Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей как приоритетное направление государственной политики
статья на тему
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «золотой ключик» г. Зернограда
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей как приоритетное направление государственной политики
Автор:
старший воспитатель
Рубцова Марина Владимировна
2017 г.
Свое выступление я начну со стихотворения «Золотое детство».
Почему мы называем наше детство золотым?
Потому что мы играем, веселимся и шалим.
Потому что окружает нас заботою семья,
Потому что обожают нас родные и друзья!
На эти все «потому что» ребенок имеет право, и это право подтверждено «Декларацией прав ребенка». А права эти обеспечивают прежде всего семья, образовательные учреждения и в конечном счете все наше государство. Детство по-настоящему будет «золотым», если наши дети будут здоровы и физически, и нравственно.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Это отражено в ФГОС ДО и одна из задач которого звучит: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Усилия педагогов детского сада сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, на приобщение его к здоровому образу жизни.
Мы несем ответственность за здоровье подрастающего поколения, так как значительную часть активного времени жизни ребёнок проводит в дошкольной образовательной организации.
В нашем ДОУ особое место отводится анализу заболеваемости детей, различных факторов и местных условий (отсутствие природных водоемов, суховеи, значительные перепады температуры воздуха), влияющих на состояние здоровья детей и обусловливающих специфику содержания здоровьесохранной работы. Именно поэтому мы выбрали направление «физическое развитие» и стали по приказу минобразования Ростовской области № 791 от 30.10.2017 областной инновационной площадкой, реализующей проект «Вариативность здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетомнационально-культурных и климатических условий».
Цель проекта:
Выявление психолого-педагогических, медико-физиологических условий, обеспечивающих оздоровление детей, воспитывающихся в МБДОУ ЦРР -д/с «Золотой ключик» г. Зернограда.
Задачи:
- изучение и учет особенностей развития и функционирования ДОУ в условиях мега-, мезо- и микрофакторов;
- изучение оздоровительного потенциала разных направлений здоровьесберегающей деятельности ДОУ:
- физкультурно-оздоровительного (особенности дифференцированного подхода к детям с учетом уровня здоровья, организация рекреативной двигательной деятельности);
- коррекционно-развивающего (изучение возможностей леготерапии, арттерапии и др.);
-адаптационного;
- лечебно-профилактического (изучение возможностей фитотерапии, аэроионизации);
- создание здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности детей;
- разработка и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения технологий, основанных на интеграции деятельности специалистов, содержания и методов обучения здоровью.
- разработка и внедрение программы мониторинга здоровья для ДОУ.
Проект рассчитан на 3 года. Сейчас мы находимся на диагностико-прогностическом этапе работы, а он включает в себя:
- анализ структуры заболеваемости детей;
- обоснование специфики мезофакторов, местных условий (экологических, демографических, культурологических и др.);
- анализ микрофакторов, влияющих на состояние здоровья детей и обусловливающих специфику содержания инновационной работы (самобытности здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ);
- анализ возможностей участников проекта;
- выявление и формулировка противоречий, обосновывающих организацию инновационной деятельности;
- разработка программы проекта;
- распределение профессиональных обязанностей между участниками проекта.
Далее следуют организационно-практический, обобщающий и внедренческий этапы.
Работа в нашем ДОУ идет как минимум в трех направлениях:
- освоение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
- активное взаимодействие с детьми, с целью формирования ответственности за свое здоровье и освоение способов сохранения здоровья;
- взаимодействие с родителями с целью осмысления важности создания здоровьесберегающих условий в семье.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура:
- физкультурный зал, оснащенный спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы;
- в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении;
- имеется картотека п/игр, игр с правилами, физкультминутками, считалками с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей у каждого педагога.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ осуществляется в игровой форме, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.
Сравнительный анализ структуры заболеваемости детей вы видите на экране:
Годы | Общее количество заболеваний | Количество инфекционных заболеваний | Количество соматических заболеваний |
2014-2015 | 392 | 4 | 388 |
2015-2016 | 389 | 9 | 380 |
2016-2017 | 474 | 3 | 471 |
За последние 3 учебные года он показывает снижение инфекционных заболеваний, но повышение соматических. Возможными причинами, на наш взгляд, считаем набор 2-х групп (одна из них 1 младшая) с прошедшим не для всех в легкой степени адаптационным периодом; не всегда сбалансированное питание детей в домашних условиях, аллергическая реакция на пищу; не ставшими традицией семьи ежедневные физические нагрузки по возрасту, закаливающие процедуры; необоснованное применение иммуномодуляторов и антибиотиков; сбой в режиме дня детей во время выходных и праздничных дней.
На новый учебный год педагогический коллектив д/с «Золотой ключик» ставит задачу - продолжать профилактику простудных заболеваний, системно подходить к физкультурно-оздоровительной работе на основе игровой деятельности и разнообразных форм физического развития. Мы планируем значительно снизить уровень заболеваемости у детей, усилить просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с воспитателями и родителями.
Мы выявили факторы, влияющие на здоровье:
- соблюдение режима дня;
- организация двигательной активности, длительность прогулки;
- полноценный сон;
- полноценное и рациональное питание;
- условия жизни в семье; выполнение культурно-гигиенических норм и правил, т.е. здоровый образ жизни семьи; наследственность.
- закаливание;
- влияние окружающей среды, экология;
- уровень развития здравоохранения и образования и т.д.
Проанализировав опыт нашего дошкольного учреждения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности вновь поступивших детей, нашими педагогами создана здоровьесберегающая среда, зона двигательной активности, систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения, аудиотека музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии. Мы подобрали и активно используем здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как:
- технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика утренняя, пальчиковая, дыхательная, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, дорожки закаливания);
- технология обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, самомассаж, точечный массаж);
- коррекционно-развивающие технологии (арт-терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом).
Ежедневно проводится оперативный контроль по сбалансированному питанию, проводится витаминизация блюд. Для оздоровления детей также используются бактерицидные облучатели.
Ежемесячно проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваемости обсуждаются на педагогических часах с воспитателями, принимаются меры по устранению выявленных причин заболеваемости и профилактике простудных заболеваний (луково-чесночный салат, зеленый огород на подоконнике, закаливание). Большое внимание уделяется в течение года иммунопрофилактике детей ДОУ.
Для поддержания детского интереса включены сюжетно-игровые физкультурные занятия. Игровое пространство, наполненное атрибутикой и соответствующей музыкой, помогает решать на занятии задачи не только физического плана, но и заряжать детей положительной светлой энергией радости и удовольствия.
Вместе с выполнением двигательных задач дети получают знания о животных, временах года, профессиях и т.д., а также основные представления об этике, эстетике и морали, приобретают опыт в двигательной деятельности, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, получают начальные представления о некоторых видах спорта, в том числе зимних. На прилежащей к зданию территории оборудована спортивная площадка, включающая в себя оборудование для организации занятий физкультурой на свежем воздухе, спортивных игр и развлечений.
В первую очередь, говоря о просветительской работе с семьями воспитанников, мы систематически работаем над повышением профессионализма педагогов, уделяем большое внимание саморазвитию – изучение методической литературы, прослушивание вебинаров, участие в викторинах, олимпиадах по данному направлению.
В целях приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни проводятся совместные физкультурные развлечения и праздники:
- «Мама, папа, я – спортивная семья!»;
- музыкально-спортивный праздник, посвящённый Дню Защиты детей;
- спортивный летний праздник «Здравствуй, лето!»;
- «День Нептуна»;
- физкультурно-оздоровительный проект в старшей группе «Наше здоровье в наших руках!», который был реализован летом.
Также для родителей осуществляется просветительская работа через информационные стенды «Здоровье и спорт», «Советы родителям от инструктора по физической культуре» а также папки-передвижки в группах, создание лэпбука «Быть здоровым здорово». Информация для родителей меняется ежемесячно.
В ДОУ результативно развиваются формы дополнительного образования детей в области физического развития дошкольников (кружок «Здоровичок» для детей подготовительной группы, танцевальный кружок «Микс» для старшего дошкольного возраста).
Основы здоровья ребёнка закладываются в семье, недостатки же семейного воспитания оборачиваются для ребёнка соматическими и нервно-психическими заболеваниями, поэтому решить проблему сохранения здоровья детей в дошкольном образовательном учреждение возможно лишь при активном взаимодействии с семьей и окружающим социумом, обеспечив тем самым условия формирования здорового образа жизни каждого воспитанника.
Для этого мы используем анкетирование. Анализируя анкетные данные, обсуждаем с родителями проблемы здоровьесбережения. Важно помочь им разобраться с сутью понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура» и расширить их знания и представления по вопросам воспитания здорового ребёнка. Также изучаем микроклимат семьи, создаем атмосферу доверия между педагогами и родителям.
На втором этапе педагоги обучают родителей конкретным приемам оздоровления детей. В ДОУ организована консультативная помощь семьям на актуальные, тревожащие вопросы, такие как: «Как уберечь ребенка от ОРВИ», «Как подготовить ребенка к школьным нагрузкам», «Сколько времени можно ребенку заниматься за компьютером» и др.
Взаимосвязь между родителями и ДОУ на основе единства целей, содержания с применением современных педагогических технологий позволяет повысить их активность, побудить их к здоровому образу жизни и использованию адекватных средств оздоровления детей.
Результатом проекта мы видим создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности, снижение роста заболеваемости детей, повышение уровня физического и психического развития, а также грамотности воспитанников и родительской общественности в вопросах безопасной и здоровой жизнедеятельности.
Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой. И если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься этой проблемой систематически и целенаправленно, с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педсовета "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Презентация к педсовету на тему "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"...
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей посредством физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ"
Здоровьесбережение...
Деловая игра с педагогами «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
1.Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ.2.Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал. 3. Познакомить пед...
Приказ о проведение педагогического совета (Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, при проведении физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.)
Приказ о проведение педагогического совета (Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, при проведении физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.)...
Педсовет на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».
Педсовет с использованием игровых технологий...
Приказ Педагогического совета № 2 "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей
https://nsportal.ru/video/2022/01/dosug-s-elementami-kvesta...
Педсовет "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Представлен план проведения педсовета "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС"...