Личность и ее формирование в детском возрасте
статья

о формировании личности в детско возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_i_ee_formirovanie_v_det.vozraste.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что при поступлении в

дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптацион-

ный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены,

поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Поэтому так важно, в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду, создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в ДОУ.

Опираясь на требования ФГОС, педагоги поставили перед собой задачи:

способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установ-

лению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому

эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольно-

го возраста все чаще привлекает внимание педагогов, психологов. Те, нравст-

венные, эстетические чувства, которые характеризуют высокоразвитого чело-

века и которые способны вдохновить его на благородные поступки, не даны

ребенку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно

выражать свои чувства, эмоциональные переживания, так как способность

произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на про-

тяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного

развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

В педагогической литературе, в большей степени, освещали вопросы

адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста такие исследователи, как Жуков А.И., Добрейцер Н.И., Тонкова-Ямпольская Р.В., Ватутина Н.Д. и др. Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическа проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного уч-

реждения, к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследо-

ваниях – Аксариной Н.М., Ватутиной Н.Д., Ямпольской Р.В. Нельзя не согла-

ситься с позицией ученых, которые отмечали возможные проблемы процесса

адаптации и поэтому обязательность такой его организации, которая обеспе-

чивала бы успешное решение различных аспектов развития личности ребенка.

В научной литературе выделяются следующие виды и формы адаптации

к условиям ДОУ:

- случаи, когда адаптация проходит достаточно трудно с массой негатив-

ных сдвигов в детском организме на всех уровнях и во всех системах. Очень

сказывается такая адаптация на поведение ребенка, которое приводит взрос-

лых в недоумение. Для ребёнка характерны отрицательные эмоции, то подав-

ленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе».

Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач - от хныканья до постоянного. Возможен и «плач за компанию», то есть ребенок обычно поддерживает

новичков, только пришедших в группу.

На физиологическом уровне основными показателями привыкания к дет-

скому саду являются состояния здоровья, сон, аппетит. На психоэмоциональ-

ном уровне: эмоции, поведение и социальные контакты.

Страх: во всем скрытая угроза: от неизвестной обстановки и встречи с

новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не при-

дете вечером, чтобы забрать домой... Родительские переживания особенно-

стей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.

Положительные эмоции выражены недостаточно, и, как правило, в те

моменты, когда ребёнок испытывает удовольствие от «новизны» и красочно-

сти атмосферы детского сада. Доминирование их, возвещает об успешной

адаптации ребёнка. Радость, улыбка и веселый смех - главные показатель его

психологического здоровья и удовлетворенности происходящим.

Познавательная деятельность снижается и угасает на фоне стрессовых ре-

акций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и

понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда

он проснется, или «разбудите» его посредством положительных эмоций, ак-

тивность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

Социальные навыки: почти все давно усвоенные и успешно используе-

мые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может

«растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного кол-

лектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко

усваивает новые.

Особенности речи: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для

возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне

стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих

или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаго-

лы! В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такая речь - итог тяжелой

адаптации.

Двигательная активность: заторможенность или неуправляемая гипер-

активность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адапта-

ции, с активностью, присущей темпераменту ребенка!

Сон если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспо-

койный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он

сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

Аппетит у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется.

«Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои не-

удовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного

аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного пе-

риода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и

все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время

как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с ос-

ложнениями.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что основными крите-

риями тяжести адаптации считаются:

эмоциональное состояние малыша;

его отношение со сверстниками;

отношения со взрослыми;

сон и аппетит;

частота и длительность острых заболеваний.

Специалисты выделяют несколько степеней адаптации: легкую, сред-

нюю и тяжелую.

Легкой считается адаптация, если у ребенка только в первые дни, после

поступления в детский сад ухудшается аппетит, пропадает желание контак-

тировать и играть с детьми. Это состояние проходит в течение первых двух

недель. Возможно, что в первый месяц посещения детского учреждения ре-

бенок может неожиданно заболеть, но заболевание длится не более 7-10 дней

и проходит без осложнений.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние у ребёнка

приходит в норму только через два месяца. Все это время у него могут на-

блюдаться изменения в речевой или физической активности. А в некоторых

случаях у детей наблюдается даже небольшая потеря веса

Тяжелая адаптация ребенка к посещению детского сада проявляется в

многочисленных заболеваниях, которые протекают с осложнениями (пнев-

монии, бронхиты, отиты и т. д.), стойкие изменения в поведении (ребенок

много плачет, не хочет расставаться с мамой, спит в сидячем положении,

прячется от других деток и т. д.). У детей с тяжелой формой адаптации к дет-

скому саду резко замедляется как умственное развитие, так и физические по-

казатели (рост, вес). Такое состояние сохраняется более двух месяцев.

Учеными установлено, что на процесс адаптации могут влиять следую-

щие факторы:

1. Состояние здоровья и уровень психофизического развития ребенка.

2. Возраст ребенка на момент поступления в детский сад. Установлено,

что дети до 3-х лет тяжелее адаптируются к условиям детского сада. Мальчики

3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот пери-

од более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и

болезненный процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в дет-

ском организме, затрагивающий все его уровни. Очень важно, чтобы родите-

ли в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стре-

мились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали

в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

Таким образом, предупреждение адаптационных проблем детей в пери-

од их привыкания к условиям ДОУ является важным мероприятием по со-

хранению и укреплению здоровья воспитанников, их социализации и воз-

можно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ,

медицинского и педагогического персонала, а также родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личности ребёнка. Правовое воспитание в детском саду»

К О Н С П Е К Т   ООД по  правовому  воспитанию  детей...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"

Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....

Специфика воспитания общей культуры личности детей и формирование ценностей здорового образа жизни в детском саду

Жизнь в современном обществе ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья дошкольника. Приобщение ребёнка к ЗОЖ – одно и...

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых...

Формирование личности в детском возрасте

Старший дошкольный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6 до 7 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, к началу обучения в школе ...

Личность и ее формирование в детском возрасте

Старший дошкольный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6 до 7 лет.Одним из психологических новообразований старшего дошкольного воз...