране Экономики» | Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе. закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход; |
| Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?» | помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения. |
| “Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю» Работа с лэпбуком «Финансовая грамотность» | формирование основ финансовой грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков |
| «Об экономике» Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть "У тетушки Совы" |
Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
|
| Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей | создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности детей, дать детям элементарное экономическое представление, воспитывать интерес к экономике. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - деньги». Познакомить ребенка с номинальными купюрами и монетами. Дать представление о том, что такое товар, цена товара, доход, расход. Объяснить принцип накоплений денег. |
| «Копилка своими руками» Совместная работа детей и родителей | учить детей самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала, дополняя её аппликацией из цветной бумаги. |
Перспективное планирование реализации проекта
«Финансовая грамотность» с родителями
Эффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.
Перед родителями поставлена задача - помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.
Цель:
повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Формы работы с родителями:
1. Оформление информационных стендов, памяток.
3. Консультации, буклеты.
4. Презентации для родителей.
№ п/п | Содержание работы |
| Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы |
| Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников» |
| Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников. Что это? Для чего?»
|
| Буклет «Бережное и разумное отношение к деньгам — это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей» |
| Папка-передвижка «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников» |
| Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?» |
| Папка – передвижка «Финансовая грамотность в семье» |
| Рекомендации «Как обучить ребенка финансовой грамотности» |
Вывод:
В итоге реализации проекта дети старшей группы смогут:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам ,
- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является социальной проблемой с самых р...
План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет. «Обучение Незнайки финансовой грамотности»
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет.«Обучение Незнайки финансовой грамотности» Воспитатель первой категории: Ливерко М.А....
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...