Мастер - класс «Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»
материал
Актуальность мастер-класса заключается в повышении уровня профессиональной компетенции его участников в вопросах развития исследовательских способностей и познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность; в представлении одной из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста; в формировании мотивации педагогов на использование представленной системы работы в собственной педагогической деятельности.
Практическая значимость мастер – класса
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, которые активно используют экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, а те кто не использует экспериментирование, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_mashi.docx | 1019.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса:
научить педагогов организации различных видов экспериментирования (с бумагой, мукой, водой, медом) и познакомить с возможностью их применения в педагогической практике.
Задачи:
- привлечь внимание педагогов к проблеме ознакомления детей с окружающим миром с помощь опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности;
- расширить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами;
- создать условия для включения педагогов в активную деятельность при проведении мастер – класса.
Практическая значимость:
данный мастер класс может быть интересен педагогам, которые используют в своей практике опытно-экспериментальную деятельность, возможно, они найдут для себя что-то новое, а те, кто не использует экспериментирование, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: повысится уровень педагогического опыта участников мастер-класса по проблеме использования экспериментирования в практике педагогов.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, столы, стулья.
Материал для педагогов: емкости, пищевая пленка, бумажные кувшинки, чашка с водой, образцы различных продуктов для проведения опыта (мел, сода, мука, соль), стаканчики, образцы меда («чистого» и с различными добавками), йодный раствор, уксус.
План проведения.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть «Удивительная прогулка Маши».
I часть
«Развитие исследовательских способностей и познавательной активности у детей дошкольного возраста »
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Путём исследовательских действий и экспериментирования, я помогаю своим воспитанникам находить разные способы решения одной задачи, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям.
Важнейшей чертой детского поведения является любознательность. Что такое любознательность? В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. В настоящее время очень актуальна работа по познавательному развитию детей посредством исследовательской деятельности, так как эксперимент – это «проба», «опыт». «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные. А именно наличие этих качеств у ребенка свидетельствует о его любознательности.
Введение ФГОС ДО ориентируют нас на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости, сформированности у выпускников детского сада таких ключевых качеств, как креативность, способность к поиску знаний.
Также меняются требования и к самому педагогу, к методам воспитания и образования дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы; уметь доказывать; делать выводы; высказывать предположения и строить планы по их проверке. Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование и экспериментирование». За основу моей работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым «Методика исследовательского обучения дошкольников», Методика Г.П. Тугушевой, А.Е Чистяковой «экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста».
Для проведения исследовательской деятельности была создана среда в группе, оборудован уголок экспериментирования с наличием оборудования (колбочки разного размера, пипетки, лупы, трубочки и пр.) и материала исследования (песок, глина, мука, камушки, ткани, и пр.). Составлена картотека опытов и экспериментов.
Свою исследовательскую деятельность с детьми мы строим по такому плану: Это выбор темы, Тема должна быть интересной и увлекательной. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможно и эффективно только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым должного эффекта не даст. Выбранная тема должна быть выполнима и решение проблемы приносило реальную пользу. Главная задача взрослого- подвести ребенка к идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, получит новые полезные знания, умения и навыки. В теме исследования необходим элемент неожиданности и необычности, первые опыты и эксперименты не должны требовать длительного времени, исследуемая проблема должна соответствовать возрастным особенностям ребенка т. к. одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста по-разному, с различной степенью глубины; наличие средств и материалов для изучения данной проблемы т.к. отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы приводит к поверхностному решению, мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и знаниях. В экспериментальной деятельности использую простые и доступные способы исследования: Подумать самостоятельно; посмотреть в книгах (здесь нужна помощь взрослых); посмотреть кино – и телефильмы по этой теме; обратиться к компьютеру (поискать в Интернете); спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.
Если детскую инициативу не сдерживать, а направлять в нужное русло, дети быстро достигают успехов в проведении опытов и экспериментов. Их можно проводить не только в мини-лабораториях, но и в свободной деятельности детей.
Нами проводились опыты с бумагой, воздухом, водой; эксперименты с магнитом и металлом, с, красками, мукой, и другими различными материалами.
Приоритетным направлением моей работы на протяжении многих лет является развитие любознательности детей, а именно любознательность лежит в основе исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Система работы заключается в следующем. На первом этапе я организовывала наблюдения детей за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к их опыту (таяние льда и нега; замерзание разных жидкостей и т.п.); знакомила с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.); знакомила с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.); поощряла познавательную активность и самостоятельность детей (организовывала игры с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой, водой, бумагой и пр.)
Вторым этапом работы являлась проектная деятельность. Было реализовано несколько проектов, которые были разработаны и реализованы с постепенным усложнением исследовательской нагрузки. Так проект «Ежик, ежик, колкий» представлял собой познавательно-творческий проект и предполагал наблюдения за ежом, изучение характерных особенностей животного, развитие любознательности и творческого потенциала детей. Практико-ориентированный проект «Ай, да береза» способствовал развитию элементарных опытно-экспериментальных навыков детей. Помимо того, что дети узнали много нового, они узнали, почему сок у березы сладкий и экспериментально это проверили. В исследовательском проекте «Я, моя семья моя родословная» дети учились самостоятельно добывать информацию о своей семье, своей родословной, значении имен и фамилий. Познавательный опытно-экспериментальный проект «Хлеб - всему голова» позволил детям изучить свойства муки. Дети научились находить муку среди других продуктов, замешивать тесто и изготавливать мучные изделия. В познавательно - исследовательском проекте «Меду хвала, он всему голова» дети расширили знания о пчелах, о меде и сфере его применения, и научились определять качество меда. Дети и родители принимали активное участие в проектах.
Завершающим этапом в работе по формированию исследовательских способностей детей являются исследовательские работы, которые органично сочетают в себе и опытно-экспериментальную и проектную деятельность. Были проведены исследовательские работы и представлены на конкурсах разного уровня:
- «Природные батарейки» (I место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», Лауреат I степени Всероссийского конкурса исследовательских проектов для детей дошкольного возраста «Я - исследователь», участник Всероссийского конкурса исследовательских работ в г. Сочи, 2016 г.),
- «Как деревья готовятся к зиме» (II место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», 2016г.),
- «Волшебное семечко» (III место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», 2016г),
- «Почему вода в море соленная» (II место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», 2017г),
- «Развитие бабочки» (лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Я - исследователь», 2017г.),
- «Чудо - колосок» (II место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», I место на Всероссийском педагогическом конкурсе «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика», 2018 г.),
- «Волшебные краски» (II место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», 2019г.), и др. которые, позволили детям стать настоящими исследователями, а также участниками и победителями конкурсов разного уровня.
В результате проведенной работы мы обратили внимание на то, что дети стали охотнее обращаться за помощью к детским энциклопедиям, другой познавательной литературе, которую стали приносить в группу, рассматривать, обсуждать заинтересовавшие их моменты вместе с другими детьми, обращаться за разъяснениями к воспитателю, больше думать, рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Таким образом, овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью способствует развитию любознательности, активности, самостоятельности детей, развитию их коммуникативных и творческих способностей, а соответственно - развитию исследовательских способностей и познавательной активности детей.
Давайте мы вместе уточним, что лежит в основе исследовательской деятельности?
Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наш мастер - класс с игры
«ДА-НЕТ».
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы с занятия, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность очень нравиться детям, и я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где мы с вами проведем эксперименты с разными материалами и сделаем для себя какие-то выводы о возможностях данной деятельности в работе с детьми любого возраста.
Итак, я расскажу вам сказку, которая называется «Удивительная прогулка Маши…..»
Однажды девочка Маша решила навестить своего друга Медведя .
Но прежде чем отправится в гости, решила, напечь ему вкусных пирогов.
Маша взяла чашку и отправилась за мукой. Маша так торопилась что перепутала муку с другими продуктами. Стала замешивать тесто, а сама не знает где мука.
Расстроилась Маша, что же теперь делать? Коллеги, давайте поможем Маше.
Опыт № 1
Возьмите поднос с красным кружочком, на нем образцы разных продуктов.
Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, в какой баночке мука? Возьмите стикер и приклейте его на эту баночку, а теперь давайте проверим, правильно вы определили или нет.
Из каждой баночки возьмите по ложке продукта, положите в стакан с водой, перемешайте и посмотрите. Что произошло? Какая в стакане вода? (прозрачная) образец №1 и №4, растворились в воде в остальных стаканах выпал осадок или вода стала мутной.
Вывод: все, что растворилось, точно не мука, мука в воде не растворяется. Уберите образцы №1, № 4. У нас остались образцы № 2, №3 и №5.
Теперь мы будем исследовать только эти образцы.
Я открою вам один секрет: если в муку капнуть йод, то мука посинеет. Возьмите ложечку, наберите йодный раствор и капните в оставшиеся образцы.
Вывод: образец под № 3 не изменил цвет, значит это не мука. Убираем его. Итак, остались образцы № 2 и № 5. Они оба посинели от йода, как вы думаете, где же мука? Определите на ощупь. Мука под № 2.
Вы теперь сами сможете найти муку? Чтобы найти муку, что нужно знать? (Она не растворяется в воде и меняет цвет если капнуть в неё йод).
Пока мы искали муку Маша передумала, печь пирожки и отправилась в гости к своему другу - Медведю. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная.
По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 2
Возьмите поднос с зеленым кружочком. У вас шаблон цветка. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в тарелку. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Маша торопилась, но вдруг увидела, гусеницу.
Она поймала её и посадила в банку, и чтобы она не вылезла, накрыла плёнкой.
Но тут подул сильный ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошел дождь. Дождь быстро кончился, и девочка увидела, что гусеница в банке увеличилась в размере. (как вы думаете, почему так показалось Маше?)
Опыт № 3
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например, гусеницу, сделать это очень просто.
Возьмите поднос с синим кружочком.
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Итак, мы делаем вывод: если смотреть через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Шла, шла Маша и увидела перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие насекомые и громко жужжали, это были пчелы.
Они собирали нектар и носили его в свои домики. Маша решила: «Дай-ка, я наберу Мишке меду».
Опыт № 4
Если вы решили приобрести себе мед, то можно проверить качественный он или нет.
Возьмите поднос с розовым кружочком.
В меде могут быть разные примеси (вода, мел, крахмал или мука) как это проверить?
I способ
Возьмите кусочек газеты капните на нее небольшое количество меда из каждой баночки и внимательно наблюдайте, что произойдет.
Вывод: Если мед начнет растекаться или просачиваться сквозь газету, значит, продукт ненатуральный или разбавленный водой.
II способ
Возьмете в ложку небольшое количество меда, затем капните несколько капель йода на образец, посмотрите что произошло.
Вывод: Если мед приобретет синий оттенок, то это означает, что в меде есть мука или крахмал.
III способ
Возьмите еще раз в ложку немного меда и добавьте туда уксус. Теперь посмотрите, что происходит далее.
Вывод: Если мед начал пузыриться или образовалась пена, то это значит, что в составе есть мел.
Таким образом, можно определить качество меда.
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Но очень скоро наступил вечер, она устала и решила, вернутся домой.
А мед я отнесу Мишке завтра, подумала Маша.
А закончить свой мастер-класс я хочу китайской мудростью:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
И в знак благодарности за совместную с вами работу я хочу подарить вам вот эти удивительные яблоки. Посмотрите, уважаемые коллеги, что на них написано?
Это невидимые чернила, чтобы их увидеть возьмите йодный раствор, намочите им тампон и проведите по полоске.
Прочитайте. (Спасибо.)
Большое спасибо всем за работу!
Экспериментируйте, исследуйте, творите!
Желаю всем успехов!
Клоченко Галина Павловна воспитатель МДОАУ «Детский сад №102» г. Орска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"
26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...
Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...
Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста , через экспериментирование"
Презентация...
Мастер-класс для педагогов: «Использование интерактивных тематических папок в образовательном процессе ДОУ, способствующих развитию познавательной активности детей дошкольного возраста»
Все дальше и дальше люди отдаляются от своего главного источника знаний – книга. Перед педагогом всё чаще стоит вопрос. Как, привить у ребёнка любовь к книге и поддержать познавательную ак...
Мастер-класс «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...
Игровая программа по экологии «Игра, как средство развития экологических представлений и познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу. Задачи: привлечение внимания к окружающему миру, развитие умений видеть красо...