Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления. Методика "Схематизация" (или "Лабиринты")
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Описание проведения данной диагностики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_stepeni_ovladeniya_deystviyami_naglyadno_-_obraznogo_myshleniya.docx | 295.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Стандартизованная диагностическая методика «Схематизация» (Л.А.Венгер ), направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве. Ребенку предлагают отыскать путь в разветвленной системе дорожек, пользуясь условным обозначением этого пути (схемой или несколькими ориентирами).
Материалом служит тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков.
Первые две страницы содержат вводные задачи (рис. 9), а остальные – основные, с первой по десятую (рис. 10–14). В задачах 1–2 ребенку необходимо учитывать направления поворотов, в задачах 3–4 – конкретные ориентиры и их последовательность, в задачах 5–б – сочетание ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7–10 – сочетание ориентиров и направлений поворотов.
Инструкция. Для первой вводной задачи дается инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик». Взрослый смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй вводной задаче, взрослый говорит: «Здесь тоже два домика, и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти нужный домик по письму. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». Взрослый при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
К каждой из основных задач дается краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1–2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и отметьте его».
К задачам 3–4: «Посмотри на письмо. Надо идти от травки, сначала мимо... (перечисляются ориентиры соответственно задачам). Найдите нужный домик».
К задачам 5–6: « Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отметьте нужный домик на полянке».
К задачам 7–10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и отметьте его».
Оценка результатов. Количество очков, полученное ребенком, устанавливается по шкале оценок. (Номера домиков к разным задачам указаны на рисунках 15–17.) Подсчитывается сумма очков по всем задачам. Максимальный балл – 40
Типы выполнения задания. Первый тип (менее 14 баллов) – неадекватные формы ориентировки. Дети при этом понимают задачу найти домик, но их выбор случаен и часто неверен. Как правило, они учитывают лишь отдельные элементы письма и полянки. У них не сформировано соотнесение схемы с реальной ситуацией.
Второй тип (14 – 20 балла) характеризуется незавершенной ориентировкой на один признак. Появляются необходимые для выполнения задания методы работы: у каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут работать так на протяжении всего решения задачи и к концу теряют этот способ, на последнем этапе пути делают ошибки.
Задачи 7–10 эти дети вообще не решают, так как не могут учитывать сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления имеют фрагментарный характер.
Третий тип (20 – 27 балл) характеризуется ориентировкой на один признак. Дети уже могут соотносить письмо с изображениями на полянке до конца, но одни из них могут успешно использовать только ориентиры, а другие – только изображение направлений пути, поэтому они не решают задачи, требующие одновременного учета направлений пути и ориентиров.
Четвертый тип (27 – 34 баллов) характеризуется незавершенной ориентировкой по двум параметрам, что позволяет правильно решать только первые шесть задач. Последние четыре задачи решаются верно только вначале, с учетом одного или двух сочетаний поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают лишь на учет одного параметра.
Пятый тип (34 – 40 балла) – это детальное соотнесение с одновременным учетом двух параметров. Это высший тип ориентировки для данных задач.
Вводные задачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...
Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"
Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"...
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...
Диагностика степени сформированности действий логического мышления
Описание проведения данной диагностики....
Результаты диагностики степени овладения действиями наглядно-образного мышления.
Результаты диагностики степени овладения действиями наглядно-образного мышления...
Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика "Перцептивное моделирование".
Описание проведения данной диагностики...
Результаты диагностики степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера
Результаты диагностики степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера...