Консультация для педагогов "Изучаем шкалы ECERS"
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkaly_ecers.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

Тема: «Шкалы ECERS-R.

Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации»

Цель: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования.

Задачи:

  • познакомить педагогов с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования – шкалами ECERS – R.
  • активизировать деятельность педагогов по внедрению в практическую работу шкал ECERS – R с целью самоанализа и последующей разработки проектов развития РППС.

Участники: педагоги и специалисты ДОУ.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, шкалы ECERS – R.

Ход семинара

I. Теоретическая часть

- Сегодня тема нашей встречи «Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS – R»

       Важным аспектом в современных условиях жизни нашего общества остается качество образования, как приоритетная задача воспитания подрастающего поколения. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование в данное время является первой ступенью в системе непрерывного образования.

При существующем многообразии образовательных организаций и изобилии образовательных программ, важно не забывать о ребенке. Ведь ребенок, его личность является ключевой фигурой всего образовательного процесса. Поддержка разнообразия детства, уважение личности ребенка, поддержка инициативы детей, являются основными принципами. А охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоциональное благополучие – одними из основных требований к условиям реализации Программы.

     Таким образом, формируются новые требования к качеству образования, которое представляет собой многомерное синтетическое понятие. Как говорится в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося…». Оценка качества дошкольного образования не должна формироваться стихийно, это управляемый процесс. Однако управление качеством образования невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного процесса: оценки потребителей образовательных услуг и внутренней оценки качества в самой системе образования (внешняя и внутренняя оценка).

   Инструментом комплексной оценки качества дошкольного образования  внутри образовательной организации могут служить Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях - ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales).

    Эти шкалы были разработаны в 1980 году специалистами Университета штата Северная Каролина (США). В 1997 г. они были пересмотрены и дополнены компонентами, позволяющими оценить включенность в группы детей с ограниченными возможностями. Шкалы с успехом пользуются во многих странах мира, таких как Великобритания, Швеция, Норвегия, Португалия, Германия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Румыния, Сингапур, Южная Корея и др.

    В 2015 году вышла третья редакция шкал ECERS-R, под именами сотрудников Института развития ребенка им. Франка Портера Грэхема Университета Северной Каролины (США) Тельмы Хармс, Дебби Крайер, Ричарда М. Клиффорда. В подготовке издания на русском языке и его апробации принимали участие: В. К. Загвоздкин, Е. Г. Юдина, Т. Г. Шмис, И. Б. Шиян, И. Е. Федосова.

   ECERS – R является универсальным международным инструментом и представляет собой взгляд с позиции «как должно быть» вне зависимости от особенностей страны. Положительно то, что Шкалы применимы как для независимой оценки качества образования, так и для самооценки. По мнению авторов, Шкалы «работают» на благополучие ребенка и опираются на законы развития в дошкольном возрасте. Более того, Шкалы позволяют оценить образовательную среду, а не детские результаты, что в полном объеме соответствует идеологии и позициям ФГОС ДО.

   Шкалы ECERS – R не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы о том, как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и как планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества.

   ECERS – R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5.

   В основе процедуры оценки с использованием шкал ECERS-R лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания

II. Практическая часть

    Рассмотрим, как устроены шкалы ECERS – R. В начале шкалы дается содержание, инструкции по использованию, система оценки, оценочный лист и обзор подшкал.

В состав ECERS – R входят 7 подшкал:

1.        Предметно-пространственная среда;

2.        Присмотр и уход за детьми;

3.        Речь и мышление;

4.        Виды активности;

5.        Взаимодействие;

6.        Структурирование программы;

7.        Родители и персонал.

     Каждая шкала имеет отдельные показатели. Количество показателей варьируется от 4 показателей (Речь и мышление) до 10 показателей (Виды активности) в зависимости от шкал. Всего для наблюдения и оценивания предлагается 43 показателя, которые охватывают всю образовательную среду. В каждом показателе имеются оценочные индикаторы (Индикатор – описание наблюдаемых действий или объектов). Каждый показатель оценивается по индикаторам от 1 до 7 баллов.

    Индикаторы каждого показателя сгруппированы последовательно в 4 группы по степени приближения к целевому уровню качества. Первая группа индикаторов фиксирует стартовый – низкий уровень качества по показателю и позволяет получить всего 1 балл и оценку «недостаточно». Вторая группа определяет минимально допустимый уровень качества и позволяет набрать до 3 баллов. Третья группа позволяет добрать еще 2 балла к 3 предыдущим и получить оценку 5– «хорошо». И наконец, четвертая группа индикаторов описывает такие параметры образовательной среды, наличие которых позволяет организации получить до 7 баллов по показателю и оценку «отлично».

    Индикаторы выстроены таким образом, что 3 балла образовательная среда организации получает в том случае, если по показателю обеспечены безопасность и минимальный набор оборудования и материалов. А вот 5-7 баллов можно получить уже только в том случае, если созданы условия для инициативного действия ребенка в среде, для выбора и индивидуального общения со взрослым.

        Остановимся подробно на подшкалах и показателях.

1-я подшкала «Предметно-пространственная среда» 

1.        Внутреннее помещение.

2.        Мебель для повседневного ухода, игр и учения.

3.        Мебель для отдыха и комфорта.

4.        Обустройство пространства для игр.

5.        Места для уединения.

6.        Связанное с детьми оформление пространства.

7.        Пространство для игр, развивающих крупную моторику.

8.        Оборудование для развития крупной моторики.

2-я подшкала «Присмотр и уход за детьми» 

1.        Встреча/прощание.

2.        Приём пищи /перекусы.

3.        Сон / отдых.

4.        Пользование туалетом / пеленание.

5.        Гигиена.

6.        Безопасность.

3-я подшкала «Речь и мышление» 

1.        Книги и иллюстрации.

2.        Стимулирование общения между детьми.

3.        Использование речи для развития мыслительных навыков.

4.        Повседневное использование речи.

4-я подшкала «Виды активности» 

1.        Мелкая моторика.

2.        Искусство.

3.        Музыка/движение

4.        Кубики.

5.        Песок/вода.

6.        Ролевые игры.

7.        Природа/наука.

8.        Счет/математика

9.        Использование телевизора, видео и/или компьютера.

10.        Содействие принятию многообразия.

5-я подшкала «Взаимодействие» 

1.        Присмотр за детьми во время подвижных игр.

2.        Общий присмотр за детьми (за исключением времени для подвижных игр).

3.        Дисциплина.

4.        Взаимодействие персонала и детей.

5.        Взаимодействие среди детей.

6-я подшкала «Структурирование программы» 

1.        Распорядок дня.

2.        Время для свободной игры.

3.        Время для работы в группе.

4.        Условия для детей с ограниченными возможностями

7-я подшкала «Родители и персонал» 

1.        Условия для родителей.

2.        Условия для удовлетворения личных потребностей персонала.

3.        Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала.

4.        Взаимодействие и сотрудничество персонала.

5.        Контроль деятельности персонала и оценка его работы.

6.        Возможности для профессионального роста.

Разъяснение:

Каждый признак выражается в виде 7-балльной шкалы с дескрипторами:  1 (неудовлетворительно),  3 (минимально),  5 (хорошо) и 7 (отлично). Для удобства использования шкалы пояснения представлены под соответствующими признаками. Для аспектов, представляющих трудности в наблюдении, под пояснениями предлагаются примеры вопросов. Данная шкала предназначена для использования в одном помещении или одной группе детей от 2,5 до 5 лет один раз. Если вы сторонний наблюдатель, то есть не входите в число сотрудников детского учреждения,  (напр., директор, консультант, представитель контролирующих организаций или исследователь),  для наблюдения и оценки вам следует выделить, как минимум,  3 часа. Предпочтительным является наблюдение продолжительностью более 3 часов.

Итак, начинаем!

Представляю краткий обзор подшкал.

1-я Подшкала: «Уход за детьми» 

   Чтобы получить низкую неудовлетворительную оценку (1 балл) в разделе 1 «Приветствие –прощание» Наблюдатель, который внедрится в вашу группу, увидит, что:

• Приветствием детей часто пренебрегают.

• Прощание организовано не лучшим образом.

• Родителям не разрешается приводить детей в помещение группы.

Чтобы получить минимум (т. е 3 б) наблюдатель должен увидеть:

– Благожелательное отношение к большинству детей при приветствии (напр., воспитатели проявляют радость при виде детей, улыбаются, говорят доброжелательно).

– Прощание организовано хорошо (напр., вещи детей готовятся заранее).

– Родителям разрешается приводить детей в помещение группы.

Чтобы получить оценку 5 (хорошо) Наблюдатель в вашей группе должен увидеть чтобы понять, всех ли детей приветствуют и насколько личным и позитивным является это приветствие (например,

• воспитатель смотрит ребенку в глаза и улыбается, обращается к ребенку по имени или прозвищу, что-либо говорит ребенку или спрашивает у него).

• Каждого ребенка приветствуют лично (напр., воспитатель говорит «здравствуй» и называет ребенка по имени; при приветствии используется основной язык ребенка, на котором он разговаривает дома).

• Прощание происходит доброжелательно (напр., детей не торопят, каждого ребенка обнимают и говорят ему «до свидания»).

• Воспитатели тепло приветствуют родителей.  Возможна оценка НП (см. ниже)

Чтобы получить 7 баллов (отлично) Наблюдатель увидит (помимо перечисленного выше):  доброжелательности, личностно-ориентированного подхода, что:

• Когда дети приходят в помещение группы, при необходимости им помогают включиться в различные занятия.

• Дети увлеченно заняты до самого ухода (напр., нет длительных перерывов в деятельности; предоставляется возможность завершить игру в удобный момент).

• Воспитатели используют приветствие и прощание для обмена информацией с родителями.

• Возможна оценка НП

2-ой раздел «Прием пищи / перекусы» подшкалы «Уход за детьми»

Чтобы получить 1 балл (неуд.) наблюдатель увидит, что в вашей группе:

• Неподходящий распорядок прием пищи / перекусов (напр., детям приходится ждать, даже если они голодны).

• Подаваемая пища обладает недостаточной питательной ценностью.

• Санитарно-гигиенические нормы, как правило, не соблюдаются (напр., большинство детей и/или взрослых не моют руки перед едой; дезинфекция столов не производится;

• помещения для туалета/пеленания и для приготовления пищи не разделены).

• Негативная атмосфера в группе (напр., воспитатели грубо принуждают детей к порядку; детей заставляют есть; царит хаос).

• Не уделяется внимания детским аллергиям на продукты питания.

Возможна оценка НП

Для минимальной оценки (3 балла)  наблюдатель, он же проверяющий,  в вашей группе увидит, что у Вас:

• Подходящий для детей распорядок приема пищи.

• Хороший баланс между приемами пищи и перекусами.

• Санитарные условия, как правило, соблюдаются.

• Непринужденная атмосфера во время приема пищи / перекусов.

• Имеется информация об аллергиях на продукты питания, а также возможность выбрать альтернативные блюда/напитки.

 Возможна оценка НП

• Дети с ограниченными возможностями принимают пищу вместе со сверстниками.

• Возможна оценка НП

Для хорошей оценки (5 баллов)  у  Вас должно быть увиденным, что:

• Во время приема пищи большинство воспитателей сидят за столом вместе с детьми;

• Приятная атмосфера в группе.

• Детям прививаются навыки самостоятельного питания (напр., предоставляются столовые приборы детского размера; специальная ложка или чашка для детей с ограниченными возможностями).

• При организации питания учитываются предписания родителей.

• Возможна оценка НП

Для отличной оценки (7 баллов) Наблюдатель увидит, что у Вас в группе:

• Дети помогают во время приема пиши / перекусов (напр., накрывают на стол, обслуживают себя сами, убирают со стола, вытирают за собой пролитое).

• Дети пользуются столовыми приборами детского размера для облегчения самообслуживания (напр., дети используют небольшой кувшин, крепкие миски и ложки).

• Во время приема пищи / перекусов проводятся беседы (напр., воспитатели поощряют детей обсуждать текущие события и темы, которые их интересуют; дети разговаривают друг с другом).

Раздел 3. Сон/отдых подшкалы «Уход за детьми»

Чтобы получить неуд. (1 балл)  Наблюдатель увидит, что у Вас в группе:

• Распорядок сна/отдыха не подходит для большинства детей.

• Нарушение санитарно-гигиенических норм при организации сна/отдыха (напр., переполненное помещение, грязные простыни, использование одного комплекта постельного белья разными детьми).

• За детьми почти не наблюдают или надзор слишком строгий.

На минимальную (3) у Вас должны увидеть, что:

– Распорядок сна/отдыха подходит для большинства детей (напр., почти все дети спят).

– Гигиенические нормы при организации сна/отдыха соблюдаются (напр., помещение не переполнено, постельные принадлежности чистые).

• Во время сна/отдыха в помещении организовано достаточное наблюдение.

– Обращение с детьми спокойное, дружелюбное.

Чтобы получить оценку хорошо (5) наблюдатель увидит, что воспитатели детям помогают расслабиться (напр., мягкая игрушка, тихая музыка, поглаживание по спине).

• Помещение способствует отдыху (напр., приглушенный свет, тишина, кроватки расположены так, чтобы обеспечить защиту личного пространства).

• Все кроватки или маты находятся на расстоянии не менее 3 футов друг от друга или разделены сплошной перегородкой.

Для отличной оценки (7 баллов) наблюдателю видно и он может отметить, что:

• Распорядок сна/отдыха достаточно гибкий для учета индивидуальных потребностей (напр., уставшему ребенку предоставляется место для отдыха и игр).

• Учитываются интересы детей, проснувшихся раньше других, и тех, которые не спят днем (напр., уже проснувшимся детям разрешается читать книги или тихо играть; для тех детей, которые не спят днем, предусмотрены отдельное пространство и занятия).

Достоинства и недостатки использования шкал ECERS-R

•        надёжность и достоверность;

•        валидность (соответствие методик и результатов исследования);

•        учёт закономерностей развития детей в дошкольном возрасте;

•        полное соответствие требованиями ФГОС ДО (требования к условиям, субшкалы соответствуют почти в полной мере 5 образовательным областям);

•        большие временные затраты на проведение экспертизы;

•        громоздкость и детализация пояснений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение шкалы ECERS-R для современной оценки качества в дошкольных образовательных организациях.

Для эффективности оценки качества образовательной деятельности  необходимо подобрать такие критерии, которые могли бы оценить качество образования дошкольного образовательного учреждения. При это...

Шкала ECERS-R, как инструмент развития группы и детского сада

О шкале  ECERS-R, о подходах и системе этой шкалы....

Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

Система оценки дошкольного образования Шкала ECERS-R (Экерс)

Система оценки дошкольного  образования Шкала ECERS-R (Экерс)...

Экспертиза качества предметно-развивающей среды познавательного характера с помощью шкалы ECERS-R

В статье рассматривается вопрос о качестве дошкольного образования с точки зрения познавательного развития дошкольников и возможности использовать в экспертизе шкалы ECERS-R....

Использования шкал - ECERS в экспертизе качества предметно-пространственной среды по поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых.

В данной статье говориться о двух критериях из шкалы - ECERS-R, которые помогут улчшить образовательную среду по  поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых. Вначле говориться о т...

Шкала ECERS-R, как инструмент развития педагога и дошкольной организации в целом

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - это ориентир для специалистов ДОО. Для семьи, которая доверяет своего ребенка педагогу крайне важно, чтобы ребенок чувствовал себя к...