Консультации для родителей "Подготовка дошкольника к обучению письму."
консультация (подготовительная группа)
.....................................................................................................................................................................................
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_doshkolnika_k_obucheniyu_pismu.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка дошкольника к обучению письму.
Письмо – сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. При развитии мелкой моторики важна точность движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Родители могут использовать любой комплекс упражнений на развитие движений пальцев и кистей рук. Направленность упражнений может быть различной. С помощью одних развивают статическую координацию – удержание кисти руки в определённой позе («Заяц», «Коза», «Гусь»). Другие упражнения формируют динамическую координацию – способность к переключению с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу кистей обеих рук («Ладонь – кулак», «Птичка пьёт водичку», «Кошка выпускает когти»). Для леворуких детей сначала упражнение отрабатывается на левой руке до достаточного автоматизма, потом на правой, затем проводится руками одновременно и попеременно.
Работу по подготовке дошкольника к обучению письму следует осуществлять по четырём направлениям:
- Развитие руки.
- Подготовка к технике письма.
- Аналитико – синтетическая деятельность.
- Формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и содержание.
- Развитие руки: сформировать правильный захват орудия письма-карандаша. Рекомендуемые упражнения: «Посолим суп», «Катаем шарик», «Скакалочка», «Урожай». Цель их состоит в упражнении правильного распределения мышечной нагрузки руки. Игры «Мозаика», «Лего», «Конструктор», работа со штампами, ручной труд, лепка развивают мелкую моторику рук.
- Подготовка к технике письма: задачи этого направления
-развивать пространственную ориентировку;
-развивать чувство ритма: учить детей слышать ритм и воссоздать его по образцу и собственный, фиксировать ритм посредством ритмических рисунков и читать их;
-познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней: дети, в силу своих возрастных особенностей , способны понять и запомнить правила письма в разлиновке;
-познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера (правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз);
Сначала ребёнка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направления движения руки. Необходимо, чтобы движение, действительно, начиналось в нужной точке, и ребёнок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях, согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует. Важно также объяснить ребёнку, какие линии считаются параллельными. Нарушения параллельности необходимо показать наглядно.
- Аналитико-синтетическая деятельность: процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв (старшие дошкольники работают только с печатными буквами).
-анализ и синтез графических, условных изображений предметов: игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами, они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов, что позволяет ребёнку назвать части из которых состоит рисунок;
-анализ образа букв: этот процесс состоит из умения ребёнка определять количество элементов (сколько элементов составляет букву), характеристику элементов (какие это элементы), пространственное расположение элементов в букве.
-синтез образа букв: необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребёнка воссоздать образ путём составления элементов;
-дифференциация образа букв: в игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.
4. Формирование элементарных графических умений. Задачи:
-упражнять в осознании печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё);
-проводить упражнения. Подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).
Развитие графических навыков – важный раздел работы по профилактике нарушений письменной речи. Дети выполняют различные задания: рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая всё в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается забавными стихами. Делая тот или иной рисунок, ребёнок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребёнок уже непроизвольно зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Таким образом, идёт обговаривание производимых действий.
В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое. Рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребёнок должен очень хорошо её видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. С помощью этой опоры ребёнок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клетку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет это делать самостоятельно. К новому рисунку не стоит переходить до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны.
Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Итак, подготовка к обучению ребёнка письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность под руководством и при помощи взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи
Развитие "ручной умелости" - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе....
Подготовка дошкольников к обучению письму - консультация
Анализ методик по подготовке к обучению письма показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных осо...
Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"
Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"...
Консультация для воспитателей «Подготовка к обучению письму»
Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учёта возрастны...
Консультация для родителей «Подготовка к обучению письму»
Консультация для родителей о том, как начать подготовку ребенка к обучению письму....
Проект «Подготовка дошкольников к обучению письму в условиях ДОУ"
"Рука - это инструмент всех инструментов" АристотельПроект ориентирован ...
«Подготовка дошкольников к обучению письму и чтению»
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и и...