Организация работы специализированной группы для детей с сахарным диабетом в дошкольном образовательном учреждении
консультация

Мусиенко Алла Эдвардовна

В консультации описываются условия, необходимые для функционирования в дошкольном учреждении группы детей, болеющих сахпрным диабетом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Тема:  «Организация работы специализированной группы для детей с  сахарным диабетом в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнил: Старший воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №51 Приморского  р-на СПб Мусиенко Алла Эдвардовна

Санкт – Петербург

2020

Организация работы специализированной группы для детей с  сахарным диабетом, в дошкольном образовательном учреждении

По данным Международной Федерации Диабета (The International Diabetes Federation) и «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии»,  Министерства Здравоохранения Российской Федерации число детей с заболеванием сахарный диабет неуклонно растет. Данное заболевание заняло второе место по уровню распространения среди других заболеваний хронической формы течения.

Сахарный диабет - (лат. diabetes mellītus) — группа эндокринных заболеваний, связанных с нарушением усвоения глюкозы и развивающихся вследствие абсолютной или относительной (нарушение взаимодействия с клетками-мишенями) недостаточности гормона инсулина, в результате чего развивается гипергликемия — стойкое увеличение содержания глюкозы в крови. Заболевание характеризуется хроническим течением, а также нарушением всех видов обмена веществ.

У родителей (законных представителей) возникает вопрос, а можно ли отдать ребенка в детский сад, в специализированную группу для детей с  сахарным диабетом,  будет ли за ним должный уход и присмотр? Какие условия созданы? Не станет ли ему хуже? Это естественная тревожность за жизнь и здоровье своего ребенка, которая не покидает родителей с того момента, как был поставлен диагноз. Мамы вынуждены оставить работу, постоянно находятся дома,  страх потерять  своего ребенка не оставляет их ни на минуту. Родители обращаются в консультационный центр, чтобы получить подробную информацию о деятельности групп в учреждении для детей с диагнозом сахарный диабет.  

Задача специалистов дошкольного учреждения ( врач - эндокринолог, медицинская сестра эндокринологии, воспитатель диабет группы, педагог – психолог) рассказать  родителям о том, что дети с сахарным диабетом   могут посещать дошкольное учреждение для успешной социализации в детском коллективе, выработке навыков самоконтроля и подготовке их к самостоятельной жизни в школе,   просить помощи у взрослых в экстренных случаях и оказывать себе самостоятельно первую помощь. Обученным и социализированным детям легче адаптироваться к новым школьным условиям, что позволяет избежать осложнений в состоянии психического и физического здоровья. Очень важно, чтобы дети с сахарным диабетом понимали, что они могут жить и учиться с сахарным диабетом, не отличаясь от других сверстников. Заведующий ДОУ, старший воспитатель   знакомят родителей с условиями функционирования группы.

Одним из главных  условий работы данной группы является соблюдение   диетотерапии и инсулинотерапии, без которых жизнь детей невозможна. В группе оборудован медицинский кабинет, который  соответствует всем требованиям СанПиНа, в нем проводятся медицинские процедуры – инсулинотерапия. Подобран медицинский персонал: врач – эндокринолог ( один на все группы), медицинские сестры (на каждую группу). В группе работают воспитатели, которые  спокойно выполняют свои функциональные обязанности, конкретно зная, что от них требуется при поддержке медицинского персонала. В режиме дня медицинские процедуры запланированы четыре раза в день, перед едой. Медицинской сестрой учитываются показатели содержания сахара в крови «до», «вовремя» и «после» физических упражнений (занятия физической культурой, музыкальные занятия, досуги) доза и время введенного инсулина, количество ХЕ (хлебных единиц) и время последнего приема пищи.  Инсулинотерапия это заместительная терапия и смысл лечения этого заболевания заключается в том, чтобы всё время поддерживать показатели сахара  крови в пределах 4,0-8,0 м\моль. Также, в учреждении разработано диетической медицинской сестрой  меню для групп с сахарным диабетом, в котором   соблюдается  баланс хлебных единиц (еды). Цель диетотерапии для детей с сахарным диабетом – предотвратить резкий подъем или снижение сахара в крови, привести  показатели сахара в крови  максимально приближенно к показателям здорового человека, а также обеспечить  ребенка  нужными, полезными и необходимыми для нормального функционирования организма веществами, витаминами и минералами. При составлении меню для детей учитывается количество углеводов в продуктах, которое измеряется в хлебных единицах. Существуют специальные таблицы, которые помогают рассчитать содержание хлебных единиц в различных продуктах в зависимости от возраста. Детям в этом возрасте по нормам полагается  в день 12 ХЕ. Во время пребывания в детском саду они получают 8 ХЕ: 3ХЕ на завтрак,1ХЕ на второй завтрак,3ХЕ на обед и 1ХЕ на полдник. Согласно этой схеме помощник воспитателя на весах взвешивает еду.

Перед едой проходит процедура введения инсулина посредством инсулиновой помпы.

Глюкометры дети приносят каждый день свои. Они обрабатываются  и хранятся   в процедурном кабинете.

На каждого ребёнка заведена тревожная коробочка. Там хранятся запасные инфузионные наборы для помпы, батарейки, шприцы. Инсулин хранится в холодильнике.

В процедурном кабинете, заполняется лист показаний уровня сахара крови и введённого инсулина,  вечером родители могут ознакомиться с состоянием здоровья своего ребенка, его «сахаром» в течение дня. А так же накануне вечером, вывешивается  меню на информационном стенде, чтобы родители ознакомились с ним, могли просчитать хлебные единицы дома, приготовить ужин, завтрак, в расчете из того, сколько хлебных единиц ребенок получит в детском саду.

На теле каждого воспитанника крепится инсулиновая помпа  (помповый насос). Этот прибор подаёт инсулин по заданной программе и имитирует работу здоровой поджелудочной железы. Все программы индивидуальны для каждого ребёнка. Крепятся такие помпы в чехле на ремешке на теле ребёнка. При проведении физической культуры,   музыкальных занятий, подвижных игр, лечебной физкультуры, педагоги внимательно следят, чтобы не повредилась помпа на теле ребенка.

В помпе находится  тефлоновая игла, которая обеспечивает подачу инсулина из помпы по катетеру  подкожно. У каждой помпы имеется пульт  дистанционного управления (глюкопульт). Он  позволяет управлять помпой на расстоянии через блютуз . Можно не подходить к ребёнку, не вынимать помпу из чехла и не доставать её из под одежды. Пульт имеет помощник болюса и рекомендует, сколько единиц инсулина ввести. Если происходит сбой в работе помпы, или заканчивается инсулин, она начинает пищать и медицинская сестра налаживает ее работу.

 Психологическую помощь детям с сахарным диабетом оказывает педагог – психолог.  Он обучает ребенка управлению своими эмоциями при частой смене настроения, эмоциональной возбудимости и агрессивности. Учит снижать нервное напряжение (самоуспокоению, нормализации своего психологического состояния). Обучает волевому поведению (умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, школьным обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни), проявлению сдержанности в пищевом поведении без негативных эмоций. Родителям педагог - психолог и врач объясняют, что  при соблюдении инсулинотерапии и диетотерапии ребенок вполне вероятно может дожить до глубокой старости   без тяжёлых осложнений.

Учитывая, что с каждым годом детей дошкольного возраста, болеющих сахарным диабетом,  становится все больше, увеличивается потребность в данных группах в детском саду. Работникам дошкольных учреждений необходимо учитывать потребности родителей, рынок спроса. Дети с сахарным диабетом будут посещать детские сады, это необходимо принять и подготовиться, создав необходимые условия.

Старший воспитатель, Мусиенко А.Э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образования детей-инвалидов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На сегодняшний день  в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации интегрированного обучения и воспитания ...

Работа учителя-логопеда в составе ТПМПК по комплектованию групп для детей с нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений.

В данной статье описываются принципы организации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию логопедических групп ДОУ: цели и задачи ТПМПК, структура ТПМПК, принципы ком...

"Организация методической работы по сопровождению педагогов с семьями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении"

Целенаправленная методическая работа с педагогами ДОУ и педагогов с родителями способствует развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада....