Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста
материал (младшая группа)
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребёнка: она воспитывает воображение, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребёнок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт Ирина Петровна Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам Василия Александровича Сухомлинского, «чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».
Общеизвестно: дети любят сказки. Все исследователи с неизменным постоянством подтверждают это, а педагоги, воспитатели и родители фиксируют неизбывный ребячий интерес к сказочной литературе.
Что такое сказка? Если одним словом - вымысел. А потешки, прибаутки, считалки, колыбельные? Тоже неправдоподобные историйки, стихотворные «посказульки», музыкальные, ритмичные.
В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребёнок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.
Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребёнок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребёнка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определённой ступени развития.
Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.
Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определённое содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка..Карпинская считала, что художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках- меткость, выразительность.
Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно- выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»
Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....
Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"
Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....
"Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка"
Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русск...
Презентация "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка"
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребе...
.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка...
Статья "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии дошкольника"
Детская литература считается важнейшим ресурсом развития личности ребенка, обладающим значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Она играет важнейшую роль в формировании ребенка в годы ста...