Теоретические предпосылки организации предшкольной подготовки детей в условиях ФГОС ДО
презентация

Смыкова Наталья Юрьевна

Слайд-презентация для педагогов ДОО "Теоретические предпосылки организации предшкольной подготовки детей в условиях ФГОС ДО" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слайд-презентация для педагогов148.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городская творческая лаборатория воспитателей г. Орска «Теоретические предпосылки организации предшкольной подготовки детей в условиях ФГОС ДО» Подготовил: Смыкова Наталья Юрьевна, старший воспитатель МДОАУ «Детский сад № 83 «Искорка» г. Орска

Слайд 2

Универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий дошкольника, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

В широком значении – означает умение учиться . В более узком - (собственно психологическом) значении – совокупность способов действий ребёнка, обеспечивающее самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 4

Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные К оммуникативные

Слайд 5

Личностные УУД самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь); с мыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение имеет для меня учение); н равственно-этическая оценка - способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать своё поведение и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Слайд 6

Предпосылки личностных УУД : умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; у мение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; у мение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; ф ормирование познавательной и социальной мотивации; ф ормирование адекватной самооценки; ф ормирование умения прийти на помощь друг к другу, герою сказки; ф ормирование способности учитывать чужую точку зрения; в оспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому;

Слайд 7

Регулятивные УУД Целеполагани е – умение сохранять заданную цель; Планировани е – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; Прогнозировани е – умение видеть результат своей деятельности; Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу; Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Слайд 8

Предпосылки регулятивных УУД: - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение сохранять заданную цель; - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; - умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; - умение контролировать свою деятельность по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; умение работать по инструкции взрослого; - умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; - готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор; - умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; - умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Слайд 9

Познавательные УУД - Ориентировка в пространстве и времени; - Умение применять правила и пользоваться инструкциями; - Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; - Умение работать по заданному алгоритму; - Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности. Информационные - Умение работать по книге; - Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге; - Умение работать по иллюстрациям. - Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком). Логические - Классификация - Анализ - Синтез - Сравнение - Обобщение - Сериация - Исключение лишнего - Подбор подходящего - Установление причинно-следственных связей - Использование знаково-символических средств - Моделирование

Слайд 10

Предпосылки познавательных УУД - навыки сформированности сенсорных эталонов; - ориентировка в пространстве и времени; - умение применять правила и пользоваться инструкциями; - умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач; - умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. - умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале; - умение выделять существенные признаки объектов; - умение устанавливать аналогии на предметном материале; - умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.); - умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов; - умение производить анализ и синтез объектов; - умение устанавливать причинно-следственные связи. - ориентировка в пространстве и времени; - умение применять правила и пользоваться инструкциями; - умение ориентироваться в книге; листать книгу вперёд-назад с определённой целью; находить нужную страницу; ориентироваться по условным обозначениям в книге; - умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.); - умение пользоваться простейшими инструментами.

Слайд 11

Коммуникативные УУД - Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; - Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; - Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; - Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; - Умение вести монолог, отвечать на вопросы; - Владение невербальными средствами общения;

Слайд 12

Предпосылки коммуникативных УУД - потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками; - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - строить монологичное высказывание и диалоговую речь; - желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; - ориентация на партнера по общению; - умение слушать собеседника. - умение ставить вопросы; обращаться за помощью; - предлагать помощь и сотрудничество; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания;

Слайд 13

Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

Слайд 14

Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания: o участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения; o подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта; o творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала; o самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей; o дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

Слайд 15

Для формирования предпосылок познавательных УУД используются следующие задания: классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам; анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы; синтез – объединение отдельных компонентов в целое; сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах; обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах; сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке; сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет; прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца; работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.; знаки и символы – умение работать со знаками и символами; работа со схемами, составление схем-опор; решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием; установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

Слайд 16

Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания: «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать; поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме; взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания; взаимный диктант (задание ) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания; заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку , скороговорку, и др. наизусть; «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы; контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

Слайд 17

Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания: «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее; составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь. «составь задание» – дети составляют задание друг для друга; «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво); обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения; групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД; «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку. «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.

Слайд 18

Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Слайд 19

Способы формирования УУД  Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;  Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;  Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;  Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;  Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

Слайд 20

 Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию , сернацию , и др.;  Развивать коммуникативные способности детей,  вербальную и невербальную речь, творческие способности  и навыки самоконтроля;  Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях; А также,  Дошкольнику требуется личный контакт с ним;  Атмосфера успеха;  Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;  Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;  Доброжелательное и уважительное отношение к его личности.  Поощрение и похвала.  Принятие его таким, какой он есть;  Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).

Слайд 21

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «К вопросу обеспечения качества предшкольной подготовки детей в условиях работы изостудии»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«К вопросу обеспечения качества предшкольной подготовки детей  в условиях работы изостудии»                          ...

Основные положение организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет

Основные положение организации предшкольной подготовки  детей  5-7 лет (самообразование)...

Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации

Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации...

Организация предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов)

Практическая значимость данной работы заключается в разработке практических рекомендаций и предложений, связанных с осуществлением дополнительной образовательной услуги - предшкольной подготовки, реал...

Статья. Совместная деятельность ДОО и семьи в предшкольной подготовке детей в соответствии с ФГОС ДО.

Совместная  деятельность ДОО и семьи в предшкольной подготовке детей в соответствии с ФГОС ДО....

Организация взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной подготовки детей

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Нами были определены две группы: экспериментальная – двадцать восемь человек, контрольная – двадцать пять человек. Экспер...