Теоретические предпосылки организации предшкольной подготовки детей в условиях ФГОС ДО
презентация
Слайд-презентация для педагогов ДОО "Теоретические предпосылки организации предшкольной подготовки детей в условиях ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слайд-презентация для педагогов | 148.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий дошкольника, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В широком значении – означает умение учиться . В более узком - (собственно психологическом) значении – совокупность способов действий ребёнка, обеспечивающее самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные К оммуникативные
Личностные УУД самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь); с мыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение имеет для меня учение); н равственно-этическая оценка - способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать своё поведение и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылки личностных УУД : умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; у мение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; у мение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; ф ормирование познавательной и социальной мотивации; ф ормирование адекватной самооценки; ф ормирование умения прийти на помощь друг к другу, герою сказки; ф ормирование способности учитывать чужую точку зрения; в оспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому;
Регулятивные УУД Целеполагани е – умение сохранять заданную цель; Планировани е – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; Прогнозировани е – умение видеть результат своей деятельности; Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу; Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Предпосылки регулятивных УУД: - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение сохранять заданную цель; - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; - умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; - умение контролировать свою деятельность по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; умение работать по инструкции взрослого; - умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; - готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор; - умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; - умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД - Ориентировка в пространстве и времени; - Умение применять правила и пользоваться инструкциями; - Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; - Умение работать по заданному алгоритму; - Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности. Информационные - Умение работать по книге; - Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге; - Умение работать по иллюстрациям. - Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком). Логические - Классификация - Анализ - Синтез - Сравнение - Обобщение - Сериация - Исключение лишнего - Подбор подходящего - Установление причинно-следственных связей - Использование знаково-символических средств - Моделирование
Предпосылки познавательных УУД - навыки сформированности сенсорных эталонов; - ориентировка в пространстве и времени; - умение применять правила и пользоваться инструкциями; - умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач; - умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. - умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале; - умение выделять существенные признаки объектов; - умение устанавливать аналогии на предметном материале; - умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.); - умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов; - умение производить анализ и синтез объектов; - умение устанавливать причинно-следственные связи. - ориентировка в пространстве и времени; - умение применять правила и пользоваться инструкциями; - умение ориентироваться в книге; листать книгу вперёд-назад с определённой целью; находить нужную страницу; ориентироваться по условным обозначениям в книге; - умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.); - умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД - Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; - Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; - Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; - Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; - Умение вести монолог, отвечать на вопросы; - Владение невербальными средствами общения;
Предпосылки коммуникативных УУД - потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками; - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - строить монологичное высказывание и диалоговую речь; - желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; - ориентация на партнера по общению; - умение слушать собеседника. - умение ставить вопросы; обращаться за помощью; - предлагать помощь и сотрудничество; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания;
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания: o участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения; o подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта; o творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала; o самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей; o дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;
Для формирования предпосылок познавательных УУД используются следующие задания: классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам; анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы; синтез – объединение отдельных компонентов в целое; сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах; обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах; сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке; сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет; прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца; работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.; знаки и символы – умение работать со знаками и символами; работа со схемами, составление схем-опор; решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием; установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания: «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать; поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме; взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания; взаимный диктант (задание ) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания; заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку , скороговорку, и др. наизусть; «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы; контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания: «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее; составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь. «составь задание» – дети составляют задание друг для друга; «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво); обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения; групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД; «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку. «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Способы формирования УУД Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации; Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.; Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный; Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный; Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию , сернацию , и др.; Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь, творческие способности и навыки самоконтроля; Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях; А также, Дошкольнику требуется личный контакт с ним; Атмосфера успеха; Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях; Помощь в приобретении знаний легко и с интересом; Доброжелательное и уважительное отношение к его личности. Поощрение и похвала. Принятие его таким, какой он есть; Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ «К вопросу обеспечения качества предшкольной подготовки детей в условиях работы изостудии»
КОНСУЛЬТАЦИЯ«К вопросу обеспечения качества предшкольной подготовки детей в условиях работы изостудии» ...
Основные положение организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет
Основные положение организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет (самообразование)...
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации...
Организация предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов)
Практическая значимость данной работы заключается в разработке практических рекомендаций и предложений, связанных с осуществлением дополнительной образовательной услуги - предшкольной подготовки, реал...
"Проблемы предшкольной подготовки в современных условиях"
буклет для воспитателей...
Статья. Совместная деятельность ДОО и семьи в предшкольной подготовке детей в соответствии с ФГОС ДО.
Совместная деятельность ДОО и семьи в предшкольной подготовке детей в соответствии с ФГОС ДО....
Организация взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной подготовки детей
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Нами были определены две группы: экспериментальная – двадцать восемь человек, контрольная – двадцать пять человек. Экспер...