Из опыта работы по познавательному развитию Тема: «Экологическое воспитание, как средство познания окружающего мира»
статья
Из опыта работы по познавательному развитию
Тема: «Экологическое воспитание, как средство познания окружающего мира»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_kuzinoy.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по познавательному развитию
Тема: «Экологическое воспитание, как средство познания окружающего
мира»
Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши. Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души.
Актуальность.
Формирование гуманного отношения к природе - основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек - часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал). Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, видеть себя в природе не потребителем, а другом и защитником ее.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности;
Человек контактирует с окружающей средой с детства. Именно в детстве должно быть заложены начальные понятия по экологической культуре личности. Такой процесс имеет в своей основе психологические особенности дошкольников. Среди них можно выделить самые важные
- повышенную эмоциональную чувствительность, неготовность волевой и познавательной сфер.
Свою работу с детьми начала с развития наблюдательности. Наблюдая на прогулках, дети впервые открывали для себя мир природы, разнообразный, причудливый и красивый. Некоторые дети впервые обращали внимание на живые существа окружающие их.
Работу организую так, чтобы детям было интересно. Использую различные методические приемы, которые заметно оживляют занятия, развивают речь детей и познавательную активность в процессе обучения, помогают раскрывать тему. Всё это помогает сформировать у детей осознанно -правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Знания, полученные в процессе общения ребёнка с природой, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных и птиц, состоянии растений, правильную оценку и адекватное на них реагирование. Я согласна с высказыванием Махатма Ганди - «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».
Для того чтобы прививать детям любовь к природе, дать им знания о красоте и добре, пользе и вреде окружающего мира накоплен определенный материал
Учитывая то, что экологическое воспитание играет огромную роль в формировании духовно - развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы, мой выбор остановился на теме: «Экологическое воспитание как средство познания окружающего мира». Здоровая планета Земля - здоровы ее дети. А мне не безразлична жизнь и здоровье моих воспитанников. Поэтому моя главная цель
- вырастить здорового самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны и всей планеты.
Для того чтобы методически правильно вести работу по экологическому воспитанию, необходимо знать возрастные особенности детей, формы и методы работы по каждому направлению. Углублённо работая по данной теме, узнала много нового и интересного, благодаря этому имею возможность поделиться информацией с коллегами. Принимаю участия в семинарах, методических объединениях, подготовила ряд консультаций о проблеме экологического воспитании
Процесс обучения строится по схеме: воспитатель - ребёнок - семья. Чтобы понять отношение родителей к проблеме экологического воспитания, я провела анкетирование. Ответы родителей помогли мне выявить увлечения взрослых и детей, обозначили проблемы, требующие педагогической коррекции. Основной формой работы являются родительские собрания. Чтобы заинтересовать родителей провожу собрание в форме круглого стола. Привлекаю родителей к совместному с детьми изготовлению поделок из природного материала, провожу выставки рисунков
Результативность:
С целью выявления результатов уровня экологического развития детей, два раза в год провожу диагностическое обследование. Наблюдения за детьми на занятиях и в свободной деятельности, специальные задания помогают выявить зяшия и умеяия детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание как средство познания окружающего мира
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве формируются конкретные представления о природе, формируются основы экологического сознания. Ч...
План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...
План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»
Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...
Методическая разработка по теме «Художественная литература как средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»
Целью данной методической разработки является повышение познавательного интереса детей к окружающей действительности через художественную литературу. Методическая разработка может быть реком...
КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»
Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...
Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в средней группе"
Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...
Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в старшей группе"
Данный методический материал я разработала самостоятельно для старшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИ...