Диагностика степени сформированности действий логического мышления
учебно-методический материал (средняя, старшая группа)
Описание проведения данной диагностики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «Диагностика уровня развития логического мышления: действия систематизации».
Н. Б. Венгер
МАТЕРИАЛ
Материал методики представляет собой тетрадь из 7 страниц с изображением на каждой из них одной и той же матрицы. Матрица состоит из 30 клеток. В верхнем ряду расположены 5 уменьшающихся треугольников, в нижней - 5 кругов. Левый столбец матрицы заполнен большими геометрическими фигурами. Это треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Справа - такие же геометрические фигуры самого маленького размера. Середина таблицы не заполнена. Под таблицей на каждой странице нарисованы две фигуры, которые следует разместить в пустых клетках. Каждая возможная фигура предлагается один раз. Порядок и сочетание фигур выбраны случайно. Первая страница тетради - обучающая. Для двух изображенных на ней фигур места в матрице уже отмечены.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. Перед каждым из детей кладется тетрадка, детям говорится: "Перед вами тетрадка, разделенная на клеточки. В этих клеточках живут фигурки, в одной клетке - одна фигурка. Когда-то во всех клеточках жили фигурки, но однажды подул ветер и сдул часть фигур из их домиков. Вам нужно помочь найти домики для фигур, которые нарисованы внизу страницы.
Давайте рассмотрим, как живут фигурки. В самом верху живут одни треугольники. Они стоят в домиках по порядку, ровно, вот так (взрослый проводит указкой вдоль ряда треугольников). Внизу живут круги, они тоже расположились в домах по порядку, вот так (проводит указкой). Слева в домах живут разные фигурки. Это вот такая фигурка - треугольник, вот такая (обводит), вот такая - квадрат, вот такая (обводит), вот такая (обводит), вот такая - круг. В пустые клеточки нужно поселить те фигурки, которые стоят внизу: от фигурки к ее домику-клеточке проведите дорожку и поставьте крестик. Фигурок внизу две, значит крестиков будет два, для каждой фигурки своя клеточка, свой домик. На первой странице крестики для фигурок уже проставлены. Найдите, какая фигурка в каком из этих домиков живет и проведите дорожки от фигурок к их домикам. (После того, как дети выполнят задание, следует проверить правильность его выполнения и помочь исправить ошибки).
Теперь переверните страницу и отметьте домик в клеточке для фигурок, нарисованных внизу, проведя к ним дорожки. В клеточках поставьте крестики. Сделайте так на всех страницах.
Взрослый, проводящий обследование, должен обращать внимание на то, как работают дети. Если кто-то из детей отмечает на всех страницах одни и те же клеточки, следует напомнить ему, что фигурки на всех страницах разные, и значит домики для них нужно найти свои.
После выполнения задания следует проверить, на каждой ля странице отмечено по две клеточки. Если их больше или меньше или есть пропущенные страницы, надо предложить ребенку вернуться к этой странице еще раз.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
За правильное решение начисляется 2 балла. За решение, при котором классификация (выбор формы) осуществлена верно, а допущена ошибка о сериации (определении размера) на одну позицию (фигура помещена в соседнюю клетку), начисляется 1 балл. Выполнение задания с ошибкой в классификации между близкими по форме фигурами (квадратом и трапецией, а также между пятиугольником и шестиугольником) при правильно выполненной сериации также оценивается в 1 балл. За все остальные выполнения начисляется 0 баллов.
Для оценки результатов может быть использована шкала оценок. Каждой из пустых клеток присваивается порядковый номер. Нумерация проводится по строчкам слева направо. Такой же номер получают и фигуры, которые следует разместить в соответствующих клетках. В шкале по горизонтали указан номер фигуры, по вертикала - номер клетки. В месте пересечения проставлена оценка (в баллах), начисляемая ребенку за тот или иной выбор каждой фигуры. Оценки ребенка по всем задачам суммируются. Максимальный балл - 24.
Фигуры, изображенные под таблицей на каждой странице, имеют следующие номера.
Страница 1 - 9,11
Страница 2-1,8
Страница 3 - 2,12
Страница 4 - 3,10
Страница 5 - 5,6
Страница 6 - 7,4
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты диагностики уровня логического мышления дошкольников
Результаты диагностики уровня логического мышления дошкольников...
Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления. Методика "Схематизация" (или "Лабиринты")
Описание проведения данной диагностики...
Результаты диагностики степени овладения действиями наглядно-образного мышления.
Результаты диагностики степени овладения действиями наглядно-образного мышления...
Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика "Перцептивное моделирование".
Описание проведения данной диагностики...
Результаты диагностики степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера
Результаты диагностики степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера...
Методики изучения сформированности и развития словесно-логического мышления старших дошкольников
Аннотация Методик, с помощью которых можно изучить сформированность и развитие словесно-логического мышления старших дошкольников множество,...
Диагностика развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте
Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения....