Формирование личности в детском возрасте
консультация по психологии

Ирина Владимировна Урманова

 

 

Старший дошкольный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6 до 7 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, к началу обучения в школе происходят изменения отношений ребенка к окружающей действительности. Л.С. Выготский выделяет особенностью старшего дошкольного возраста смену ведущей деятельности ребенка. Именно к началу учебной деятельности, которая придет на смену игровой деятельности, оказывается влияние на начало перестройки психических процессов и функций в организме ребенка.

Одним из психологических новообразований старшего дошкольного возраста является рефлексия, которая оказывает ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с педагогом и сверстниками. Помощь рефлексии заключается в сопоставлении своих ценностей, мнений с мнениями и ценностями других людей. Рефлексия помогает дошкольнику понять и оценить, а правильно ли он сделал и почему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личности в детском возрасте

Старший дошкольный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6 до 7 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, к началу обучения в школе происходят изменения отношений ребенка к окружающей действительности [3]. Л.С. Выготский выделяет особенностью старшего дошкольного возраста смену ведущей деятельности ребенка. Именно к началу учебной деятельности, которая придет на смену игровой деятельности, оказывается влияние на начало перестройки психических процессов и функций в организме ребенка [9].

Одним из психологических новообразований старшего дошкольного возраста является рефлексия, которая оказывает ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с педагогом и сверстниками. Помощь рефлексии заключается в сопоставлении своих ценностей, мнений с мнениями и ценностями других людей. Рефлексия помогает дошкольнику понять и оценить, а правильно ли он сделал и почему.

Таким образом, старший дошкольник получает возможность смотреть на себя со стороны, как бы глазами другого человека, и оценивать свою деятельность и поведение.

Вторым новообразованием старших дошкольников В.В. Давыдов считает произвольность. Современная социальная ситуация требует от ребенка организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. [1].

В современных исследованиях отмечается, что к 6-7 годам у детей повышается интерес к сверстникам, к общению с ними, развивается потребность в признании с их стороны. Именно в этот период закладываются базовые основания личности «Я - другой», которые становятся определяющими в поведении человека на протяжении всей жизни [5].

В этом возрасте начинают формироваться устойчивые представления о себе, становления «Я-концепции», отражающей отношение к себе и окружающим. Также большое внимание в научной литературе уделяется формированию образа «Я» ребенка, образа себя в коллективе, образа всей группы и других детей в коллективе, факторам эмоционального принятия одного ребенка другим. Несогласованность образа «Я» с оценками других детей или взрослых может отрицательно сказаться на отношении к самому себе и окружающим. Ученые считают, что именно к началу школьной жизни, изменения, происходящие во взаимоотношениях со сверстниками, создают условия для появления нового отношения ребенка к самому себе, рефлексии собственных возможностей. Именно эта особенность образа «Я» старшего дошкольника является предпосылкой формирования межличностных отношений со сверстниками [8].

По мнению психологов, дети старшего дошкольного возраста стремятся на все иметь свою точку зрения, у них появляются представления о собственной социальной значимости – формируется самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Однако у дошкольника формируется новое представление о самом себе, и самооценка уже все меньше зависит от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному «Я» [7].

В своих исследованиях Н.А. Шкуричева предполагает, что включение межличностных отношений в учебный процесс способствует развитию личности ребенка, его отношению с окружающими уже с первых дней начала обучения [5]. В своих трудах Л.И. Божович указывает на изменяющийся характер взаимоотношений между детьми. По мнению автора, на завязывание товарищеских взаимоотношений оказывают влияние такие внешние обстоятельства, как территориальная близость контактов, то есть дети дружат, сидя за одной партой, живя на одной улице. Формирование более тесных отношений между детьми происходит в процессе совместной деятельности – учебной, творческой, игровой и др. [7]. Но по окончании совместной работы, игры, отношения, которые были завязаны на их основе, прекращаются. С возникновением определенных требований к личным качествам товарища, постепенно товарищеские отношения становятся более крепкими, эмоционально окрашенными.

Первоначально на оценку личностных качеств сверстника оказывает влияние оценка взрослого (педагога), которая отражает успешность старшего дошкольника в учебной деятельности. Постепенно с развитием личности дошкольника происходят и изменения личностного отношения к товарищам. Теперь основой оценки своего сверстника становится само отношение дошкольника к своему товарищу. К концу старшего дошкольного возраста отношения становятся более близкими и дружескими. Платформой для построения дружеских отношений является наличие общих интересов и увлечений, эмоциональных переживай, мыслей и духовных ценностей [1].

Одной из особенностей формирования межличностных отношений у старших дошкольников является становление ценностных ориентаций, которые взаимосвязаны с познавательными и волевыми сторонами деятельности ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста наибольшее значение имеют те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие. Также старшим дошкольникам свойственны новые отношения с педагогами и одногруппниками, включение в новый коллектив, в новый вид деятельности. Все это способствует расширению круга обязанностей, формированию характера, воли, формированию межличностных отношений [2].

Современные исследования в области формирования межличностных отношений и процессов общения в детском возрасте обнаружили низкий уровень развития у старших дошкольников коммуникативных навыков и умений межличностного взаимодействия, прежде всего, со сверстниками. По мнению Д.И. Фельдштейна, недостаточная социальная компетентность детей старшего дошкольного возраста, беспомощность в отношениях со сверстниками сказывается на неспособности разрешать простейшие конфликты [2].

Выделяются межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты. Конфликты между обучающимися негативно сказываются на социально-психологическом климате в группе, отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на всю группу. Психологи выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения старших дошкольников в конфликте [8].

Соперничество. Данная стратегия выражается в стремлении ребенка настоять на своем, достичь желаемого, во что бы то ни стало. Для этого дошкольник идет на открытое противоборство, не считаясь с потребностями и интересами товарища.

Компромисс. В ситуации конфликта дошкольники идут на взаимные уступки. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но и удовлетворения своих интересов и потребностей в полной мере не достигнут.

Уход. Это стратегия двустороннего уклонения от конфликтного столкновения, при которой дошкольники жертвуют как своими интересами, так и интересами партнера.

Уступка. В данном случае один из участников конфликта уступает другому, приспосабливаясь к сложившейся ситуации. Второй участник оказывается в выигрышном положении. Если ребенок скромный, нерешительный, не умеет или боится отстаивать свою позицию, то такая стратегия может ему навредить, т.к. ребенку придется терпеть то, что ему неприятно. С другой стороны, дошкольник сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя при этом благородную жертвенность.

Сотрудничество. Это самая продуктивная стратегия, т. к. оба участника конфликта стремятся к обоюдному выигрышу. В данном случае участники договариваются о совместных действиях, направленных на полное удовлетворение своих интересов при сохранении дружеских отношений [1].

Д.Б. Эльконин в своих научных трудах рассматривает структуру межличностных отношений старших дошкольников и выделяет следующие системы: «ребенок - ребенок», «ребенок - педагог», «ребенок - родители» [3]. Система «ребенок - педагог» становится центральной в жизни дошкольника, от нее зависит совокупность всех благоприятных условий для жизни. Дошкольники еще не чувствуют себя частью коллектива, они обособлены и независимы друг от друга. Их мало интересует успеваемость своих одногруппников, т.е. отметки не влияют на отношения старших дошкольников друг к другу.

Таким образом, переживание эмоционального благополучия в этом возрасте становится в зависимость не только от мнения взрослых, но в большей степени от мнения одногруппников. Теперь мнение группы становится регулятором поведения. Сформированное в группе положительное отношение к учебе, стимулирует слабого ученика заниматься лучше, получать хорошие оценки. И, наоборот, при негативном общем отношении к учебной деятельности отличник постепенно подравнивается к остальным, начинает хуже заниматься.

В связи с этим, перед педагогом стоит важная задача – правильно формировать межличностные отношения, общественное мнение в группе, оказывающие влияние на формирование мотивации к учению [4].

Важнейшее значение приобретает организация разнообразных форм межличностного взаимодействия в учебной деятельности. Это может быть взаимооценка, взаимоконтроль, совместное планирование последовательности действий и др. Например, выполнение на занятиях заданий в парах, применение взаимной проверки выполненных работ, оказание взаимопомощи в процессе творческой деятельности.

При организации коллективной деятельности на занятии педагог обязан проследить за тем, чтобы все обучающиеся побывали в роли и проверяющего, и проверяемого. В процессе такой деятельности формируется новый вид межличностного общения – деловое предметное общение – и создаются предпосылки для самостоятельного обсуждения обучающимися вопросов, которые изучаются на занятии [6].

В результате совместной деятельности на занятиях у старших дошкольников формируется такой мотив, как стремление к взаимопомощи, развивается чувство личной ответственности не только за свое личное дело, свой успех, но и за дело одногруппника, успех группы в целом. Огромное влияние на формирование межличностных отношений оказывают взаимоотношения с педагогом.

Многие педагоги и психологи в своих исследованиях отмечают, что межличностные отношения старших дошкольников, как правило, наполнены эмоциональным содержанием. Через такие чувства, как радость, грусть, печаль дошкольники выражают свое отношение к сверстникам, взрослым. В связи с этим при формировании межличностных отношений старших дошкольников должен быть сформирован навык понимания собственных эмоций [9].

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что формирование межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте обусловлено не только особенностями возрастных изменений, но и социокультурными предпосылками. Становление личности старшего дошкольника происходит под влиянием новых отношений с педагогами и сверстниками, с включением в новый коллектив, в новый вид деятельности. Именно межличностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...

Доклад на тему: «Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры»

Одной из главных задач педагогов и родителей является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и ...

«Формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  на тему:«Формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой»....

Значение изобразительной деятельности в формировании личности детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить сво...

Этапы формирования личности ребенка раннего возраста.

Первоначальные задачи детской психологии и дошкольной педагогики - формирование гармонически развитой личности и воспитание ее социальной направленности. Исследованиями личности в разных аспектах зани...

«Предметно-протранственная среда в ДОУ, как фактор формирования личности ребёнка дошкольного возраста»

Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребёнка , его всестороннего развития , для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в детском са...

Статья "Формирование личности ребёнка дошкольного возраста через разговоры о патриотизме в детском саду"

Статья "Формирование личности ребёнка дошкольного возраста через разговоры о патриотизме в детском саду"...