Конспект открытого занятия "Имя твоё-птица в руке"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Егорова Елена Федоровна

Конспект открытого занятия "Имя твоё - птица в руке" разработан для проведения с детьми в подготовительной группе.                                           

Задачи: 
Образовательные: Формировать у детей элементарные представления  о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя. Формировать у детей элементарные представления о правах. Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме. Развивать связную речь детей. 

Развивающие: Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества от имен собственных. Словарная работа:

-обогащение  словаря-«Конвенция», Отчество, право, родственник, новорожденный;

-активизация словаря- тёзка, фамилия, имя, родственник, глобус.

Воспитательные: Сформировать представление о том, кого называют тёзкой, расширить знания о понятии «отчество». Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека, помочь осмыслить различия и сходства между людьми, развивать чувство коллективизма.  Способствовать воспитанию доброго отношения  себе и окружающим.

Материал и оборудование: Стулья по количеству детей, расставленные полукругом. Листы бумаги с изображением «Свидетельства о рождении», карандаши, мяч, мольберт, воздушные шары с именами детей, презентация к занятию, содержащая иллюстративный материал.

Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему; «Моя семья», создание родословного древа, беседа «Я и моё имя», слушание музыкальных произведений. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения  прав героев сказок, дидактические игры.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx77.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                    Конспект НОД в образовательной области

           «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

                                 в подготовительной группе

                        На тему:   «Имя твоё- птица в руке»

                           http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2013/06/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%B032-285x300.jpg

                                                                                           Конспект составлен воспитателем:

                                                                                                                              Егоровой Е.Ф.

                             

                     

 2019-2020 уч.г.

                                                   

 Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

                                               Программные задачи:


Образовательные:

Формировать у детей элементарные представления  о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя. Формировать у детей элементарные представления о правах. Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме. Развивать связную речь детей.  

Развивающие:

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества от имен собственных. Словарная работа:

-обогащение  словаря-«Конвенция», Отчество, право, родственник, новорожденный;

-активизация словаря- тёзка, фамилия, имя, родственник, глобус.

Воспитательные:

Сформировать представление о том, кого называют тёзкой, расширить знания о понятии «отчество». Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека, помочь осмыслить различия и сходства между людьми, развивать чувство коллективизма.  Способствовать воспитанию доброго отношения  себе и окружающим.

Материал и оборудование:

Стулья по количеству детей, расставленные полукругом. Листы бумаги с изображением «Свидетельства о рождении», карандаши, мяч, мольберт, воздушные шары с именами детей, презентация к занятию, содержащая иллюстративный материал.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему; «Моя семья», создание родословного древа, беседа «Я и моё имя», слушание музыкальных произведений. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения  прав героев сказок, дидактические игры.


                                                      Ход занятия

Воспитатель:

Добрый день, дети

Вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, умных,

пригожих я приглашаю  со мной в путешествие. - (Дети садятся)

(Слайд 2)

Воспитатель показывает глобус: что это такое?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?

Дети: Чтобы рассматривать мир.

Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

(Слайд 3)

Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

(Звучит плач грудного ребёнка)

Воспитатель: Дети, кто же это плачет? (Слайд 4) и  запись плача ребенка

Дети: Маленький ребёнок.

Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились.

 Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

(Слайд 5)Изображение 2-х малышей

Дети:  У них разные чепчики, костюмчики: розовый и голубой (Чтобы отличить их по одежде: мальчики в голубом, девочки в розовом).

Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят (Слайд 6) , их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи одевают малышам на ручку бирочки с номером (цифрой) (Слайд 7). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя. (Слайд 8)

Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

А как вы думаете, зачем люди придумали имена? - Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то - это имя. Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах. А как вы думаете, еще для чего нужны имена друг другу?

Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами.

А сейчас ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру: «Давайте познакомимся!», и у наших гостей появится возможность узнать, как вас зовут

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг

Мячик ты ко мне кидай,

Своё имя называй.

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, тот, у кого окажется мяч, должен сказать «Меня зовут….» .  

(ДЕТИ СЕЛИ)

 Ребята, а есть ли в нашей группе дети с одинаковыми именами? Да, правильно, в нашей группе две Камиллы и два Амира. Покажитесь ребята гостям.  Скажите, а вы знаете, как называют людей с одинаковыми именами? Их называют тёзки. Тезки – это люди, которые имеют одинаковые имена, но совершенно не похожи друг на друга.

(Слайд 9)

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу 8 Тань.-  Расскажет Амир

А сейчас я вам хочу загадать загадку

Загадывание литературной загадки К. Чуковского:

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала.

Марьюшке - копеечку,

Марусеньке - копеечку,

Машеньке - копеечку,

Манечке - копеечку, -

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

Ответы детей.

Воспитатель: Как зовут девочку?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша.

Давайте мы с вами  поиграем  в игру - « Назови друга  ласково»

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

А сейчас  ребята послушайте отрывок из сказки:

... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её ….. Это имя принесет мне счастье...”

- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей) (Слайд 10)

 Сказка А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино

 Ребята, а я для вас приготовила еще игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы будете  объяснять, почему их так зовут:

Незнайка - (он ничего не знает); (Слайд 11)
Корова Бурёнка-  (коричневая, бурая);
(Слайд 12)
Доктор Пилюлькин - (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
(Слайд 13)
Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);
(Слайд 14)
Красная Шапочка - (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);
(Слайд 15)
Дюймовочка -  (девочка очень маленького роста);
 (Слайд 16)
Самоделкин - (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
(Слайд 17)
Заяц-хваста  - (заяц, который всё время хвастается).
(Слайд 18)

-Теперь я усложню задание. Я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя:

Девочка белая как снег - (Белоснежка);
Девочка с синими глазами - (Синеглазка);
Очень тихий человек  - (Тихоня);
Девочка с золотыми волосами  - (Златовласка);
Мальчик, который много знает - (Знайка);
Человек, который всё время ворчит - (Ворчун);
Девочка из снега  - (Снегурочка);
Курочка пёстренькая, рябенькая - (Курочка Ряба).

Ребята, давайте  вспомним, какое у вас было домашнее задание?

  Дети: Узнать, что обозначает мое имя

 Воспитатель:   Правильно ребята, каждое имя  что-то обозначает,

Имена, имена,имена

В нашей жизни звучат не случайно..

Как загадочна наша страна,

Так и имя… загадка… и тайна..

 Давайте  послушаем, что обозначают ваши имена:

Мое имя обозначает…
Амелина- нежная

Эмиль-усердный
Лана- гармония
Камилла- совершенная;
Ясмина  - цветок жасмина

Алина – чужая

Амир – принц, князь

Рустам -  богатырь


Воспитатель: Ребята, а еще по имени можно узнать национальность. Например: Если это Фатима или Мадина, это скорее всего будет кабардинское или балкарское имя, а если это Маша или Даша, то мы скажем, что это русское имя.

Воспитатель. Скажите: Можно ли искажать имя? Или давать обидные прозвища? (нет) Как вы думаете, почему?  

У  каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права.

- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

 Если нарушил правило, то необходимо обязательно извиниться и попросить прощения.

- Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово.

- (Слайд 27)

Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто  это? – вызывать детей показывать

Дети: Сосруко, Бадыноко…

Воспитатель: Что про них всех можно сказать?

Дети:  это герои нартского эпоса, это богатыри.

Воспитатель: Да, верно.

 Сосруко -означает на языке нартов - сын камня,  герой адыгского нартского эпоса. Он возвращает (что равносильно добыванию) нартам, огонь.

Бадыноко - герой адыгского эпоса.  Известен, тем, что, победил одноглазого великана".

 (Слайд 28) и фоном идет музыка – «Богатырская сила»

 Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, как называется эта  картина и кто ее автор?

Дети:  «  Три Богатыря.» а написал её- художник  Васнецов.

Воспитатель:  Правильно ребята. Виктор Михайлович Васнецов– знаменитый русский живописец. Этот художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы.

 Давайте назовем богатырей по именам

  Дети: Это Добрыня, это Илья, а это Алеша. -вызывать детей показывать

Воспитатель: Когда вы вырастите и будете взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?

Дети: Отечество – это Родина.

Воспитатель:  Отчество дают  по имени отца. А вот сейчас вам  от меня задача. Прослушайте  отрывок из былины  

В чистом поле пыль поднимается

Илья, сын  Ивана

К Соловью приближается.

Назовите отчество  богатыря?

Дети : Иванович

Воспитатель: Правильно, значит Имя - Отчество этого былинного героя -Илья Иванович

Ребята послушайте музыку и скажите, подходит ли она под описание наших богатырей? А , что хочется делать под эту музыку? (помаршировать, показать силу, показать как поднимают штангу, гантели…)

Воспитатель: ребята, послушайте отрывок и скажите из какой он сказки

«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович.

Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.»

Дети: «  Три медведя» (Слайд 29)

Воспитатель: Давайте решим задачу. Зная, что  медвежонка зовут Мишуткой, а его папу величают Михаил Иванович, мы можем сказать имя и отчество  маленького медвежонка

Дети: Да.  Его будут звать - Михаил  Михайлович

АНГЛИЙСКИЙ (Слайд 30) под музыку….

Ребята,  слышите ….к нам кто-то спешит…… (Диса)

Скажите ребята, кто у нас был в гостях?

Что нового вы узнали от нее?

Воспитатель: Мы с вами говорили, что каждый человек при рождении имеет имя и отчество, а так же и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами. У нас в группе тоже есть однофамильцы – Кагазежев Амир и Кагазежев Эмир. Встаньте и покажитесь гостям ребята

(Слайд 31)

Воспитатель: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает). В  первые строки свидетельства  вносится  имя,  отчество и фамилия   того человека  на  которого  выписывается    свидетельств. На ваших столах лежат  Свидетельства о рождении,  давайте вы попробуете написать  в  Свидетельстве свое имя

(Дети выполняют задание, стоя за столами, затем показывают свои работы гостям).

Играет музыка…

 Воспитатель:  А сейчас у нас для наших гостей – «Музыкальный сувенир», ребята, давайте порадуем гостей веселыми частушками, в которых встречаются имена детей нашей группы. (Слайд 32)

  1. Именем своим гордись,

Никогда зря не сердись,

И тогда вокруг тебя -

Будет счастлива семья   - Ясмина

  1. Ой, девчонки, посмотрите

Ах, какие корабли

Сделал Славик из бумаги

Не один, а целых три! – Камилла Д.

  1. У Рустама все по полкам

В голове разложено!

Все расскажет с чувством с толком,

Даже  о мороженном. - Эмиль

  1. Наш Эмилька молодец!

Парень он, что надо!

То, что есть он в нашей группе

Мы  безумно рады! - Рустам

  1. Яся любит пошалить,

Поиграть, поговорить!

Еще любит свое имя-

Полное оно –Ясмина!- Эмир

  1. Диана – звонкий голосочек!

И стройна, как колосочек!

Любит взрослым помогать

И добрее не сыскать!- Идар

  1. Мы частушки Вам пропели,

Хорошо ли – плохо ли!

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали!  - дети поют повернувшись к гостям

  Воспитатель обращает внимание на воздушные шарики,  на которых написаны имена детей и предлагает  на прогулке выпустить эти шарики  для того чтобы они улетели далеко- далеко  и все узнали,   что  есть детский сад « Радость» , а в нём живут такие дружные ребята.           

                           Дети прощаются и уходят (Слайд 33)

Строимся у шкафчиков друг за другом:

  1. Эмиль
  2. Амелина
  3. Идар
  4. Лана
  5. Инал
  6. Камилла Э.
  7. Ясина
  8. Саид
  9. Ясмина
  10. Имран
  11. Диана
  12. Рустам
  13. Фарида.
  14. Амир
  15. Марьяна
  16. Астемир
  17. Камилла Д.
  18. Амир Кармоков
  19. Алина
  20. Эмир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия утренней гимнастики в средней группе «Возьмём в руки молоток и построим теремок»

Развивать и совершенствовать двигательные навыки детей.Учить детей передавать образы животных в движении в различных игровых ситуациях....

Конспект открытого занятия «Бумага своими руками»

Интеграция: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность», "Физическое развитие", "Здоровье", "Музыка", "Сочиалезация".Цель: воспита...

Конспект открытого занятия "Ходит осень по дорожкам". "Вот художник, так художник, смело в руки краски взял, осень нам нарисовал!.."

Конспект открытого занятия На тему«Ходит осень по дорожке»  Провела:воспитатель 1-ой мл. группыЗубкова Алла Гаяровна.Задачи:1.     дать элементарные представления о ...

Конспект открытого занятия «Бумага своими руками»

Конспект открытого занятия «Бумага своими руками»...

Конспект открытого занятия "Научим мишку мыть руки"

Открытое занятие по формированию культурно  - гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет....

Конспект открытого занятия "Почему важно мыть руки"

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья....

Конспект открытого занятия по (ДОП) подготовке руки к письму: «В гости к смешарикам».

Конспект открытого занятия по  (ДОП) подготовке руки к письму: «В гости к смешарикам».Цель: Развитие мелкой моторики рук, слухового и зрительного восприятия.Задачи:1. Развив...