Проект «Подготовка дошкольников к обучению письму в условиях ДОУ"
проект
"Рука - это инструмент всех инструментов" Аристотель
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - выявление роли и значения специальной подготовки к письму дошкольников и целесообразность этой подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektsamoobraz.doc | 135 КБ |
proektsamoobr_1chast.pptx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей
Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
ПРОЕКТ
Тема: «Подготовка дошкольников к обучению письму в условиях ДОУ"
Проект выполнил:
Чивелева Наталья Викторовна,
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»»
Кувандык 2016
Содержание
- Введение……………………………………………………………
- Актуальность проекта…………………………………………
- Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………
- Аннотация проекта ………………………………………………
- Этапы реализации проекта программы……………………………
- План мероприятий …………………………………………………
- Ресурсы ……………………………………………………………
- Риски и пути преодоления рисков ………………………………
- Выводы ……………………………………………………………
10.Литература ………………………………………………………..
ВведениеРука - это инструмент всех инструментов.
Аристотель
Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы, подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменений школьных программ, становится все актуальнее.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - выявление роли и значения специальной подготовки к письму дошкольников и целесообразность этой подготовки.
Проектом предусмотрен объект исследования, в качестве которого выступает подготовка дошкольников к обучению письму. Предметом деятельности являются средства, способствующие подготовке руки к письму.
Актуальность создания проекта.
Почему именно эта тема?
Новый набор детей в группу показал очень низкий уровень развития мелкой моторики рук, практически стопроцентное неумение детей держать карандаш (хотя это умение у детей должно быть сформированным уже в 2-2,5 года).
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте актуально развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленно подготовительной работы на дошкольном этапе.
Другие авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «отрицает самоценность проживания эпохи детства».
С этим трудно согласиться. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержки в развитии.
Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.
Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений; во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук; в-третьих, недостаток опыта выполнения графических упражнений. В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого не достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков.
Следовательно, определяем следующие цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для подготовки дошкольников к обучению письму в условиях ДОУ | |||||
Тактические цели | |||||
1.Создание модели работы над проектом | 2.Формирование знаний об этапах, основных средствах подготовки дошкольников к обучению письму в условиях ДОУ | 3. Организация совместной продуктивной деятельности взрослого (воспитателя) и детей. | |||
Задачи | |||||
1. Организация работы по проекту 2. Методическое обеспечение проекта. 3. Материально-техническое обеспечение проекта. | 1.Выявить и рассмотреть средства, способствующие подготовке руки к письму 2.Проверить их целесообразность применения | 1.Развитие руки. 2.Подготовка к технике письма. 3.Аналитико – синтетическая деятельность. 4.Формирование элементарных графических умений. | |||
Ожидаемые результаты | |||||
1 .Организованная деятельность по проекту 2. Методическое обеспечение, нацеленное на подбор материалов по теме проекта 3.Создание презентаций по теме проекта | 1.Подбор оптимальных средств, способствующих подготовке руки к письму по возрастам 2.Внедрение в практику работы оптимальных средств, способствующих подготовке руки к письму. | 1.Сформировать правильный захват орудия письма-карандаша 2.Развивать пространственную ориентировку. 3.Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв (старшие дошкольники работают только с печатными буквами). 4.Печатание элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё); проведение упражнений, подготавливающих к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»). | |||
Продукт | |||||
1.Реализованный долгосрочный проект 2.Подбор материалов для коллег и родителей по подготовке дошкольников к обучению письму 3.Создание презентаций по этапам реализации проекта. | 1.Создание картотеки пальчиковых игр, коллекции шаблонов. 2.Использование картотеки игр для пальчиков, коллекции шаблонов в работе с дошкольниками. | 1.Сформирован правильный захват орудия письма-карандаша 2.Развита пространственная ориентировка. 3.Сформировано умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв (старшие дошкольники работают только с печатными буквами). 4.Печатание элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё); проведение упражнений, подготавливающих к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»). ВСЕ это будет способствовать самому главному - у дошкольников будут развиты графические навыки. |
Аннотация
Данный проект является долгосрочным и предназначен для работы воспитателей с детьми дошкольного возраста и их родителями (консультативно).
В основу данного проекта положена концептуальная идея кандидата педагогических наук, главного редактора журнала "Дошкольное образование" Гризик Т. И.
В соответствии с ФГОС ДО проект опирается на научные принципы построения:
1. Обязательное обсуждение темы будущего проекта вместе с детьми
2. Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать, чтобы узнать, а также ведение записей высказываний детей
3. Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен
4. Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта)
5. Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное их использование в обеспечении активных действий следующего дня
6. Каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов.
Пути решения проекта:
- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
- учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей;
- оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2015 - 2019 учебный год
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Постановка целей и задач. Определение методов, подготовительная работа с дошкольниками и их родителями. Подготовка оборудования и материала. | Октябрь - ноябрь 2015 |
2. | Практический этап | Внедрение проекта в жизнь дошкольников в социуме и семье. Поиск ответов на поставленные вопросы. | Ноябрь 2015-март 2019 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. Презентация проекта. | Апрель 2019 |
План мероприятий
№ п/п | Название мероприятий | Сроки | Ответственные |
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап | |||
1 | Создание информационного банка данных по проблеме проекта | Октябрь 2015 | воспитатель |
2 | Разработка плана мероприятий по проекту | Октябрь - ноябрь 2015 | воспитатель |
3 | Анализ литературы по теме проекта | Октябрь - ноябрь 2015 | воспитатель |
2 этап - Практический этап | |||
1 | Консультация для родителей в папку - передвижку и на сайте детского сада по подготовке детей к обучению письму в условиях ДОУ (младшая группа) | октябрь 2015 | воспитатель |
2 | Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта | В течении реализации проекта | воспитатель |
3 | Работа с детьми по подготовке к обучению письму в младшем дошкольном возрасте: подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики, формирование умения правильно держать карандаш, формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки), аналитико - синтетическая деятельность (анализ и синтез графических условных изображений предметов), подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки) | Октябрь 2015 - май 2016 | воспитатель |
4 | Работа с детьми по подготовке к обучению письму в среднем дошкольном возрасте: подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики, формирование умения правильно держать карандаш, формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки), аналитико - синтетическая деятельность (анализ и синтез графических условных изображений предметов), подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки, развитие чувства ритма на слух) | Сентябрь 2016 - май 2017 | Воспитатель |
5 | Работа с детьми по подготовке к обучению письму в старшем дошкольном возрасте: подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики, формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки), аналитико - синтетическая деятельность (анализ и синтез графических условных изображений предметов, анализ и синтез печатных букв), подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки, развитие чувства ритма на слух, развитие чувства ритма в практических заданиях) | Сентябрь 2017 - май 2018 | Воспитатель |
6 | Работа с детьми по подготовке к обучению письму в подготовительной к школе группе: подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики, формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки), аналитико - синтетическая деятельность (анализ и синтез графических условных изображений предметов, анализ и синтез печатных букв), подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки, развитие чувства ритма на слух, развитие чувства ритма в практических заданиях, написание "горизонтальных" линий слева направо и "вертикальных" сверху вниз), формирование элементарных графических умений (упражнения с карандашом, бордры, графические диктанты) | Сентябрь 2018 - май 2019 | Воспитатель |
3 этап - Обобщающе - результативный этап | |||
1 | Подведение результатов реализации проекта | Ежегодно до мая 2019 | воспитатель |
2 | Презентация и защита этапов проекта, проекта в целом | Ежегодно, апрель 2019 | воспитатель |
3 | Итоговое мероприятие по проекту | апрель 2019 | воспитатель |
- Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые ресурсы
- Закон РФ «Об образовании»
- УСТАВ ДОУ
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года)
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г 3 1155.
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекается воспитатель.
По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:
Всего педагогов | Высшее образование | Средне специальное образование | Неоконченное высшее образование | Неспециалисты |
1 | 1 |
Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.
По возрастному цензу:
До 30 лет | До 40 лет | До 50 лет | Более 50 |
1 |
По стажу педагогической деятельности:
До 5 лет | До 10 дет | До 15 лет | До 25 лет | Более |
1 |
По категорийности:
Высшая категория | Первая категория | Вторая категория |
1 |
Таким образом, профессиональный уровень педагога (ов) достаточно высок.
Информационные ресурсы
- Ресурсы сети Интернет
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
- библиотека;
- игротека;
- аудиотека;
- фонотека.
Материально-технические ресурсы: ДОУ функционирует в типовом двухэтажном здании МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»», рассчитанном на 115 мест. В ДО имеется групповые комнаты и музыкальный зал, необходимые для организации работы над проектом. Они оснащены комплектами мебели, экраном, компьютером, телевизором, мультимедийным проектором.
Финансовые ресурсы
Финансирование проекта производится из личных средств воспитателя.
Объект финансирования проекта
Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта
№ п/п | Наименование мероприятий | Ориентировочная стоимость |
1 | Приобретение:
| 1 000 рублей |
2 | Приобрести:
| 300 рублей |
3 | Ресурсы сети Интернет | 900 рублей |
ИТОГО | 2200 рублей |
Критерии оценивания проекта
- Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
- Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
- Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
- Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
- Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Отсутствие должной заинтересованности и подготовленности у некоторых участников проекта. | Проведение консультаций, бесед, индивидуальной помощи. |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Так же проект призван активизировать деятельность родителей в воспитании и образовании своих детей.
В целом проект, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только подготовить детей к обучению письму в школе, но и даст толчок для полноценного развития ребенка.
Литература
1.Воробьева Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму. Пособие для детей, родителей и воспитателей. / Т. А. Воробьева, Т. В. Гузенко. - СпБ.: Литера, 2006
2.Гризик Т. И. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: методическое пособие для педагогов / Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова, Л. Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2006. - 94с.: ил. - (Скоро в школу)
3.Гризик Т. И. Подготовка к обучению письму. // Ребенок в детском саду. - 2006. - №1, с. 27 - 29
4. Гризик Т. И. Упражнения для развития руки. // Ребенок в детском саду. - 2006. - №2, с. 37 - 41
5. Гризик Т. И. Упражнения по подготовке к технике письма. // Ребенок в детском саду. - 2006. - №3, с. 2 - 5
6. Гризик Т. И. Упражнения на развитие аналитико - синтетической деятельности. // Ребенок в детском саду. - 2006. - №4, с. 2 - 5
7.Подготовка к обучению грамоте в условиях ДОО. Письмо. Вебинар. Автор Гризик Т. И. - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2015 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: создание благоприятных условий для подготовки дошкольников к обучению письму в условиях ДОУ
Задачи проекта: 1.Создание модели работы над проектом 2.Формирование знаний об этапах, основных средствах подготовки дошкольников к обучению письму в условиях ДОУ 3. Организация совместной продуктивной деятельности взрослого (воспитателя) и детей.
Этапы проекта Подготовительно-проектировочный этап (Создание информационного банка данных по проблеме проекта, разработка плана мероприятий по проекту, анализ литературы по теме проекта)
Практический этап ( Подготовка к обучению письму в младшем дошкольном возрасте) Подготовка руки к письму -развитие мелкой моторики
-формирование умения правильно держать карандаш
-правильное распределение мышечной нагрузки
Аналитико – синтетическая деятельность - анализ и синтез графических условных изображений предметов
Подготовка к технике письма развитие пространственной ориентировки (основа – собственное тело; система упражнений в пособиях и на доске)
Обобщающе - результативный этап - Подведение промежуточных результатов проекта. - Создание презентации по реализации проекта в младшем дошкольном возрасте.
Вывод После первого года реализации проекта заметна поступательная положительная динамика у большинства детей младшей группы по подготовке к обучению письму. Особенно трудно дается формирование умения правильно держать карандаш, но хочется отметить упорство и старание многих ребятишек, их желание делать все правильно. Очень надеюсь на весьма положительный результат реализации проекта, на старания и усердие моих ребят…
Благодарю за внимание!.. До новых встреч…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи
Развитие "ручной умелости" - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе....
Подготовка дошкольников к обучению письму - консультация
Анализ методик по подготовке к обучению письма показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных осо...
Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"
Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"...
Образовательный проект «Подготовка детской руки к письму у детей с ОВЗ как трамплин успешности обучения в школе»
Образовательный проект «Подготовка детской руки к письму у детей с ОВЗ как трамплин успешности обучения в школе»...
Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»
Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...
Консультации для родителей "Подготовка дошкольника к обучению письму."
........................................................................................................................................................................................
«Подготовка дошкольников к обучению письму и чтению»
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и и...