Консультация для педагогов "Изучаем шкалы ECERS"
консультация
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
Тема: «Шкалы ECERS-R.
Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации»
Цель: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования.
Задачи:
- познакомить педагогов с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования – шкалами ECERS – R.
- активизировать деятельность педагогов по внедрению в практическую работу шкал ECERS – R с целью самоанализа и последующей разработки проектов развития РППС.
Участники: педагоги и специалисты ДОУ.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, шкалы ECERS – R.
Ход семинара
I. Теоретическая часть
- Сегодня тема нашей встречи «Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS – R»
Важным аспектом в современных условиях жизни нашего общества остается качество образования, как приоритетная задача воспитания подрастающего поколения. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование в данное время является первой ступенью в системе непрерывного образования.
При существующем многообразии образовательных организаций и изобилии образовательных программ, важно не забывать о ребенке. Ведь ребенок, его личность является ключевой фигурой всего образовательного процесса. Поддержка разнообразия детства, уважение личности ребенка, поддержка инициативы детей, являются основными принципами. А охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоциональное благополучие – одними из основных требований к условиям реализации Программы.
Таким образом, формируются новые требования к качеству образования, которое представляет собой многомерное синтетическое понятие. Как говорится в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося…». Оценка качества дошкольного образования не должна формироваться стихийно, это управляемый процесс. Однако управление качеством образования невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного процесса: оценки потребителей образовательных услуг и внутренней оценки качества в самой системе образования (внешняя и внутренняя оценка).
Инструментом комплексной оценки качества дошкольного образования внутри образовательной организации могут служить Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях - ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales).
Эти шкалы были разработаны в 1980 году специалистами Университета штата Северная Каролина (США). В 1997 г. они были пересмотрены и дополнены компонентами, позволяющими оценить включенность в группы детей с ограниченными возможностями. Шкалы с успехом пользуются во многих странах мира, таких как Великобритания, Швеция, Норвегия, Португалия, Германия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Румыния, Сингапур, Южная Корея и др.
В 2015 году вышла третья редакция шкал ECERS-R, под именами сотрудников Института развития ребенка им. Франка Портера Грэхема Университета Северной Каролины (США) Тельмы Хармс, Дебби Крайер, Ричарда М. Клиффорда. В подготовке издания на русском языке и его апробации принимали участие: В. К. Загвоздкин, Е. Г. Юдина, Т. Г. Шмис, И. Б. Шиян, И. Е. Федосова.
ECERS – R является универсальным международным инструментом и представляет собой взгляд с позиции «как должно быть» вне зависимости от особенностей страны. Положительно то, что Шкалы применимы как для независимой оценки качества образования, так и для самооценки. По мнению авторов, Шкалы «работают» на благополучие ребенка и опираются на законы развития в дошкольном возрасте. Более того, Шкалы позволяют оценить образовательную среду, а не детские результаты, что в полном объеме соответствует идеологии и позициям ФГОС ДО.
Шкалы ECERS – R не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы о том, как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и как планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества.
ECERS – R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5.
В основе процедуры оценки с использованием шкал ECERS-R лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания
II. Практическая часть
Рассмотрим, как устроены шкалы ECERS – R. В начале шкалы дается содержание, инструкции по использованию, система оценки, оценочный лист и обзор подшкал.
В состав ECERS – R входят 7 подшкал:
1. Предметно-пространственная среда;
2. Присмотр и уход за детьми;
3. Речь и мышление;
4. Виды активности;
5. Взаимодействие;
6. Структурирование программы;
7. Родители и персонал.
Каждая шкала имеет отдельные показатели. Количество показателей варьируется от 4 показателей (Речь и мышление) до 10 показателей (Виды активности) в зависимости от шкал. Всего для наблюдения и оценивания предлагается 43 показателя, которые охватывают всю образовательную среду. В каждом показателе имеются оценочные индикаторы (Индикатор – описание наблюдаемых действий или объектов). Каждый показатель оценивается по индикаторам от 1 до 7 баллов.
Индикаторы каждого показателя сгруппированы последовательно в 4 группы по степени приближения к целевому уровню качества. Первая группа индикаторов фиксирует стартовый – низкий уровень качества по показателю и позволяет получить всего 1 балл и оценку «недостаточно». Вторая группа определяет минимально допустимый уровень качества и позволяет набрать до 3 баллов. Третья группа позволяет добрать еще 2 балла к 3 предыдущим и получить оценку 5– «хорошо». И наконец, четвертая группа индикаторов описывает такие параметры образовательной среды, наличие которых позволяет организации получить до 7 баллов по показателю и оценку «отлично».
Индикаторы выстроены таким образом, что 3 балла образовательная среда организации получает в том случае, если по показателю обеспечены безопасность и минимальный набор оборудования и материалов. А вот 5-7 баллов можно получить уже только в том случае, если созданы условия для инициативного действия ребенка в среде, для выбора и индивидуального общения со взрослым.
Остановимся подробно на подшкалах и показателях.
1-я подшкала «Предметно-пространственная среда»
1. Внутреннее помещение.
2. Мебель для повседневного ухода, игр и учения.
3. Мебель для отдыха и комфорта.
4. Обустройство пространства для игр.
5. Места для уединения.
6. Связанное с детьми оформление пространства.
7. Пространство для игр, развивающих крупную моторику.
8. Оборудование для развития крупной моторики.
2-я подшкала «Присмотр и уход за детьми»
1. Встреча/прощание.
2. Приём пищи /перекусы.
3. Сон / отдых.
4. Пользование туалетом / пеленание.
5. Гигиена.
6. Безопасность.
3-я подшкала «Речь и мышление»
1. Книги и иллюстрации.
2. Стимулирование общения между детьми.
3. Использование речи для развития мыслительных навыков.
4. Повседневное использование речи.
4-я подшкала «Виды активности»
1. Мелкая моторика.
2. Искусство.
3. Музыка/движение
4. Кубики.
5. Песок/вода.
6. Ролевые игры.
7. Природа/наука.
8. Счет/математика
9. Использование телевизора, видео и/или компьютера.
10. Содействие принятию многообразия.
5-я подшкала «Взаимодействие»
1. Присмотр за детьми во время подвижных игр.
2. Общий присмотр за детьми (за исключением времени для подвижных игр).
3. Дисциплина.
4. Взаимодействие персонала и детей.
5. Взаимодействие среди детей.
6-я подшкала «Структурирование программы»
1. Распорядок дня.
2. Время для свободной игры.
3. Время для работы в группе.
4. Условия для детей с ограниченными возможностями
7-я подшкала «Родители и персонал»
1. Условия для родителей.
2. Условия для удовлетворения личных потребностей персонала.
3. Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала.
4. Взаимодействие и сотрудничество персонала.
5. Контроль деятельности персонала и оценка его работы.
6. Возможности для профессионального роста.
Разъяснение:
Каждый признак выражается в виде 7-балльной шкалы с дескрипторами: 1 (неудовлетворительно), 3 (минимально), 5 (хорошо) и 7 (отлично). Для удобства использования шкалы пояснения представлены под соответствующими признаками. Для аспектов, представляющих трудности в наблюдении, под пояснениями предлагаются примеры вопросов. Данная шкала предназначена для использования в одном помещении или одной группе детей от 2,5 до 5 лет один раз. Если вы сторонний наблюдатель, то есть не входите в число сотрудников детского учреждения, (напр., директор, консультант, представитель контролирующих организаций или исследователь), для наблюдения и оценки вам следует выделить, как минимум, 3 часа. Предпочтительным является наблюдение продолжительностью более 3 часов.
Итак, начинаем!
Представляю краткий обзор подшкал.
1-я Подшкала: «Уход за детьми»
Чтобы получить низкую неудовлетворительную оценку (1 балл) в разделе 1 «Приветствие –прощание» Наблюдатель, который внедрится в вашу группу, увидит, что:
• Приветствием детей часто пренебрегают.
• Прощание организовано не лучшим образом.
• Родителям не разрешается приводить детей в помещение группы.
Чтобы получить минимум (т. е 3 б) наблюдатель должен увидеть:
– Благожелательное отношение к большинству детей при приветствии (напр., воспитатели проявляют радость при виде детей, улыбаются, говорят доброжелательно).
– Прощание организовано хорошо (напр., вещи детей готовятся заранее).
– Родителям разрешается приводить детей в помещение группы.
Чтобы получить оценку 5 (хорошо) Наблюдатель в вашей группе должен увидеть чтобы понять, всех ли детей приветствуют и насколько личным и позитивным является это приветствие (например,
• воспитатель смотрит ребенку в глаза и улыбается, обращается к ребенку по имени или прозвищу, что-либо говорит ребенку или спрашивает у него).
• Каждого ребенка приветствуют лично (напр., воспитатель говорит «здравствуй» и называет ребенка по имени; при приветствии используется основной язык ребенка, на котором он разговаривает дома).
• Прощание происходит доброжелательно (напр., детей не торопят, каждого ребенка обнимают и говорят ему «до свидания»).
• Воспитатели тепло приветствуют родителей. Возможна оценка НП (см. ниже)
Чтобы получить 7 баллов (отлично) Наблюдатель увидит (помимо перечисленного выше): доброжелательности, личностно-ориентированного подхода, что:
• Когда дети приходят в помещение группы, при необходимости им помогают включиться в различные занятия.
• Дети увлеченно заняты до самого ухода (напр., нет длительных перерывов в деятельности; предоставляется возможность завершить игру в удобный момент).
• Воспитатели используют приветствие и прощание для обмена информацией с родителями.
• Возможна оценка НП
2-ой раздел «Прием пищи / перекусы» подшкалы «Уход за детьми»
Чтобы получить 1 балл (неуд.) наблюдатель увидит, что в вашей группе:
• Неподходящий распорядок прием пищи / перекусов (напр., детям приходится ждать, даже если они голодны).
• Подаваемая пища обладает недостаточной питательной ценностью.
• Санитарно-гигиенические нормы, как правило, не соблюдаются (напр., большинство детей и/или взрослых не моют руки перед едой; дезинфекция столов не производится;
• помещения для туалета/пеленания и для приготовления пищи не разделены).
• Негативная атмосфера в группе (напр., воспитатели грубо принуждают детей к порядку; детей заставляют есть; царит хаос).
• Не уделяется внимания детским аллергиям на продукты питания.
Возможна оценка НП
Для минимальной оценки (3 балла) наблюдатель, он же проверяющий, в вашей группе увидит, что у Вас:
• Подходящий для детей распорядок приема пищи.
• Хороший баланс между приемами пищи и перекусами.
• Санитарные условия, как правило, соблюдаются.
• Непринужденная атмосфера во время приема пищи / перекусов.
• Имеется информация об аллергиях на продукты питания, а также возможность выбрать альтернативные блюда/напитки.
Возможна оценка НП
• Дети с ограниченными возможностями принимают пищу вместе со сверстниками.
• Возможна оценка НП
Для хорошей оценки (5 баллов) у Вас должно быть увиденным, что:
• Во время приема пищи большинство воспитателей сидят за столом вместе с детьми;
• Приятная атмосфера в группе.
• Детям прививаются навыки самостоятельного питания (напр., предоставляются столовые приборы детского размера; специальная ложка или чашка для детей с ограниченными возможностями).
• При организации питания учитываются предписания родителей.
• Возможна оценка НП
Для отличной оценки (7 баллов) Наблюдатель увидит, что у Вас в группе:
• Дети помогают во время приема пиши / перекусов (напр., накрывают на стол, обслуживают себя сами, убирают со стола, вытирают за собой пролитое).
• Дети пользуются столовыми приборами детского размера для облегчения самообслуживания (напр., дети используют небольшой кувшин, крепкие миски и ложки).
• Во время приема пищи / перекусов проводятся беседы (напр., воспитатели поощряют детей обсуждать текущие события и темы, которые их интересуют; дети разговаривают друг с другом).
Раздел 3. Сон/отдых подшкалы «Уход за детьми»
Чтобы получить неуд. (1 балл) Наблюдатель увидит, что у Вас в группе:
• Распорядок сна/отдыха не подходит для большинства детей.
• Нарушение санитарно-гигиенических норм при организации сна/отдыха (напр., переполненное помещение, грязные простыни, использование одного комплекта постельного белья разными детьми).
• За детьми почти не наблюдают или надзор слишком строгий.
На минимальную (3) у Вас должны увидеть, что:
– Распорядок сна/отдыха подходит для большинства детей (напр., почти все дети спят).
– Гигиенические нормы при организации сна/отдыха соблюдаются (напр., помещение не переполнено, постельные принадлежности чистые).
• Во время сна/отдыха в помещении организовано достаточное наблюдение.
– Обращение с детьми спокойное, дружелюбное.
Чтобы получить оценку хорошо (5) наблюдатель увидит, что воспитатели детям помогают расслабиться (напр., мягкая игрушка, тихая музыка, поглаживание по спине).
• Помещение способствует отдыху (напр., приглушенный свет, тишина, кроватки расположены так, чтобы обеспечить защиту личного пространства).
• Все кроватки или маты находятся на расстоянии не менее 3 футов друг от друга или разделены сплошной перегородкой.
Для отличной оценки (7 баллов) наблюдателю видно и он может отметить, что:
• Распорядок сна/отдыха достаточно гибкий для учета индивидуальных потребностей (напр., уставшему ребенку предоставляется место для отдыха и игр).
• Учитываются интересы детей, проснувшихся раньше других, и тех, которые не спят днем (напр., уже проснувшимся детям разрешается читать книги или тихо играть; для тех детей, которые не спят днем, предусмотрены отдельное пространство и занятия).
Достоинства и недостатки использования шкал ECERS-R
• надёжность и достоверность;
• валидность (соответствие методик и результатов исследования);
• учёт закономерностей развития детей в дошкольном возрасте;
• полное соответствие требованиями ФГОС ДО (требования к условиям, субшкалы соответствуют почти в полной мере 5 образовательным областям);
• большие временные затраты на проведение экспертизы;
• громоздкость и детализация пояснений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение шкалы ECERS-R для современной оценки качества в дошкольных образовательных организациях.
Для эффективности оценки качества образовательной деятельности необходимо подобрать такие критерии, которые могли бы оценить качество образования дошкольного образовательного учреждения. При это...
Шкала ECERS-R, как инструмент развития группы и детского сада
О шкале ECERS-R, о подходах и системе этой шкалы....
Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"
В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...
Система оценки дошкольного образованияШкала ECERS-R (Экерс)
Система оценки дошкольного образованияШкала ECERS-R (Экерс)...
Экспертиза качества предметно-развивающей среды познавательного характера с помощью шкалы ECERS-R
В статье рассматривается вопрос о качестве дошкольного образования с точки зрения познавательного развития дошкольников и возможности использовать в экспертизе шкалы ECERS-R....
Использования шкал - ECERS в экспертизе качества предметно-пространственной среды по поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых.
В данной статье говориться о двух критериях из шкалы - ECERS-R, которые помогут улчшить образовательную среду по поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых. Вначле говориться о т...
Шкала ECERS-R, как инструмент развития педагога и дошкольной организации в целом
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - это ориентир для специалистов ДОО. Для семьи, которая доверяет своего ребенка педагогу крайне важно, чтобы ребенок чувствовал себя к...