Конспект организованной образовательной деятельности «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ» ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
план-конспект занятия (старшая группа)

 Александрова Галина Николаевна

Конспект

организованной образовательной  деятельности

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ»

 

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_ekologii.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Фокино

«Детский сад «Дельфин»»

Конспект

организованной образовательной  деятельности

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ»

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Старший дошкольный возраст

Воспитатель: Александрова Г. Н.

2020, г. Фокино

Программные задачи.

Образовательные.

Знакомить с сезонными изменениями в природе. Учить устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы. Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери, птицы, насекомые приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Учить образовывать прилагательные от существительных.

Развивающие. Развивать связную речь, память,  внимание. Развивать познавательные способности детей. Углублять представления о сезонных изменениях в живой природе в осенний период. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Обогащать словарь.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к животным. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к  природе. Согласовывать свои действия с работой всего коллектива.

Предварительная работа. Чтение художественных произведений об осени, рассматривание картин. Беседа о поведении животных осенью. Загадывание загадок, рисование «Осень», дидактические игры,целевые прогулки. Экологические игры.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:           Прошла по лугам,

                        По лесам, по полям.

                        Припасы она заготовила нам,

                        Упрятала их в погреба, в закрома,

                         Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети:Осень.

Письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад «Дельфин» детям  старшей группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. Подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

  Игра "Когда это бывает".

У детей цветные карточки. Белые карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые - осень.

А сейчас поиграем в игру «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Лист опадает?

Грач прилетает?

В речке тёплая вода?

Новый Год придет когда?

Медведь в берлогу спать ложится?

Снежинка первая кружится?

День становится короче?

Воробьи кричат всё громче?

На юг все птицы улетают?

В саду малина поспевает?

На окнах ледяной узор?

На берёзках золотой убор?

Под жарким солнцем загорают?

Картофель все в садах копают?

Дел у меня немало -

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня:(Зима).

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой - улей - пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной).

Солнце печет, Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет.кто знает.

Когда это бывает? (Летом).

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель:Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель:Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра «Погода осенью»

Воспитатель:Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер – ветреная                        Холодно – холодная

Пасмурно – пасмурная                                Сыро – сырая

Хмуро – хмурая                                        Ясно – ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель:А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, золотая, поздняя)

Воспитатель:Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети:  Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам  бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Воспитатель:  Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,                        Чуть короче станет день,        

Тихо встанет у ворот.                                Потемнеют облака,

В огороде листик вишни,                        Словно их накроет тень,

На дорогу упадет.                                Станет пасмурной река –

Это первая примета,                                Третья верная примета:

Что от нас уходит лето.                                Осень бродит близко где – то

А вторая куст малины,                                Ранним утром на поляны,

В нитях белой паутины.                        Лягут белые туманы.

                                А потом уж жди, не жди

                                Моросящие дожди

                                Пеленой затянут просинь

                                Значит, наступила осень.

Воспитатель:Скажите, а чем занимаются люди осенью? Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).

Воспитатель: Прекрасно. Я принесла необычный ларчик, а что в нем находится, вы сейчас узнаете. Подойдите, пожалуйста….

Игра «Необычный ларчик»

Предлагается ребенку просунуть руки в вырезанные с 2 сторон круглые дырки, пощупать, что за овощ или фрукт находится в нем. Несколькими словами описать его и предложить детям назвать, что же это такое. А сейчас посмотрим, кто самый сообразительный.

Воспитатель:Какие интересные вопросы вы задавали, что мы не сразу догадались, что было спрятано. А хотите еще поиграть (Да).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега).

Назови правильно.

Задание:Ребята! Возьмите по паре листьев. Сколько листьев возьмет каждый из вас? (По два листика, пару листьев.) А пара листьев это сколько? (Ответы детей.)

Воспитатель:Расскажите, с каких деревьев они упали? (Спросить каждого ребенка у кого какого цвета  листочек и с какого упал  дерева: березовый листок с – с березы; с клёна – кленовый…)

Ответы детей.  Вы точно определяете деревья.

Воспитатель:Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка «Листочки».

Мы - листочки,

Мы - листочки,

Мы - осенние листочки.

Мы на веточке сидели, (присесть)

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали

(легкий бег по кругу)

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

(присесть)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

Хотите поиграть в игру-шутку? Скажите, что тут неправильно? Почему?

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, куницы, кукушки, уточки и мошки.

Прилетели птицы: голуби, лисицы, аисты, скворцы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, лебеди и утки

– И спасибо шутке.

А еще скажите мне -

Знаете вы птиц?

Как у них сейчас дела -

Воробьёв, синиц?

Посмотрите, сколько много птиц. Подумайте, как их можно разделить на две группы. Почему вы их именно так поделили?

Воспитатель:А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые  улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?

Дети:Воробьи, галки, вороны, северные голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.

"ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ"

.Птицы – непоседы. Как ловко они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы. Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут.

Почему ласточки, журавли, скворцы улетают в теплые края на зиму, а дятлы, совы, воробьи остаются?

Вороны, голуби и другие зимующие птицы научились жить рядом с человеком и питаться тем, что можно найти на улицах города. Тем же птицам, кто питается насекомыми, приходится лететь туда, где теплее и насекомые водятся в достаточных количествах.

Из-за зимних холодов количество доступной для птиц пищи настолько уменьшается, что пернатые оказываются перед реальной угрозой голодания. Таким образом, если птицы хотят выжить, они вынуждены улетать в теплые края.

В каком порядке улетают птицы?

Первыми улетают насекомоядные птицы (Трясогузка). Потом улетают зерноядные - те, которые питаются плодами и семенами растений (овсянка, чиж, зяблик). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

Вопросы к детям.

- Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края).

- Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной.)

- Как называют этих птиц? (Перелетные.)

- Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).

- В каком порядке улетают птицы?

-Как мы должны помогать птицам зимой?

(Воспитатель раскладывает картинки животных в три обруча).

Медведь, ёж (ложатся в спячку на зиму).

Белка, заяц (меняют окраску).

Волк, лиса, олень, лось (к зиме появляется тёплый подшёрсток)

Как вы думаете, почему животные поселились в разные домики?

Воспитатель:

В природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно.

У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет серую шкурку на голубую и делает запасы в кладовых.

Игра «Четвертый лишний»

  1. Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).
  2. Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт)
  3. Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод дерева)
  4. Лиса, белка, горностай, заяц (не меняет шкурку)
  5. Белка, мышь, полевка,  заяц (не делает запасы).

Воспитатель:А давайте поиграем в игру.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

Никогда бы не было коротких дней.

Не смогли надеть осеннюю одежду.

Не увидели золотую листву.

Не наблюдали за цветными листьями.

Не было бы листопада.

Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.

Не успели бы улететь птицы на юг.

Не было бы туманов.

Не наблюдали бы за инеем.

Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.

Не летали бы серебряные нити паутины.

Не смогли бы поесть сладкой рябины.

Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.

Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

Не убирали бы богатый урожай в огородах.

Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

Не лил бы осенний моросящий дождь.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети:Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы.

Воспитатель:дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота  нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре – теплая осень.
  3. Много желудя на дубе – к лютой зиме.
  4. Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
  5. Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
  6. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью – будет лежать прочно.
  7. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу.

Воспитатель:Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети:Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалились в спячку.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ

 Воспитатель:Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в средней группе по теме «Осень» Описание материала: Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень».

Цель: формирование знаний о признаках осениЗадачи:· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.· развивать речь, познавательную активность· воспитывать любовь к окружающему мируДемонстр...

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?»

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» Цель: продолжать давать детям представление о смене времен го...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дары осени. Золотая осень».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Дары осени. Золотая осень»....

«Дары осени» по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастанияЗадачи:- закрепить знание о времени года осень;- закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фр...

Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

laquo;Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группеЦель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об ...