Консультации для родителей "Подготовка дошкольника к обучению письму."
консультация (подготовительная группа)

Исмагилова Рамзия Рифатовна

.....................................................................................................................................................................................

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_doshkolnika_k_obucheniyu_pismu.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка дошкольника к обучению письму.

Письмо – сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику.  При развитии мелкой моторики важна точность движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их.  Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Родители могут использовать любой комплекс упражнений на развитие движений пальцев и кистей рук.  Направленность упражнений может быть различной.  С помощью одних развивают статическую координацию – удержание кисти руки в определённой позе («Заяц», «Коза», «Гусь»).  Другие упражнения формируют динамическую координацию – способность к переключению с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу кистей обеих рук («Ладонь – кулак», «Птичка пьёт водичку», «Кошка выпускает когти»).  Для леворуких  детей сначала упражнение отрабатывается на левой руке до достаточного автоматизма,  потом на правой, затем проводится руками одновременно и попеременно.  

       Работу по подготовке дошкольника к обучению письму следует осуществлять по четырём направлениям:

  1. Развитие руки.
  2. Подготовка к технике письма.
  3. Аналитико – синтетическая деятельность.
  4. Формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и содержание.

  1. Развитие руки: сформировать правильный захват орудия письма-карандаша. Рекомендуемые упражнения: «Посолим суп», «Катаем шарик», «Скакалочка», «Урожай». Цель их  состоит в упражнении правильного распределения мышечной нагрузки руки.  Игры «Мозаика», «Лего», «Конструктор», работа со штампами, ручной труд, лепка развивают мелкую моторику рук.
  2. Подготовка к технике письма: задачи этого направления

-развивать пространственную ориентировку;

-развивать чувство ритма: учить детей слышать ритм  и воссоздать его по образцу и собственный, фиксировать ритм посредством ритмических рисунков и читать их;

-познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней: дети, в силу своих возрастных особенностей , способны понять и запомнить правила письма в разлиновке;

-познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера (правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз);

Сначала ребёнка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направления движения руки. Необходимо, чтобы движение, действительно, начиналось в нужной точке, и ребёнок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях, согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.  Важно также объяснить ребёнку, какие линии считаются параллельными.  Нарушения параллельности необходимо показать наглядно.

  1. Аналитико-синтетическая деятельность: процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв (старшие дошкольники работают только с печатными буквами).

-анализ и синтез графических, условных изображений предметов: игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами, они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов, что позволяет ребёнку назвать части из которых состоит рисунок;

-анализ образа букв: этот процесс состоит из умения ребёнка определять количество элементов (сколько элементов составляет букву), характеристику элементов (какие это элементы), пространственное расположение элементов в букве.

-синтез образа букв: необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребёнка воссоздать образ путём составления элементов;

-дифференциация образа букв: в игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

4. Формирование элементарных графических умений.  Задачи:

-упражнять в осознании печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё);

-проводить упражнения. Подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

   Развитие графических навыков – важный раздел работы по профилактике нарушений письменной речи. Дети выполняют различные задания: рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая всё в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается забавными стихами.  Делая тот или иной рисунок, ребёнок  не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребёнок уже непроизвольно зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Таким образом, идёт обговаривание  производимых действий.

   В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно.  По мере их освоения части соединяются в единое целое. Рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребёнок должен очень хорошо её видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. С помощью этой опоры ребёнок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клетку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет это делать самостоятельно.  К новому рисунку не стоит переходить до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны.

    Работу по развитию мелкой моторики у детей  желательно проводить систематически,  уделяя ей по 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.  Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек.  Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

   Итак, подготовка к обучению ребёнка письму  требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность под руководством  и при помощи взрослого.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи

Развитие "ручной умелости" - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе....

Подготовка дошкольников к обучению письму - консультация

Анализ методик по подготовке к обучению письма показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных осо...

Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"

Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"...

Консультация для воспитателей «Подготовка к обучению письму»

Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учёта возрастны...

Консультация для родителей «Подготовка к обучению письму»

Консультация для родителей о том, как начать подготовку ребенка к обучению письму....

Проект «Подготовка дошкольников к обучению письму в условиях ДОУ"

                              "Рука - это инструмент всех инструментов"  АристотельПроект ориентирован ...

«Подготовка дошкольников к обучению письму и чтению»

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и и...