Личность и ее формирование в детском возрасте
статья
о формировании личности в детско возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_i_ee_formirovanie_v_det.vozraste.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что при поступлении в
дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптацион-
ный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены,
поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Поэтому так важно, в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду, создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в ДОУ.
Опираясь на требования ФГОС, педагоги поставили перед собой задачи:
способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установ-
лению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому
эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольно-
го возраста все чаще привлекает внимание педагогов, психологов. Те, нравст-
венные, эстетические чувства, которые характеризуют высокоразвитого чело-
века и которые способны вдохновить его на благородные поступки, не даны
ребенку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно
выражать свои чувства, эмоциональные переживания, так как способность
произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на про-
тяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного
развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
В педагогической литературе, в большей степени, освещали вопросы
адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста такие исследователи, как Жуков А.И., Добрейцер Н.И., Тонкова-Ямпольская Р.В., Ватутина Н.Д. и др. Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическа проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного уч-
реждения, к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследо-
ваниях – Аксариной Н.М., Ватутиной Н.Д., Ямпольской Р.В. Нельзя не согла-
ситься с позицией ученых, которые отмечали возможные проблемы процесса
адаптации и поэтому обязательность такой его организации, которая обеспе-
чивала бы успешное решение различных аспектов развития личности ребенка.
В научной литературе выделяются следующие виды и формы адаптации
к условиям ДОУ:
- случаи, когда адаптация проходит достаточно трудно с массой негатив-
ных сдвигов в детском организме на всех уровнях и во всех системах. Очень
сказывается такая адаптация на поведение ребенка, которое приводит взрос-
лых в недоумение. Для ребёнка характерны отрицательные эмоции, то подав-
ленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе».
Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач - от хныканья до постоянного. Возможен и «плач за компанию», то есть ребенок обычно поддерживает
новичков, только пришедших в группу.
На физиологическом уровне основными показателями привыкания к дет-
скому саду являются состояния здоровья, сон, аппетит. На психоэмоциональ-
ном уровне: эмоции, поведение и социальные контакты.
Страх: во всем скрытая угроза: от неизвестной обстановки и встречи с
новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не при-
дете вечером, чтобы забрать домой... Родительские переживания особенно-
стей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.
Положительные эмоции выражены недостаточно, и, как правило, в те
моменты, когда ребёнок испытывает удовольствие от «новизны» и красочно-
сти атмосферы детского сада. Доминирование их, возвещает об успешной
адаптации ребёнка. Радость, улыбка и веселый смех - главные показатель его
психологического здоровья и удовлетворенности происходящим.
Познавательная деятельность снижается и угасает на фоне стрессовых ре-
акций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и
понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда
он проснется, или «разбудите» его посредством положительных эмоций, ак-
тивность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
Социальные навыки: почти все давно усвоенные и успешно используе-
мые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может
«растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного кол-
лектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко
усваивает новые.
Особенности речи: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для
возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне
стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих
или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаго-
лы! В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такая речь - итог тяжелой
адаптации.
Двигательная активность: заторможенность или неуправляемая гипер-
активность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адапта-
ции, с активностью, присущей темпераменту ребенка!
Сон если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспо-
койный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он
сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
Аппетит у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется.
«Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои не-
удовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного
аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного пе-
риода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и
все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.
У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время
как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с ос-
ложнениями.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что основными крите-
риями тяжести адаптации считаются:
✔ эмоциональное состояние малыша;
✔ его отношение со сверстниками;
✔ отношения со взрослыми;
✔ сон и аппетит;
✔ частота и длительность острых заболеваний.
Специалисты выделяют несколько степеней адаптации: легкую, сред-
нюю и тяжелую.
Легкой считается адаптация, если у ребенка только в первые дни, после
поступления в детский сад ухудшается аппетит, пропадает желание контак-
тировать и играть с детьми. Это состояние проходит в течение первых двух
недель. Возможно, что в первый месяц посещения детского учреждения ре-
бенок может неожиданно заболеть, но заболевание длится не более 7-10 дней
и проходит без осложнений.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние у ребёнка
приходит в норму только через два месяца. Все это время у него могут на-
блюдаться изменения в речевой или физической активности. А в некоторых
случаях у детей наблюдается даже небольшая потеря веса
Тяжелая адаптация ребенка к посещению детского сада проявляется в
многочисленных заболеваниях, которые протекают с осложнениями (пнев-
монии, бронхиты, отиты и т. д.), стойкие изменения в поведении (ребенок
много плачет, не хочет расставаться с мамой, спит в сидячем положении,
прячется от других деток и т. д.). У детей с тяжелой формой адаптации к дет-
скому саду резко замедляется как умственное развитие, так и физические по-
казатели (рост, вес). Такое состояние сохраняется более двух месяцев.
Учеными установлено, что на процесс адаптации могут влиять следую-
щие факторы:
1. Состояние здоровья и уровень психофизического развития ребенка.
2. Возраст ребенка на момент поступления в детский сад. Установлено,
что дети до 3-х лет тяжелее адаптируются к условиям детского сада. Мальчики
3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот пери-
од более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и
болезненный процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в дет-
ском организме, затрагивающий все его уровни. Очень важно, чтобы родите-
ли в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стре-
мились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали
в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.
Таким образом, предупреждение адаптационных проблем детей в пери-
од их привыкания к условиям ДОУ является важным мероприятием по со-
хранению и укреплению здоровья воспитанников, их социализации и воз-
можно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ,
медицинского и педагогического персонала, а также родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование личности ребёнка. Правовое воспитание в детском саду»
К О Н С П Е К Т ООД по правовому воспитанию детей...
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"
Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....
Специфика воспитания общей культуры личности детей и формирование ценностей здорового образа жизни в детском саду
Жизнь в современном обществе ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья дошкольника. Приобщение ребёнка к ЗОЖ – одно и...
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых...
Формирование личности в детском возрасте
Старший дошкольный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6 до 7 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, к началу обучения в школе ...
Личность и ее формирование в детском возрасте
Старший дошкольный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6 до 7 лет.Одним из психологических новообразований старшего дошкольного воз...