Практико - значимый проект
проект (младшая группа)

Петелина Элеонора Александровна

Тема: экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko_-_znachimyy_proekt.docx34.42 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 11 «Капелька»

Практико – значимый  проект

Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

 

       Разработала: Петелина  Э. А.

                                          Протвино,2016 г.

Содержание

Введение…………………………………………………….3-4

I.Основная часть. Теоретическое обоснование…….…….5-6

I.I Теоретическая значимость……………………………...7-8

II. Практическая часть……………………………………..9-15

Заключение…………………………………………………16-17

Список литературы………………………………………….18

Введение

Тип проекта: Экологический проект.

Название проекта: «Птичья столовая».

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Актуальность проекта: Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Цель проекта: 

Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму. Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.

Задачи:

- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

- Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.

-  Познакомить детей с зимующими птицами, о роли человека в жизни зимующих птиц.

- Формировать умение и навыки наблюдения за птицами.

- Привлечь воспитанников и родителей к помощи

птицам в трудных зимних условиях

Практическая значимость:

Участники проекта:

дети  младшей группы(2-3 года), родители, воспитатель.

Результативность проекта:

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в изготовлении «угощения для птиц».

Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.

  1. Основная  часть. Теоретическое обоснование.

Экологическое воспитание в сфере дошкольного образования занимает одну из приоритетных областей. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

К. Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им  в различных трудах, не утратили актуальность и по сей день. К. Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших. Задача воспитателя детского сада на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности.

Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Поэтому любовь к природе должна прививаться с детства. С ранних лет необходимо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного, бережного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы, думать о ней. И чем раньше маленький человек познакомится с миром природы, тем быстрее проснется в нём чувство прекрасного.

 Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, зависящий от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, без их поддержки.

Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы. Развесили мы птичьи угощенья по веткам деревьев, и каждый день угощаем своих маленьких друзей разными птичьими яствами: семенами, зёрнышками, хлебными крошками, даже сало для синичек повесили. Теперь будет о ком ежедневно заботиться детям. Если раньше к нам изредка прилетали не такие уж и частые гости, как снегири и синицы, то сейчас наверняка они будут нашими частыми гостями. Мы уверены, что наши дети вырастут настоящими защитниками природы!

1.1.Теоретическая значимость.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы «Птичья столовая» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка.

И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Этапы проекта:

I Подготовительный  этап.

Задачи: Провести диагностику. Разработать методическую документацию.

1. Определение темы проекта.

2. Изучение  методической  литературы.

3. Подбор  художественной литературы.

4. Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.

II.  Основной  этап.

Реализация первого этапа через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми.

Проведение  бесед, наблюдений, творческая деятельность, чтение литературы, рассматривание иллюстраций.

III.Заключительный  этап.

Организация и участие родителей в мероприятии «Угощение для птиц»

Организация птичьей столовой на территории детского сада.

Выставка детских работ по теме.

II. Практическая часть.

Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:

- работа воспитателей с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность родителей и детей.

Непосредственная образовательная деятельность.

«Птицы зимой. Игра  «Какие бывают птицы»

Виды детской деятельности: игровая, трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.

Планируемые результаты: может по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картинках, отвечать на вопросы в беседе о кормлении птиц, с интересом слушает рассказ воспитателя о жизни птиц зимой, принимает участие в игре «Какие бывают птицы», владеет основными движениями в двигательной игре «Воробушки и автомобиль».

Материалы и оборудование: фланелеграф, картинки с изображением птиц ( синица, снегирь, воробей, ворона), кормушка, пшено.

Содержание организованной деятельности детей

1.Организованая момент.

Воспитатель. Ребята, вы хотите познакомиться с птичками? (Дети отвечают) К нам в гости прилетели птицы, которые живут у нас зимой..

2.Оснавная часть. Рассматривание изображений птиц.

Воспитатель (выставляет на фланелеграфе  изображения птиц, прикрепляет кормушку.)

Кто к нам прилетел? (Птицы) Сколько прилетело птиц? (Много). (Воспитатель показывает и называет птиц). Это ворона. Она большая, чёрная и кричит: «Кар-кар». Кто это?  (Ворона.) Какая ворона? (Большая, чёрная.) Как кричит  ворона? ( «Кар-кар») А это снегирь. У него красная грудка. Какая красивая птичка! Как зовут эту птичку?  (Снегирь). Какая грудка у снегиря? (Красная.) А кто это маленький серенький? (Воробей) Как чирикает воробей?  ( «Чик-чирик!») Какая красивая птичка прилетела. Это синичка. У неё жёлтая грудка. Кто это к нам прилетел?  ( Синичка) Какая грудка у синички? (Жёлтая)

3.Кормление птиц.

Воспитатель. Зимой птичкам трудно найти корм. Нет травки. Жучков, червячков. Давайте покормим птичек. Это кормушка. Её сделали дети. Кормушку вешают на дерево и зимой насыпают в неё зёрнышки. (Берёт щепотку пшена и насыпает в кормушку.) Что это? (Показывает кормушку) (Кормушка) Что насыпают в кормушку? (Зерно) Кто будет кушать в кормушке? (Птицы) Сколько прилетело птиц? (Много) А кормушек сколько? (Одна)

Давайте рассмотрим птичку. (Берёт картинку с изображением птицы.) Что это у птички? Это крылья (показ), лапки (показ), глаза (показ), клюв (показ), хвост (показ). Что это? (Дети называют и показывают крылья, лапки, хвост, глаза, клюв).

Птицы летают, клюют зёрнышки. Что делают птицы? (Летают, клюют.)

Кто к нам прилетел в гости? (Птицы). Какие птицы к нам прилетели? (Воспитатель помогает называть птиц: воробей, ворона, снегирь, синица.) Как птицы разговаривают между собой? (Вороны - «кар-кар», воробьи –«чик-чирик».)

Рассказ воспитателя.

Наступила зима. Выпал снег, укрыв всю землю белым покрывалом. Птицам трудно зимой найти корм, поэтому дети смастерили кормушку. Повесили её на дерево и насыпали в кормушку зёрнышки. Слетелись в кормушку птицы со всех сторон. Красивые птички, все разные. И большая чёрная ворона прилетела, и маленький серенький воробей, и желтогрудая синичка, и снегирь с красной грудкой. «Кар-кар», «чик-чирик»- это птички говорят детям  «спасибо» за корм.

Физминутка

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Воспитатель изображает шофёра ( держит в руках игрушечный руль), дети изображают воробьёв, «клюют зёрна», « машут крыльями»; на слова воспитателя  «Воробушки , разбегайтесь, автомобиль идёт» дети разбегаются. А воспитатель ходит по группе , имитируя движение автомобиля.

4. Игра «Какие бывают птицы».

Цель: упражнять детей находить нужную птицу, способствовать запоминанию названий птиц.

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением птиц (ворона, воробей, синица, снегирь)

Сел на ветку снегирёк,

Брызнул дождик - он промок.

Ветерок ,подул слегка,

Обсуши нам снегирька.

-Ребята, покажите мне картинку, где нарисован снегирь. (Дети показывают.)

Чики, чики, кички,

Летели две синички,

Собою невелички.

- А где у нас синички? Теперь покажите, кто кричит: «Кар-кар!». (Дети показывают.) Как зовут эту птицу? (Ворона)

-«Чик-чирик» - кто это? Как зовут эту птицу? (Воробей)

Затем воспитатель просит (имя ребёнка) показать снегиря, (имя ребёнка) –воробья и т.д.

5.Рефлексия.

Дети могут взять игрушечных птиц и покормить их в кормушке, насыпав туда пшено.

Перспективное планирование по теме «Птицы зимой».

Беседы:

«Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.

«Меню птиц»

Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях

в книгах и журналах

Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей.

Рассматривание сюжетных картин и фотографии

Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.

Разучивание стихов.

Цель: Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Разучивание пальчиковых игр

Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.

Разучивание пальчиковых игр

Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.

Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)

Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.

В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко  «Берегите птиц».

Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»

Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.

Дидактические игры

«Собери птицу», «Что за птица? », «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».

Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.

Сюжетно-ролевые игры

«Пригласи синичку в гости », «Больница птиц»

Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.

Подвижные игры.

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие

и перелетные птицы», «Воробушки и

автомобиль».

Конструирование «Домики для птичек»

Художественное творчество:  Аппликация «Снегирь».

Цель: учить передавать особенности строения, окраски

снегиря приѐмом  пластелинографии.

Лепка с детьми: горошек для воробья. Цель: развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь к птицам, расширять словарный запас ребенка, расширять знания детей о том чем питаются птицы.

Наблюдение за птицами зимой:

Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими

птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за

снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за

синичкой.

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах

Рассматривание сюжетных картин и фотографии

Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.

Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты

Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности.

Работа с родителями:

Консультация «Как помочь птицам пережить зиму».

Изготовление угощения для птиц.

Открытие «Птичьей столовой»

Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.

Заключение.

Экологическое воспитание в сфере дошкольного образования занимает одну из приоритетных областей. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

К. Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им  в различных трудах, не утратили актуальность и по сей день. К. Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших. Задача воспитателя детского сада на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Природа- неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности.

Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Поэтому любовь к природе должна прививаться с детства. С ранних лет необходимо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного, бережного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы, думать о ней. И чем раньше маленький человек познакомится с миром природы, тем быстрее проснется в нём чувство прекрасного.

 Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, зависящий от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, без их поддержки.

Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы. Развесили мы птичьи угощенья по веткам деревьев, и каждый день угощаем своих маленьких друзей разными птичьими яствами: семенами, зёрнышками, хлебными крошками, даже сало для синичек повесили. Теперь будет о ком ежедневно заботиться детям. Если раньше к нам изредка прилетали не такие уж и частые гости, как снегири и синицы, то сейчас наверняка они будут нашими частыми гостями. Мы уверены, что наши дети вырастут настоящими защитниками природы!

Список литературы.

1. Власенко, О.П., Ковригина, Т.В., Мезенцева, В.Н., Павлова,  О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой-У.,2011г.

2. Зенина, Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой; занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Учебное пособие.-Педагогическое общество России., 2009г.

3. Масленникова, О.М., Филиппенко, А.А. Экологические проекты в детском саду.ФГОС-У., 2013г.

4. Самойлова, З.И. Организация деятельности детей на прогулке-У.,2013г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Капелька» Практико – значимый проект Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Разработала: воспитатель Петелина Э.А. . г. Протвино 201 6 г.

Слайд 2

Актуальность 2 Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Слайд 3

Цель: Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму. Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей. Задачи: Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей. Способствовать развитию познавательной и творческой активности. Познакомить детей с зимующими птицами. Формировать умение и навыки наблюдения за птицами. 3

Слайд 4

Этапы проекта 4

Слайд 5

Модель взаимодействия участников проекта 5

Слайд 6

Модель интеграции образовательных областей Познавательное развитие Физическое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие 6

Слайд 7

Планирование работы по проекту «Птичья столовая» 7

Слайд 8

Целевые ориентиры Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу. Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях. 8

Слайд 9

Практическая значимость В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. 9

Слайд 10

Список литературы 10 1 . Власенко, О.П., Ковригина, Т.В., Мезенцева, В.Н., Павлова, О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой .-Учитель.,2011г. 2. Зенина , Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой; занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Учебное пособие.-Педагогическое общество России., 2009г. 3. Масленникова, О.М., Филиппенко, А.А. Экологические проекты в детском саду.ФГОС .-Учитель., 2013г. 4.Николаева, С.Н., Экологическое воспитание младших дошкольников.-М.,2010г. 5. Самойлова, З.И. Организация деятельности детей на прогулке. -Учитель.,2013г.

Слайд 11

В ыводы Г лавный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми . Мы уверены, что наши дети вырастут настоящими защитниками природы! 11

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект

Осенью 2011 года я была на КПК. Меня заинтересовала данная тема, т.к. она актуальна в период модернизации и качества образования. Дети совместно с родителями были активны в составлении своей род...

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Практико-значимый проект "Дорога добра"

В проекте указана актуальность темы духовно-нравственного содержания. Проект разработан для практической работы воспитателей ДОУ, указаны цель и задачи, а также представлен подробный конспект занятия,...

Практико-значимый проект, Тема: Развитие нравсвенных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой.

Вопросы нравственного воспитания с наибольшей остротй всают в наши дни. ныне материальные ценности доминируют над духовными, у детей искаженное понятие о доброте, смелости, честности, справедливости, ...

Итоговый практико-значимый проект "Путешествие по России" в старшей группе

Конспект итогового-значимого проекта в форме занятия был разработан и проведен, как заключительное занятие в конце учебного года....

практико-значимый проект

Практико-значимый проект.«Как герои любимых сказок дарят свою любовь»...