Из опыта работы "Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи
материал (логопедия, старшая группа) по теме

Развитие "ручной умелости" - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_20.04.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка дошкольника к обучению письму,

как особой форме речи.»

Из опыта работы

учителя-логопеда

МАДОУ Центр развития ребенка

д/с -№18 «Виктория»

Локтионовой Елены Михайловны

г.-к. Анапа

2007-2012г.г.

Пояснительная записка

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Взрослым (родителям и педагогам) важно не упустить наиболее благоприятный период в развитие ребенка, период в котором закладываются основы будущей успешности ребенка.

Чаще всего задержка речевого развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка,  не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

Сегодня при поступлении в школу ребенок должен обладать не  только достаточно высоким уровнем восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, но и хорошо развитой ручной моторикой.

Общеизвестно: формирование каллиграфически правильного письма служит важным средством воспитания эстетического вкуса, волевых, интеллектуальных качеств младших школьников.


«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» - считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

Развитие «ручной умелости – одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развива ется его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых  та ких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается ко ординация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюс ти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помога ет себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человече ства, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; осо бенно велика здесь была роль руки ... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала разви ваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артику ляция слогов; все последующее совершенствование речевых ре акций стоит в прямой зависимости от степени тренировки дви жений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматри вать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляцион ный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Врачи утверждают, что у ребенка старшего дошкольного возраста очень слабо развиты мелкие мускулы пальцев и кисти руки, которые как раз необходимы для письма. В беседе с учителями начальных классов я выяснила, что наши дети не умеют сидеть за столами во время занятий, неправильно держат тетрадь, и карандаш, быстро устают, так как мышцы их рук не подготовлены к письму, слабо развиты; долго учатся различать страницы тетради и строчки на страницах.

Это мнение мне кажется справедливым. Слушая неоднократно пожелания учителей начальных классов педагогам детского сада (лучше подготавливать детей к письму), изучив массу литературы по данной проблеме, пришла к выводу, что подготовка руки ребенка к письму до школы очень важное и интересное направление в коррекционном обучении детей.

Учитывая важность проблемы по подготовке руки к письму, решила провести с детьми в логопедической группе с ОНР III  уровня углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с воспитателями, помощником воспитателя, музыкальным работником, психологом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (со старшей группы).

В своей работе поставила следующие цели и задачи: (слайд №2)

1.        Формировать   графические   навыки,   подготовить   руку ребенка к овладению письмом:

  1. развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  2. развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2.        Совершенствовать движения рук, развивая психические
процессы:

  1. произвольное внимание;
  2. логическое мышление;
  3. зрительное и слуховое восприятие;
  4. память, речь детей;
  5. умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Для развития движений руки детей, я использовала, как традиционные для детских садов формы работы, так и специальную систему занятий, рассчитанную на все время пребывания детей в группе, развивая не только руку, но и личность ребенка.

Эта система занятий включает в себя все направления в работе подготовки руки ребёнка к школьному письму через комплекс специальных упражнений.

Учитывая то, что каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и теми развития, я вела работу в четырех направлениях: (Слайд №3)

I.         Развитие руки.

1.         Сформировать направленный захват орудия письма.

2.        Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки.

3.         Развивать мелкую моторику руки.

II.  Подготовку к технике письма.

  1. Развивать пространственную ориентировку.
  2. Воспитывать чувство ритма в движении.
  3. Знакомить с разлиновкой.

III.        Упражнение в аналитико-синтетической деятельности.

VI.        Формирование элементарных графических умений.

Остановлюсь на каждом из четырех направлений. Работу по ним я проводила, как на специальных занятиях так и системе занятий на все время пребывания детей в группе ОНР (III уровня) в течении двух лет при поддержке воспитателей.

Особого внимания заслуживает первое направление «Развития руки» в раннем дошкольном возрасте. Именно в этот период дети с речевым недоразвитием должны получить от педагогов систематическую коррекционную помощь, которая разовьет зрительно-двигательную координацию рук, подведет детей к развитию руки в старшем дошкольном возрасте и, как следствие, к обучению письму в школе.

Играя, ребенок совершенствует ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук. Приведу примеры дидактических игр, используемых на данном этапе. ( Слайды).

Игры на формирование направленного захвата орудия письма:

«Поймай мяч» (Слайд «Переложи игрушки»), «Пляшем с погремушками». Цель этих игр: учить хватать большие и маленькие предметы одной и двумя руками, учитывая их величину и форму, определять расстояние от себя до игрушки, направление движения в пространстве, развивать зрительно-двигательную координацию, действия обеих рук, брать мелкие предметы щепотью.

       Игры на развитие соотносящих действий (Слайд)

Цель: учить совмещать предмет с отверстием (это и есть соотносящие действия), действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой; развивать внимание. Игры: «Заселим домики», «Цветная горка», «Пирамидки».

Игры на подражание движений рук (Слайд)

Цель: действовать по подражанию; развивать движения кистей рук и пальцев; развивать внимание; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре. Игры: «Гуси», «Зайчики», «Поезд», «Теневой театр».

Игры на развитие движений пальцев (Слайд)

Цель: учить хватанию щепотью; развивать мелкие движения пальцев каждой руки; развивать внимание, подражание; развивать координацию; формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; учить подражать действиям педагога. Игры: «Поезд», «Игра на детском пианино», «Мозаика», «Заборчик», «Гирлянды для елки», «Бусы для куклы», различные игры на застегивание и расстегивание пуговиц, игры с использованием шнурка ( «Собери фрукты в корзинку», «Построй домик», «Одень рыбку»), «Коврик для мамы».

Игры на развитие кистей рук (Слайд )

Цель: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук; развивать положительное отношение к игре. Игры «Кто ловкий?», «Поймай мячик», «Веселый клоун».

С 5-ти лет работа над развитием руки становится более разнообразной, многоплановой и основана на проведенной ранее работе.

1 направление.

1. Для развития щепоти используются: (Слайд) пальчиковые игры

( особенно для большого и указательного пальцев рук – игра «Урожай»); упражнения с карандашом и шариками; игровые упражнения «Посолим суп», «Рубим капусту», которые проводятся на основе короткой истории, дополненной словами и движениями. Очень любят дети упражнения, направленные на формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки. Напряжение (для удержания орудия письма в руке) и быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляю в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в работе с иголкой, ножницами. Одновременно формируется и щепоть руки. В работе со штампом  в начале учу детей правильно захватывать штамп и правильно распределять мышечный тонус. Им предлагаются картинки с широким полем деятельности ("Малина для медвежат", "Снег идёт").

      2. Упражнения в правильном распределении мышечной нагрузки (быстрое чередование силового напряжения и расслабления):

- работа с карандашами – штампами (формируем правильный захват – щепоть), работа нацелена на быструю смену мускулатуры рук;

 - работа с ножницами. Главное правило, не бояться давать ножницы детям. На начальном этапе не рекомендуется требовать от ребенка вырезать по контуру, а начать с коллажей;

 - обрывание листа бумаги. Произвольное или по контуру. Бумагу нужно рвать не просто так, а направить усилия ребенка в нужное русло, например, аппликация;

 - раскрашивание.

3. Развитие мелкой моторики рук.

Существует масса форм работы:

 - игра «Чудесный мешочек» - развивает тактильные ощущения.

 - ниткопись. (Слайд)

 - пуговицы, мозаика, бисер.

 - бисерография.

 - «Бумажные комки» -  работа с салфетками (Слайд)

Этот вид деятельности благотворно влияет на развитие более крупной мускулатуры руки (ладони), на ловкость рук, смену мышечного тонуса. Эти качества очень важны и необходимы для последующего обучения письму.

2 направление.

Подготовка к технике письма (Слайд)

- развитие пространственной ориентировки;

 - развитие  у детей чувства ритма в движении.

Упражнения : «Бордюры», редкая, густая штриховки (Слайд)

 - (Слайд) знакомство с разлиновкой. Использование различных тетрадей.

 - упражнения в проведении вертикальных и горизонтальных линий. Тренируем руку ребенка и приучаем ее к работе в заданном направлении.

- упражнения в аналитико-синтетической деятельности. Работа с изображениями предметов в виде линий или геометрических фигур.

 - формирование элементарных графических умений ( работа в тетрадях «от простого к сложному»).

Главное требование в этой работе: рука ребенка всегда движется слева направо и сверху вниз.

        Для повышения интереса детей к логопедическим занятиям я использую нетрадиционное оборудование. (Слайд)

На современном этапе я столкнулась с тем, что в наше время появляется
все больше детей, нуждающихся в индивидуальной помощи специалиста.
Причиной этому, по моему мнению, является обилие во многих домах
компьютеров, которые, с одной стороны, развивают детей в некоторой степени, но, с другой - не способствуют развитию двигательной активности и
интеллектуальных способностей. Бесконтрольное проведение времени детьми перед монитором, часто очень агрессивные игры являются причиной
гиподинамии и ограниченности творческих интересов ребенка, неумение
держать карандаш, регулировать силу нажима. Именно эта проблема
подтолкнула меня к изучению выбранной мной темы и углубленной работы в
этом направлении.

Работая не один год  в группе детей с ОНР, я пришла к выводу, что моя работа приносит положительные результаты.

Подготовка руки к письму – это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, и других этапов в том направлении развивается память, внимание, логическое мышление. В процессе подготовки руки к письму ребенок наблюдает, осознает, передает свои впечатления о познавательном, высказывает свое отношение к тому, что он изобразил.

В результате проведенной работы у детей наблюдается совершенствование мелкой мускулатуры рук, что способствует скорейшему устранению дефектов речи, расслаблению мышечных зажимов. Дети с общим недоразвитием речи раскрывают свои творческие способности, посещают ИЗО студии и школы искусств города, участвуют в городских выставках и конкурсах, занимают призовые места. Многие обучаются в музыкальной школе по классу фортепиано.

В результате моей работы дети пользуются развернутом фразой, существенно обогащен словарный запас, достаточно сформирован грамматический строй речи. Сформированы в достаточной мере внимание и память, что явилось залогом дальнейшего успешного обучения ребят в школе. Дети научились длительно сосредотачиваться и более быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Были преодолены нарушения в координации движений мелкой мускулатуры рук и пальцев. Мальчики и девочки свободно ориентируются на листе бумаги, развивая согласованность рук, а сложный процесс к обучению письму стал интересным и занимательным. В результате анализа проведенной мной работы по подготовке руки ребенка к письму пришла к выводу, что моя работа способствовала целостному, всестороннему развитию личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников к обучению письму - консультация

Анализ методик по подготовке к обучению письма показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных осо...

Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"

Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"...

Представление опыта работы «Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой самообразования»

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности в своей практике я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными...

Мастер-класс на тему "Обучение письму в игровой форме"

Мастер-класс на тему "Обучение письму в игровой форме"...

Проект «Подготовка дошкольников к обучению письму в условиях ДОУ"

                              "Рука - это инструмент всех инструментов"  АристотельПроект ориентирован ...

Консультации для родителей "Подготовка дошкольника к обучению письму."

........................................................................................................................................................................................

«Подготовка дошкольников к обучению письму и чтению»

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и и...


 

Комментарии

Ашугян Анастасия Алексеевна

Полезная информация, обязательно использую в своей практике.