ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья
В статье дается описание экспериментального исследования, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональное выгорание педагогов | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Р. Х. Сердюк,
ГБДОУ детский сад № 15
компенсирующего вида
Петроградского района,
Санкт-Петербург
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Профессиональная деятельность педагога, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере.
В настоящее время уделяется большое внимание вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), число которых увеличивается с каждым годом. В связи с этим в современном обществе возникла необходимость не только в специалистах, способных проводить эффективную коррекционную работу с такими детьми, но и необходимость в педагогах и воспитателях, способных взаимодействовать с детьми данной категории и при этом успешно справляться с личностными деформациями.
Одним из частых негативных проявлений профессий «помогающего» типа является феномен «эмоционального выгорания» [2, 9]. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как "приглушение" эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утраты веры в собственные силы [3, 4, 6, 10].
Исследования Р.О. Агавелян, Т.И. Яндановой показывают, что у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обнаруживаются: психоэмоциональное напряжение, невротизация, эмоциональное истощение, негативное оценивание себя, возникает деформация отношений с другими людьми, наступают необратимые изменения в соматическом здоровье. Особенно ярко перечисленные признаки обнаруживаются у педагогов, тесно взаимодействующих с детьми с ограниченными возможностями здоровья [1, 11].
Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение настроения, чувство усталости. Влияние на здоровье таких факторов опосредуется, прежде всего, через механизмы стресса, которые лежат в основе эмоционального выгорания, невротизации, психосоматических расстройств, отнюдь не редких у педагогов разных типов и видов образовательных учреждений [4, 5, 9].
Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональной деформации у сотрудников, связанных с социальной деятельностью, исследований синдрома эмоционального выгорания и его влияния на личность педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, недостаточно, что
затрудняет разработку эффективных методов его профилактики и коррекции.
В связи с этим мы предприняли экспериментальное исследование, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях.
Приступая к исследованию, мы предположили, что возникновение и формирование эмоционального выгорания в большей степени характерно для педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений в силу специфики их профессиональной деятельности.
В процессе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- Выявить проявления эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и оценить степень сформированности синдрома эмоционального выгорания.
- Определить коэффициент самочувствия и уровень личностной невротизации у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Изучить факторы привлекательности профессии для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Изучить самооценку личности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и личностных особенностей педагогов, взаимодействующих с данной категорией детей.
- Провести сравнительное исследование проявлений эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и общеобразовательных дошкольных учреждений.
Для решения поставленных задач нами было обследовано две группы педагогов.
Экспериментальную группу составили 20 педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Контрольную группу составили 20 педагогов, работающих в общеобразовательных дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, метод беседы, анкетный метод, метод статистической обработки экспериментального материала и экспериментальный метод, включающий в себя следующие методики:
1. «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В.Бойко);
2. «Изучение факторов привлекательности профессии» (В. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана);
3.«Методика личностного дифференциала» (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева);
4.«Диагностика уровня личностной невротизации» (В. В. Бойко);
5.«Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изарда).
Полученные результаты показали, что наша гипотеза имеет свое подтверждение.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование эмоционального выгорания педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений происходит в процессе их профессиональной деятельности. Наиболее характерным при этом является формирование всех фаз эмоционального выгорания. Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений являются «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей», «переживание психотравмирующих обстоятельств». Наиболее выраженная фаза – фаза «резистенции».
2. Выявлены статистически значимые различия в показателях эмоционального выгорания, степень выраженности которых достоверно выше у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений.
3. Значимое количество корреляций между показателями эмоционального выгорания свидетельствует о комплексном формировании фаз и симптомов у педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений в их профессиональной деятельности.
4. Среди факторов привлекательности профессии у педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений преобладает показатель «работа соответствует моему характеру», тем не менее, по результатам сравнительного анализа данный показатель у педагогов достоверно ниже по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений. При этом среди «непривлекательных» факторов преобладают такие как «работа вызывает переутомление» и «частый контакт с людьми», что может быть более характерным для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в силу специфики профессиональной деятельности.
5. В группе педагогов, работающих с детьми с ОВЗ значение фактора «Оценки» (уровня самоуважения) достоверно ниже по сравнению с педагогами, работающими с детьми не имеющих отклонений в развитии. Педагоги общеобразовательных дошкольных учреждений по сравнению с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, более склонны осознавать себя как носителя позитивных характеристик, в определенном смысле более удовлетворены собой. Также отмечено, что в контрольной группе достоверно выше значение фактора «Активности»: педагоги, работающие с детьми, не имеющими нарушений в развитии, отличаются от педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, большей активностью, общительностью, энергичностью и эмоциональной отзывчивостью.
6. У педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, наибольшее количество обратных взаимосвязей выявлено по показателю «Активность» с симптомом выгорания «личностная отстраненность и деперсонализация», с эмоцией «горя» и фазой выгорания «резистенция», что свидетельствует о комплексном проявлении пассивности, необщительности педагогов, т. е. снижении активности в фазе эмоционального выгорания «резистенция».
7. У педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений отмечается средний уровень личностной невротизации. Это выражается в среднем показателе эмоциональной устойчивости педагогов, относительно положительном фоне переживаний и социальной смелости, тогда как у педагогов контрольной группы общий уровень невротизации имеет низкие значения. Это свидетельствует о более положительном фоне эмоциональной устойчивости, социальной смелости, эмоциональной устойчивости, что подтверждается достоверно значимыми различиями.
8. Выявлены положительные взаимосвязи между уровнем личностной невротизации и показателями эмоционального выгорания, что свидетельствует об их взаимовлиянии в профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
9. Проведенный сравнительный анализ между полученными значениями выявил значимое различие «коэффициента самочувствия» в исследуемых группах, которое достоверно выше у педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений. Таким образом, можно сказать, что эмоциональное самочувствие педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, определяется не только спецификой их профессиональной деятельности, но и особенностями эмоционально-волевой регуляции, а также личностными характеристиками.
Полученные результаты определяют дальнейшие пути исследования, которые связаны, прежде всего, с разработкой программ для психологов дошкольных образовательных учреждений различной направленности, направленных на предупреждение возникновения эмоционального выгорания педагогов.
Литература:
1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. - Новосибирск, 2001.
2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. - СПб: Речь.-2004.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
5. Демьянчук Р. В. Педагог коррекционного образовательного учреждения: личность и психологические проблемы// Вестник Московского государственного областного университета. 2007. Вып. 1. С. 1-6.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М.: РАГС, 2006.
7. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются//Педагогика и психология.-1982.-№ 7.-с.4-9.
8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
9. Реан А.А, Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии.-2007.- №1.-С.45-49.
10. Форманюк Т. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 12-16.
11. Янданова Т.И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях : Автореф. канд. психол. наук : 19.00.10.- М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для педогогов работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Подвижная игра как средство развития двигательной активности....
Система взаимодействия специалистов в образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. План взаимодействия....
«Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»
Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профил...
"Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовательного учреждения"
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. В этой статье даны советы, как избежать...
Системная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В статье рассматриваются вопросы готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной организации и путях профилактики эмоционального выгорания....
Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья на современном уровне.
В современной системеобразования педагог занимает важную позицию, поэтому приоритетное напраление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетентн...
Тьютор в дошкольном образовательном учреждении. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА)
В должности тьютора с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата я работаю первый год. Поэтому первым, что я решила сделать, это познакомить вас с тем, кто такой тьютор и что входить в его обяз...