Статья. Совместная деятельность ДОО и семьи в предшкольной подготовке детей в соответствии с ФГОС ДО.
статья (старшая группа)
Совместная деятельность ДОО и семьи в предшкольной подготовке детей в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_doo_i_semi_v_predshkolnoy_podgotovke_detey_v_sootvetstvii_s_fgos_do.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность ДОО и семьи в предшкольной подготовке детей в соответствии с ФГОС ДО.
Аннотация
ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, одним из которых является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОО. Сотрудничество с семьями воспитанников особенно важно в период предшкольной подготовки детей.
Актуальность совместной деятельности дошкольной образовательной организации и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе, так как возникают проблемы, негативно влияющие как на качество самой подготовки, так и на процесс развития личности дошкольника в целом. К таким проблемам можно отнести: форсированную целевую специальную подготовку к школе; отсутствие у детей познавательной мотивации к учению; психотравмирующий характер общения родителей с ребенком в семье; протекание всех видов детской деятельности под жестким контролем взрослых; отсутствие у ребенка самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность; боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок. Все эти проблемы могут привести к следующим негативным факторам: к появлению у детей неврозов, угасанию самостоятельности и творческой активности, снижению умственной активности, искажению в развитии детей.
Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе путем выработки у них простейших школьных навыков (чтение, счет), то сейчас главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное). Иначе говоря, при оценивании результативности образовательного процесса в ДОО прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок читать и считать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально.
Сегодня под готовностью ребенка к школе понимают сложное, интегративное качество, охватывающее интеллектуальную, личностную и социально-психологическую готовность.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает развитое дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, то есть способность постижения основных признаков и связей между явлениями .
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка.
Социально-психологическая готовность формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Развитие и непосредственное формирование этих качеств возможны лишь при систематическом педагогическом взаимодействии двух институтов – семьи и педагогов ДОО.
В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
В соответствии с ФГОС ДО работа в пяти образовательных областях предусматривает определенные формы и методы сотрудничества с семьями, которые позволят организовать высокую степень информированности родителей о состоянии дел в детском саду с целью более качественного развития и воспитания детей, но и активизировать готовность родителей участвовать во всех сферах деятельности ДО установить положительный психологический климат в отношениях «родители – дети – педагоги».
Наиболее эффективной формой взаимодействия «педагог – родитель – ребенок», на мой взгляд, может стать проектная деятельность, которая предполагает активное сотрудничество взрослых и детей в процессе подготовки старших дошкольников к школе. Участвуя в подготовке и реализации любого проекта, семьи дошкольников становятся непосредственными участниками в процессе образования и начинают осознавать свою значимую роль в нем и в жизни дошкольной организации в целом.
Обязательным условием реализации нашего проекта «Нас объединяют дети» явились активизация взаимоотношений между педагогами и семьями дошкольников в предшкольной подготовке детей, совместная творческая деятельность, а также помощь родителям в осознании значения семьи в жизни дошкольной организации.
В проекте мы решили продолжить активную работу со старшими дошкольниками во взаимодействии с родителями для последующего успешного школьного обучения. А к школьному периоду у детей должен быть сформирован определенный интерес к получению знаний. И этому должны содействовать педагоги ДОО, родители и сами дети подготовительной к школе группы в организованной и самостоятельной деятельности.
На активизацию познавательной деятельности и повышение эффективности предшкольной подготовки дошкольников педагоги оказывают влияние через особую организацию, используя специфические формы и методы в образовательно-воспитательном процессе. Поэтому целью нашей проектной деятельности стало способствование развитию познавательной активности детей подготовительной к школе группы путем взаимодействия ДОО и семьи в процессе предшкольной подготовки дошкольников.
Работа над проектом состояла из:
– выбор темы проекта, постановка задач; вовлечение детей и родителей в обсуждение проблемы проекта; сбора методического материала по теме проекта, подбора игрового и иллюстративного материала, атрибутов к игровой и театральной деятельности, дидактических игр, художественной литературы по теме; совершенствование ППРС; опрос-бесед для выявления общего кругозора детей и их личностной готовности к школе; анкетирование родителей; взаимодействие с педагогами ДОО: анкетирование, беседы и опросы, консультации; составление перспективного плана работы над проектом.
В работе с детьми мы воспользовались, помимо О.О.Д и бесед, методом наблюдения, который позволил отследить активность детей на занятиях, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, их желание узнать что-то новое. Все дети активно включались в работу, активно отвечали на вопросы, делали свои предположения. В процессе игровой деятельности с детьми мы старались вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использовали занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Родители активно участвовали во всех мероприятиях, в видео и фотосъемках мероприятий, в подготовке к праздникам, осуществляли поддержку в организации мероприятий, оформлении стендов и другое.
Опыт работы в проекте позволил вызвать интерес родителей к проблемам патриотического, нравственного и эстетического воспитания детей, их культуры поведения, приобщения детей к культурным ценностям, к тщательной подготовке детей к школьном обучению.
Благодаря тесному взаимодействию с педагогами, родители обогатили свои знания о том, как можно осуществлять предшкольную подготовку в домашних условиях.
Реализация проекта помогла родителям:
преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
относится к своему ребенку как к равному, понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; понять сильные и слабые стороны развития ребенка и учитывать их; проявлять интерес к делам ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке; создать в семье условия для активного общения ребенка со взрослыми с целью обогащения новыми знаниями.
В результате проведенной работы, нам удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, мы смогли расположить их к себе, завоевали их доверие, вызвали на откровенность, разбудили желание поделиться своими мыслями, благодаря тесному сотрудничеству.
Совместная работа детей, их родителей и воспитателей сплотила всех и позволила расширить рамки взаимодействия.
В заключении хотелось бы отметить, семья и ДОО имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.
Список используемых источников и литературы:
- Образование. Наука и технологии [Электронный ресурс]. – (URL: http://obrazovanie.slovarik.org).
- Долгова, В.И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, О.А. Конурова // Концепт : научно-методический электронный журнал. – 2015. – Т. 31. – С. 120.
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. – М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2008. – 672 с.
- Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 171.
- Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении : методические рекомендации [Текст] / под ред. Е.В. Пляскиной. – Троицкое : РМК, 2013. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие детской инициативы и творческих способностей детей в соответствии с ФГОС ДО"
Статья предназначена для воспитателей детских садов и родителей воспитанников детских садов...
Презентация "Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на другой уклад образовательной практики, на другой тип содержания образования, что в свою очередь, тр...
Поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС
Данная презентация для педагогов-психологов ДО...
Совместная работа детского сада и семьи по предшкольной подготовке
Совместная работа детского сада и семьи по предшкольной подготовкеНезависимо от того, с какого возраста ребенок пойдет в школу, необходимо заранее формировать у него готовность к обучению. Важную роль...
"План работы педагога с семьей в рамках предшкольной подготовки детей 7 года жизни".
План работы с семьей для успешной подготовке детей к обучению в школе....
Статья: "Взаимодействие ДОО с семьей в процессе подготовки детей к шуоле"
УлГПУ г.Ульяновск.Статья раскрывает актуальность проблемы взаимодействия ДОО с семьей в процессе подготовки детей к школе....
Теоретические предпосылки организации предшкольной подготовки детей в условиях ФГОС ДО
Слайд-презентация для педагогов ДОО "Теоретические предпосылки организации предшкольной подготовки детей в условиях ФГОС ДО"...