Старший воспитатель-кто он....?
статья

Щукина Анна Сергеевна

Каким должен быть старший воспитатель?Какие требования предьявляются к его деятельности?В чем заключается " умение работать с  людьми" в работе старшего воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_starshiy_vospitatel.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель-кто он…

 Кто же такой старший воспитатель?Это не подменный воспитатель. Он не может и не должен быть постоянно подменным педагогом из-за отсутствия в группе по разным причинам основного воспитателя. Хотя раньше, да и сейчас в отдельных дошкольных учреждениях это практикуется. Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов.

Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит. Прежде всего старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Хотелось бы подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Другими словами, им будет, о чем говорить. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Прежде чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом – все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования.

Что касается методического кабинета: методический кабинет детского сада это не личный кабинет старшего воспитателя. Это научно-методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ. И здесь главное не сколько кукол и кубиков находится в кабинете, а какой собран опыт, какое перспективное планирование, какие есть наглядные пособия для работы с детьми, подбор диагностических методик, интересных сценариев, конспектов и т. д. Пополнять и оснащать методический кабинет – трудоемкий и длительный процесс.

Старший воспитатель детского сада сегодня должен уметь сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне и вести ее. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. Учитывая это, старшему воспитателю следует проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, мы создаем, формируем, транслируем опыт лучших воспитателей. Старший воспитатель должен знать палитру педагогического опыта в округе, микрорайоне, городе, стране. Зная проблему в своем детском саду, не нужно пытаться решить ее только своими силами. Следует почитать литературу, периодические издания, например журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", где и дается как раз обзор передовых технологий работы с детьми, педагогическими кадрами и т. д. Познакомить педагогов с опытом коллег, попробовать применить в своей работе. Внедряя чей-то опыт, важно помнить, что ни один опыт не дает одинаковых результатов, потому что в разных дошкольных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети. И значит, на основе этой инновации появится что-то свое, новое. Это бесконечный процесс совершенствования.

Содержание инноваций может предлагаться наукой. Поэтому старший воспитатель должен следить, что нового в педагогике, психологии, смежных науках, методиках. Т.е. не пользоваться багажом знаний, которые были приобретены 5–10 лет назад в колледже, институте, университете. Жизнь идет вперед, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями.

Очень хорошо, что во многих современных журналах дается обзор научных статей. Старшие воспитатели, готовящиеся к защите своей кандидатской, совершают первый шаг к глубокому обзору и анализу того, что есть в науке. Смотреть ли информацию в Интернете, ходить ли на конференции, читать журналы, каждый решает сам. Сегодня все источники важны. Инновационная и экспериментальная работа это еще и дополнительная нагрузка, и документация.

Учитывая, что нагрузка у старшего воспитателя увеличилась, хотя, казалось бы, цели остались те же, владение информационными технологиями действительно становится профессиональной необходимостью. Чем это вызвано? Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие дошкольных учреждений или отдельных педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т. д. – этому старший воспитатель должен тоже научиться. Современные родители воспитанников детского сада часто пользуются и создают всевозможные сайты, касающиеся вопросов воспитания ребенка, оставляют там свои отзывы о работе детских садов. Я рекомендую старшим воспитателям заглянуть на эти сайты, чтобы понять, как родители оценивают работу ДОУ, в чем они нуждаются. Уверена, что это позволит более критично взглянуть на систему взаимодействия с родителями в вашем детском саду. Ведь формирование компетентного родительства – это также задача ДОУ в целом и старшего воспитателя в частности.

Подводя итог всему вышесказанному, какой он, современный старший воспитатель? Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей. Я желаю всем старшим воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами" старший воспитатель Смирнова Ю.М.

Описание системы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами (формы методы работы, помощь в адаптации молодых педагогов в коллективе)...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Все работы хороши!» старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Севастьянихина М.Б.

Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями взрослых "Все работы хороши" в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петро...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.

Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет).  Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с  историей возникновения и традициями праздник...

консультация по развитию связной речи для воспитателей старших групп и старших воспитателей

Методическая разработкаконсультации по развитию связной речидля воспитателей старших групп и старших воспитателей прикрепленных ДОУ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Мой аквариум», старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Сапежко С.В. ГБДОУ детский сад № 30 Петродворцового района СПб

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы общеразвивающей направленности "Мой аквариум" с использованием игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной т...

ГБДОУ детскиЦелевая прогулка для детей старшего дошкольного возраста (с ОВЗ) «Какие опасности могут ожидать дошкольника на дороге» старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Севастьянихина М.Б

Целевая прогулка для детей старшего дошкольного возраста (с ОВЗ). Какие опасности могут ожидать дошкольника на дороге;. Методическая разработка содержит актуальность данной проблемы. А именно детско...