«Государственная политика защиты детства и семьи в России».
статья

Государственная политика в области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами.

Современная государственная политика направлена, прежде всего, на сохранение семьи для ребенка, а ребенка для семьи. Однако следует подчеркнуть, что для достижения положительных результатов должны активно, длительно, слаженно и в тесной связи друг с другом работать все звенья этой системы, не ожидая при этом сиюминутных успехов.

Семейная политика в России еще несовершенна. В настоящее время предпринимаются шаги по реализации и совершенствованию социальной помощи семьи, но на фоне серьезных проблем, которые она испытывает в современном обществе, они видятся и незначительными, и медлительными. 

Если все же удастся воплотить в жизнь все те мечты об идеальной семейной политике, то семья станет настолько защищенной, что будет спокойно воспитывать своих детей – будущее страны - в  любви  и согласии, развивая в них любовь к Родине и чувство патриотизма.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование).[

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и психологии

Специальность «Логопедия»

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

(очное отделение)

«Государственная политика защиты детства и семьи в России».

Выполнила: Чиркова А. А.

Содержание:

Введение.        3

Понятие семьи и детства.        4

Государственная политика защиты детства в России.        5

Государственная политика защиты семьи в России.        9

Заключение.        14

Использованная литература        15


Введение.

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании. Эти и подобные им проблемы делают работу по изучению государственной политики защиты семьи и детства особенно актуальной.

Одним из главных направлений политики современного Российского государства является приоритетная задача защиты семьи, материнства и детства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей.

Государственная политика защиты семьи и детства – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи и детей на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи и детей.[1]


Понятие семьи и детства.

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Детство - особое социальное явление, требующее научного осмысления- системного подхода и междисциплинарного изучения. При этом необходимо учитывать, что решение проблем детства невозможно вне связи с обществом, с государством. Ведущая роль в этих процессах принадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов именно с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.

Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами.

В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.[2]

Государственная политика защиты детства в России.

В соответствии с Конституцией принято несколько сотен федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных материалов федеральных министерств и ведомств и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих права детей в Российской Федерации.

Это нормативно-правовые документы, как общего, так и специального характера, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов детей.

С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, в том числе сформирована новая законодательная база правовой защиты детства.

К важнейшим законам, закрепляющим права детей в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Гражданский кодекс Российской Федерации (1994), Трудовой кодекс Российской Федерации (2000)[3], и Жилищный кодекс Российской Федерации (2004), Уголовный кодекс Российской Федерации (1996)[4], Уголовно-исполнительный кодекс (1997)[5].

Базовым законом, основанным на Конвенции ООН о Правах ребенка, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[6].

Таким образом, в основном, законодательно обеспечены основные права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие.

В основу российского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей.

В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году[7], Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей[8] и план действий по ее осуществлению на 90-е годы, принятые в 1991 году в Нью-Йорке на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, и подписанные Президентом Российской Федерации в январе 1992 года. Учтены также положения Международного пакта инвалидов и Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, конвенции ВОЗ и МОТ, регламентирующие защиту детского здоровья, духовных ценностей, труда подростков, их прав и свобод, Европейская социальная хартия. Российская Федерация присоединилась к Пекинским правилам[9], определяющим порядок содержания несовершеннолетних в местах с ограничениями свободы.

Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении детей после принятия упомянутых выше Конвенции и Декларации, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»[10]. Благодаря Указу обеспечение прав детей стало основой формирования новой социальной и семейной политики.

В соответствии с этим Указом с 1993 года была сформирована и реализуется новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой основе – посредством разработки федеральной программы «Дети России» и соответствующих региональных программ.

Эти программы содержали конкретные меры по улучшению положения детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, проживающих в условиях Севера, детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также по общим проблемам защиты детства.

Указом Президента Российской Федерации 14 сентября 1995 года № 942 были утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)»[11].

В этом документе были провозглашены главные цели государственной политики в отношении детей: преодоление негативных тенденций, стабилизация положения детей и создание реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики условий жизнедеятельности детей.

В Национальном плане действий в интересах детей до 2000 года были поставлены следующие конкретные задачи в области правовой защиты детства:

а) приведение законодательства РФ в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; определение правового статуса ребенка, его права на жизнь, развитие, воспитание в семье, охрану здоровья, жилище, благоприятные условия жизни, обучение, отдых, спорт, культуру;

б) обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;

в) определение ответственности родителей и других лиц, отвечающих за воспитание детей;

г) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков.

8 февраля 2007 года Российское правительство одобрило федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 годы[13]. Ее реализация на обновленной концептуальной основе предполагает сосредоточить усилия на ряде приоритетных направлений. Среди них - обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей, профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте. Также в числе приоритетных направлений - укрепление семьи как социального института, развитие системы социальной защиты семьи, повышение эффективности поддержки социально уязвимых семей с детьми, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение числа детей в детских интернатных учреждениях.

Программа предполагает комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество. Также планируется создание условий для выравнивания возможностей выявления и развития природных задатков одаренности в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности всех категорий детей. ФЦП «Дети России» включает подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

Предполагается, что в результате реализации будет осуществлен перелом в положении российских детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, сформируются позитивные тенденции снижения масштабов бедности в среде малообеспеченных семей с детьми. Сложатся правовые и организационные механизмы их адресной социальной поддержки, сокращения детской безнадзорности и беспризорности, проституции, наркомании и алкоголизма. Улучшатся условия социализации детей. Прекратится рост социального сиротства. Будет обеспечена доступность базовых услуг в сфере образования и охраны здоровья детей, продолжится снижение детской заболеваемости и смертности. Возрастет качество образовательных услуг, а также доля выпускников общеобразовательных школ, получающих высшее профессиональное образование. Повысится роль субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, институтов гражданского общества, семей в защите прав и интересов детей, реализации семейной и демографической политики.

Государственная политика защиты семьи в России.

Для начала  необходимо определиться с понятием «семейная политика». Итак, в законодательных документах РФ государственная семейная политика определена как составная часть социальной политики Российской Федерации. Она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.[14] 

В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом: во-первых, обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций; во-вторых, обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека; и, наконец,  создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. [15] 
          Необходимо отметить взаимодействие семьи и государства. Согласно Концепции сбережения населения, государственная семейная политика, являясь важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых федеральными, региональными, муниципальными органами управления в отношении института семьи, и, по сравнению с социальной политикой, семейная, является более целенаправленной, сориентированной ни конкретный объект действий – семью.[15]

Таким образом, семейная политика в России реализуется, посредством  различных правительственных программ, участвуя тем самым в совершенствовании положения семьи в обществе, государстве.
М.В. Антокольская отмечает,  что государство признает социальные права семьи и понимает необходимость их законодательного закрепления. Семье (а не только индивиду) предоставляется полноценный социальный статус, ее интересы учитываются в процессе развития общества, деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональных программ, причем в законах и указах отмечается не только отношения между членами семьи, но и взаимоотношения семьи  и государства.[16] Все это говорит о выработанной программе действий в отношении семьи. Регулирование ее взаимодействия с государством через постановления и правительственных актов.
В настоящее время семейная политика в России серьёзно изменена и носит характер социальной защиты. Семейная политика, по Концепции развития семейного законодательства М.Л.Шелютто, приоритетной задачей на современном этапе в России ставит защиту наиболее уязвимых семей через систему пособий и социального обслуживания.[17] 

Другими словами оказать помощь нуждающимся семьям и тем, кто не может самостоятельно справится с проблемами. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.


А.Г Волков выделяет несколько основных направлений семейной политики, например такие как:
·     развитие законодательной базы государственной семейной политики;
·     демографическая политика в отношении семьи;
·     экономическая политика государства в отношении семьи в условиях рыночных отношений;
·     социокультурная политика в отношении семьи;
·     развитие социального обслуживания семьи;
·     государственная поддержка семей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах;
·     региональная семейная политика;
·     взаимодействие государства и неправительственных организаций субъектов семейной политики.[18] 

Таким образом, государство через акты и законопроекты оказывает значительное воздействие на статус и положение семьи в обществе, государстве, проникая практически во все сферы жизни семьи.
В настоящее время существует множество законопроектов, указов и актов, которые направлены непосредственно на семью. К примеру, в части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, провозглашается: семья, материнство и детство находятся под защитой государства[19]. Это говорит о том, что они, благодаря защите государства, смогут полноценно развиваться.
В настоящее время влияние государства на семью является очень важным, так как без вмешательства и поддержки государства семья будет все больше и больше рушится, тем самым нанося угрозу структуре социальной среды.
          На сегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами "Об опеке и попечительстве",  "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности" и другими нормативными документами.  
          Правительство Российской Федерации осуществляет разнообразные попытки для того, чтобы сломить кризис семьи. И вот Российская газета от 6 ноября 2008  года повествует о том, что 2008 год был объявлен в России годом семьи и призван объединить усилия государства, общества и бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей. Был принят Указ Президента России от 14 июля 2007 года "О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".[20] Год семьи в России – это твердый шаг к укреплению основ семьи, и мероприятия, которые проводились в этот год, были направлены на осуществление этой цели. И это дало свои результаты.

После объявления 2008 года Годом семьи был принят и уже вступил в силу ряд законов, направленных на защиту семьи и самых социально незащищенных ее членов, и после были рассмотрены и приняты некоторые законопроекты.
         Важным направлением государственной семейной политики в России является обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям. Развивается система семейных пособий, охватывающая поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми. Государство реализует контроль за своевременной и полной выплатой алиментов. Реализуются программы кредитования и частичного субсидирования семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья.
          Конституция РФ в ст. 7 установила, что: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [21]Это слова говорит о гарантии полной поддержки населения со стороны государства.
        В Семейном кодексе РФ (ст. 1) выделены следующие основные принципы семейного права: признания брака, добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.[22]


Заключение.

Государственная политика в области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами.

Современная государственная политика направлена, прежде всего, на сохранение семьи для ребенка, а ребенка для семьи. Однако следует подчеркнуть, что для достижения положительных результатов должны активно, длительно, слаженно и в тесной связи друг с другом работать все звенья этой системы, не ожидая при этом сиюминутных успехов.

Семейная политика в России еще несовершенна. В настоящее время предпринимаются шаги по реализации и совершенствованию социальной помощи семьи, но на фоне серьезных проблем, которые она испытывает в современном обществе, они видятся и незначительными, и медлительными. 

Если все же удастся воплотить в жизнь все те мечты об идеальной семейной политике, то семья станет настолько защищенной, что будет спокойно воспитывать своих детей – будущее страны - в  любви  и согласии, развивая в них любовь к Родине и чувство патриотизма.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование).[1]


Использованная литература:

  1. http://www.juvenjust.org/index.php?showtopic=1470
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EC%FC%FF
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 7 января 2002г. - №1 (часть I) - Ст. 3.
  4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. №63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 июня 1996г. - №25 - Ст. 2954.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997г. №1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 января 1997г. - №2 - Ст. 198.
  6. Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 3 августа 1998г. -№31 - Ст. 3802.
  7. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.) // Издании Организации Объединенных Наций - Нью-Йорк, 1992
  8. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.) // Дипломатический вестник - 1992г. - №6 - С.10.
  9. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985г.) // Советская юстиция - 1991г. - №№12-14.
  10. Указ Президента РФ от 1 июня 1992г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ - 11 июля 1992г. - №23 - Ст. 1276.
  11. Указ Президента РФ от 14.09.1995 №942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) // Собрание законодательства Российской Федерации – 18 сентября 1995г. - №38 - Ст. 3669.
  12. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 6 октября 2003г. - №40 - Ст. 3822.
  13. Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007г. №79-р «Об утверждении федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010годы» // Собрание законодательства Российской Федерации - 5 февраля 2007г. - №6 - Ст. 787.
  14. Основные направления государственной семейной политики: указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. №712  // Семейный кодекс - 1996. - № 712.
  15. «О концепции «Сбережения населения на период до 2015 года» от 10.12.2003 г. № 766-ПП
  16. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 333 с.
  17. Шелютто М.Л. Концепция развития семейного законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского // Концепции развития российского законодательства. — М., 2004.
  18. Волков, А.Г. Семья – объект демографии/ А.Г. Волков - М.: Мысль, 1986 – С.25-28.
  19. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1994. – 56 с. 
  20. Лебедев, С.С. Семейные ценности / С.С. Лебедев //Российская газета. – 2008.-  6 ноября.- С.5-6.
  21. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1994. – 56 с.
  22. Семейный кодекс РФ: принят Государственной Думой РФ 8 .12.1995 г. (со всеми последующими изменениями и дополнениями). – М.: Спарк, 1995. – 207 с. 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Государственная политика в области образования в Российской Федерации".

Реферат  "Государственная политика в области образования в Российской Федерации"....

Влияние срциокультурных условий и государственной политики на развитие современной системы образования.

...Формирование у нового поколения , традиционных ценностей, имеющих сверхличностное значение, нравственность, патриотизм и дух сопричастности -это приоритетная задача объединяющая социум и государств...

Реализация государственной политики в области образования

Презентация на тему Реализация государственной политики в области образования для педагогов на КПК...

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей как приоритетное направление государственной политики

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ....

СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

-   Актуальность проблемы социальной защиты детства в Российской Федерации;-    Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей,      име...

"Государственная политика РФ в сфере образования"

ФГОС ДО (федеральные государственные стандарты) - нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательны...

Государственная социальная политика в сфере поддержки семьи, приоритетные направления развития дошкольного образования

В данной статье рассмотрим направления реализации социальной политики в сфере оказания помощи семье с детьми и системе дошкольного образования. Выделим основные задачи государственной семейной политик...