СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
- Актуальность проблемы социальной защиты детства в Российской Федерации;
- Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей,
имеющих ограничения здоровья в РФ;
- Структура социально-педагогической помощи в России;
- Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_elginoy_t.a._.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Т.А. Елгина
ГБДОУ №32
Актуальность проблемы социальной защиты детства в Российской Федерации
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений
В настоящее время в России наблюдается увеличение количества детей, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждающимися в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям[ 1, 4, 6 ].
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
В настоящее время происходит становление государственно-общественной системы социальных институтов коррекционной направленности, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих структурах.
Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей, имеющих ограничения здоровья в РФ
В Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются в соответствии с рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН):
- Всеобщей декларацией прав человека,
- Декларацией о правах инвалидов,
- Декларацией о правах умственно отсталых лиц,
- Конвенцией о правах ребенка.
Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами:
- Конституцией Российской Федерации,
- Законом РФ «Об образовании в РФ»,
- Семейным кодексом Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 21 марта 2007 года была введена в действие федеральная целевая программа «Дети России», частью которой стал комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей с ограниченными физическими и умственными возможностями - подпрограмма «Дети-инвалиды».
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. А также говорится, что государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Российская Федерация, исходя из приоритета общественных человеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование подготовила Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальном образовании. Действие Закона распространяется на:
- детей и взрослых, возможности которых получить образование, в том числе профессиональное, ограничены в связи с физическим и (или) психическим недостатком, подтвержденным в установленном порядке;
- родителей детей, а также взрослых - законных либо надлежащим образом уполномоченных представителей;
- педагогический, медицинский и иной персонал, участвующий в специальном образовательном процессе;
- государственные, муниципальные и негосударственные органы, должностные лица, а также юридические и физические лица, участвующие в осуществлении специального образования.
Структура социально-педагогической помощи в России:
Государственный сектор - учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств:
- Министерство здравоохранения и социального развития,
- Министерство образования и науки,
- Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.
Муниципальный сектор - учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.
Негосударственный коммерческий сектор:
негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие коммерческую деятельность.
Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
- с нарушением слуха;
- с нарушением зрения;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта;
- а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании» предусмотрено получение образования детьми, имеющими специальные образовательные потребности в форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.
Интегрированное обучение - это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов-специалистов.
Положительные стороны интегрированного обучения [2]:
- в условиях интегрированного обучения успешнее формируется понятие о социальных отношениях;
- успешнее формируется учебная мотивация;
- адекватнее формируется самооценка;
- позволяет людям, по воле судьбы, оказавшимся родителями ребёнка с особыми образовательными потребностями, не чувствовать себя ещё более несчастными и отверженными;
- учит педагогов использовать действительно разные стратегии обучения;
- позволяет получать равные возможности для обучения.
Совместное обучение способствует социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся детей создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья.
По мнению директора российского института коррекционной педагогики, Н.Н. Малофеева, «Каждый ребёнок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать своё право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь»[5]. Он также обращает внимание на необходимость реализации разноуровневых моделей интеграции [3].
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Опыт работы многих специальных учреждений в этом направлении позволяет рассматривать обучение как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с глубокими и множественными нарушениями. Таких детей можно научить:
- познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я»;
- обслуживать себя и принимать помощь других;
- вступать в контакт и поддерживать его с окружающими;
- ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир;
- участвовать в созидательной деятельности.
Результативность деятельности напрямую будет определяться четким соблюдением следующих условий:
- соблюдение инвариантного алгоритма реализации комплексного сопровождения, включающего медико-психолого диагностический, аналитический, проектировочный, деятельностный, контрольно-оценочный этапы;
- индивидуализация задач, направлений, методов и технологий комплексного сопровождения образования лиц с ОВЗ с учетом их актуальных образовательных потребностей и социальной ситуации развития;
- нацеленность работы специалистов образовательного учреждения и всего педагогического сообщества на создание условий, обеспечивающих не только академическую, но и социальную, личностную успешность всех обучающихся, в том числе и лиц ОВЗ и их социальную интеграцию;
- наличие у специалистов образовательного учреждения и педагогических работников положительной устойчивой мотивации и ценностного отношения к решению задач комплексного сопровождения, стремление к профессиональному совершенствованию в данной сфере;
- вовлечение в процесс сопровождения всех заинтересованных субъектов (семья, педагогический коллектив, общественные организации, работодатели и др.), организация их взаимодействия и активизация роли самих обучающихся с ОВЗ в достижении целей социально-профессиональной адаптации и интеграции.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.
Как показывает опыт, методы и технологии работы всех педагогов успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды образовательной и игровой деятельности дошкольников.
Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, медико-педагогические совещания, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Таким образом: Только тесный контакт в работе педагогов и их взаимодействие с родителями могут способствовать устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Библиография
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
- Алехина, С. В., Зарецкий В. К. (МГППУ) Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа»/ Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». (Москва, 14-16 ноября 2010 года): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. - 266 с.
- Будникова, Е. С. Особенности индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения [Текст] / Е. С. Будникова // ЧГПУ. - 2011. – Т. 2. – С. 469 – 484.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
- Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 г. / Н.Н. Малофеев. – М.: изд. «Права человека», 2001. – с. 42.
- Социальная педагогика Под ред. В.А. Никитина. -- М.: Издательство МГСУ "Союз", 1998. - 326 с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 – 352 с. - (Коррекционная педагогика.)
- Миловская С.М. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников //Эстетическое воспитание во воспомагательной школе /Под ред. Н.Т. Головиной. - М.: Просвещение, 1972.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".
Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...
Сообщение "Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО"
Из опыта работы МБДОУ Боковского детского сада "Колокольчик"...
Современный взгляд на систему формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Предлагаю свое видение на систему формирования этнической толерантности у старших дошкольников, а именно, воспитание основ толерантной культуры через интегративный подход....
Организация коррекционно-развивающей среды в логопедической группе и кабинете логопеда, в условиях реализации ФГОС ДО.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС возникла необходимость совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях. Данная статья рассказы...
Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе в группе для детей с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО
Данная презентация поможет понять и правильно организовать условия, способствующие коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста. Исключить дублирования в...
Организация системы работы с родителями инструктора по физической культуре в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Организация системы работы с родителями инструктора по физической культуре в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО...