Профориентационная работа в ДОУ: способы, приемы, упражнения.
консультация

Особенности профориентационной работы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в ДОУ: способы, приемы, упражнения.

Цель: расширить представление педагогов ДОУ в области профориентационной работы с дошкольниками.

Задачи:

-формировать положительное отношение к профориентационной работе вДОУ;

- обучить методам и приемам работы с дошкольниками в области профориентационной  работы;

- познакомить с психологическими особенностями дошкольного возраста;

- формировать потребность в повышение уровня знаний в данном вопросе.

Дошкольный возраст – является сензитивным периодом развития ребенка, его познавательной и личностной сферы, является  важным периодом по формированию сознания личности ребенка, его способности принимать решение, делать осознанный выбор.

На данном возрастном этапе целесообразно начинать профориентационную работу с воспитанниками, так как именно данный возрастной этап характеризуется высокой способностью к формированию личностных качеств дошкольника, которые помогут сделать в дальнейшем, правильный и осознанный выбор профессии.

 К психолого-педагогическим условиям развития ранних представлений ребенка о профессиях понимаются: социальная среда развития; психологический механизм освоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности, результатом которой является возникновение идентификации, самосознания и рефлексии; ведущая деятельность; межличностные отношения; бессознательные процессы в формировании программ жизненного пути; формирование профессиональной составляющей "образа-Я" дошкольника.

Профориентационная работа, которая начинается в детском саду и продолжается в школе, способна принести плоды не только правильного выбора профессии: главным ее результатом будет развитие качеств, определяющих жизненную философию человека. 

Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.).

Следует отметить то, что стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий начинается в 2,5-3 года и продолжается до 10-12 лет. В этом возрасте закладывается профессиональное самосознание: ребенок «проигрывает» действия профессионалов, которые его окружают, подражает им в спонтанных ролевых играх «в больницу», «в школу», «в магазин».

Начинать профориентационную работу в ДОУ можно и нужно, но для этого нужны адекватные возрастным задачам программы и методики. Важна эмоциональная насыщенность занятий, которая достигается благодаря использованию разных видов игр, фрагментов из художественных или мультипликационных фильмов, музыки, литературы (стихотворения и сказки), наглядных пособий или примеров из жизни.

Необходим педагогический такт и знание психологических особенностей дошкольников.

При профориентационной работе с дошкольниками следует учитывать, что ведущим видом деятельности ребенка является сюжетно-ролевая игра, игра, основываясь на этой особенности ,следует сказать о том, что все занятие по профориентационной работе следует строить используя игровую деятельность, данные занятие должны вовлекать дошкольника в процесс, стимулировать его познавательную активность.

Данный возраст характеризуется высоким уровнем развития воображения и активному накапливанию наглядных представлений о мире вокруг него, по этому во время занятий следует отдавать большое значение наглядности, но следует помнить о том, что ребенок еще плохо распределяет внимание, переключается с одного вида деятельности на другой, не стоит перегружать ребенка наглядным материалом, пытаясь построить все занятие только на нем.

В данном возрасте развивается нагладно-действенное мышление и наглядно образное (с 5 лет), для того, чтобы ребенок лучше запомнил материал и смог его осознать, следует использовать действия (с карточками, предметами, мозаикой).

Таким образом при профориентационной работе с дошкольниками следует делает акцент на:

-сюжетно – ролевую игру;

- использование наглядного материала;

-предметную деятельность.

В работе с дошкольниками можно использовать следующие игры и упражнения:

- Тематические рисунки: можно использовать как домашнее задание, в группе проводится обсуждение, рассказ о профессиях, таким образом дошкольники знакомятся не только с профессиями, но и учатся презентовать себя через свое выступление.

- Проигрывание профессий: сюжетная игра «больница», «школа», «детский сад»: дети систематизирует знания о профессиях, выявляют основные функции работника, особенности работы.

- Изготовление «Уголка профессий»: при изготовление уголка следует учитывать, то что уголок должен быть представлен в виде схемы состоящей из нескольких звеньев, с выделение основных характеристик профессии, каждая из которых должна быть проговорена с детьми.

- широкое распространение в профориентационной работе с дошкольниками получили экскурсии: экскурсии могут осуществляться как на базе ДОУ так и с выходом за предела по предварительному согласованию. Могут осуществляться в кабинет к заведующей ДОУ, музыкальному работнику, работникам кухни, медицинскому работнику, продуктовые магазины, школы.

- Встречи с интересными людьми: в этом вопросе большое внимание следует отдать взаимодействию с родителями дошкольником, именно они являются примером для детей, на них стремятся быть похожими дошкольники, выступление родителей перед воспитанниками способствует позитивному настрою в группе, снижению тревожности и повышению самооценки воспитанников.

- Игры с лото, дидактические игры, игры с картинками, следует обратить внимание на книгу Т.А. Шорыгиной «Профессии, какие они», в данной книге представлены стихотворные произведения, которые знакомят дошкольников с профессией, С. А. Васильева, В. И. Мирясова «Мир человека. Профессии», Т. В. Потапова «Беседа о профессиях с детьми».

- Рассказ по сюжетной картинке: формирует не только представления о профессиях, но также способствует развитию речи и мышления дошкольника.

- Игра «Назови другими словами»: воспитанники не используя название профессии, другие дети пытаются отгадать название профессии , пытаются ее охарактеризовать, таким образом они выделяют основные характеристики профессии, ее отличительные стороны, на первом этапе важно помогать дошкольникам, контролировать их высказывания.

- Задание с поиском предметов, которые относятся к определенной профессии: дошкольнику можно предложить поиск определенных предметов, и потом спросить к какой профессии они относятся или же наоборот, назвать профессию и попросить найти предметы, которые характеризуют профессию.

- При знакомстве с профессией дошкольникам можно предложить задание «обведи по точкам профессию», данное задание способствует не только развитию представлений о профессии, но и развитию моторики, внимания.

- Игра «Угадай товар»: воспитатель называет производителя, а дошкольники называет товар, т.е. то, что изготавливает данная профессия:

хлебозавод – хлебобулочные изделия (хлеб, булка, торт и т.д.);

- Использование пословиц и поговорок при знакомстве с профессиями: данное задание будет способствовать развитию дивергентного мышления, нестандартного видения проблемы.

-Игры – ассоциации: угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.Подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и га...

«Музыкально-театрализованная деятельность в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Профориентация – процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе.  Формирование ранней профориентации дошкольника является актуальной проблемой современного общества. В пособии...

Трудовое воспитание и профориентационная работа в начальных классах коррекционной школы.

В данном материале рассказывается об опыте работы школы-интерната по вопросам трудового воспитания и профориентации. Раскрывается понятие "профориентация". Предлагаются цели и задачи для профориентаци...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на конкурс «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» В номинации «Первые шаги в мир профессий »

Задачи:Познавательное развитие:- познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;- развивать познавательную активность;- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.-...

План работы творческой рабочей группы по реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год

План работы творческой рабочей группыпо реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год...

«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста» Доклад на педсовете, из опыта работы.

Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:обогащать предста...