Образовательный проект «Подготовка детской руки к письму у детей с ОВЗ как трамплин успешности обучения в школе»
проект
Образовательный проект «Подготовка детской руки к письму у детей с ОВЗ как трамплин успешности обучения в школе»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Педагогический дебют
– 2021»
в номинации «Молодые педагоги дошкольного образования»
ФИО, должность: Кузовова Зарина Фликсовна, воспитатель
Организация: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»
г. Нижневартовск, 2021
№ п/п | Содержание |
1 | Введение |
2 | Основная часть |
3 | Заключение |
4 | Список использованной литературы |
5 | Приложения |
1.Введение
XXI век — время разнообразия, возможностей и мотивации. Происходит изменение миссии образования от «образования как трансляции знаний» к «образованию как центру возможностей». Кроме традиционных форм обучения в развитии детей, постоянно приходится искать новые пути, шагать в ногу со временем.
Детский сад будущего — это детский сад мотивации, индивидуальности. Поэтому ребенок – уже не объект, а мотивированный субъект, а воспитатель становится «продюсером» детского успеха и ему просто необходим новый формат мастерства.
Ключевой задачей национального проекта «Образование» является создание условий, в которых будет комфортно развиваться как самим педагогам, так и обучающимся.
Федеральный проект «Современная школа» наряду с Указом Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий» ориентирует нас на внедрение новых методов обучения и образовательных технологий.
В законе об образовании говорится об интеллектуальных и личностных качествах, формировании предпосылок учебной деятельности дошкольников.
Стратегия развития образования Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года направлена на ориентацию содержания образования на практические навыки, реализацию компетентностного подхода с учетом внедрения соответствующих технологий образования.
В программе «Развитие образования города Нижневартовска на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» отмечено, что система образования должна постоянно обновляться как содержательно, так и организационно, быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично развивающейся экономики Югры.
Однако существует противоречие между стремлением государства выйти на качественно новый уровень интеллектуального и информационного развития, растущими потребностями современного образования в педагогах, способных соединять знания и навыки из разных областей и быстро осваивать новые сферы деятельности, многообразием мира современных гаджетов и исследованиями по формированию навыков овладения письмом.
Противоречия определили проблемное поле.
Сегодня планшетные компьютеры и смартфоны прочно вошли в повседневную жизнь. Наряду со взрослыми, до 90% детей также регулярно пользуются этими устройствами. В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца. Нужно отметить, что игры на компьютере тормозят развитию мелкой мускулатуры и не готовят детскую руку к письму, что в дальнейшем может вызывать тревожное состояние ребенка в школе, неразборчивый почерк, негативное отношение ребенка к обучению в школе.
Актуальность.
«История письма ребёнка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», - считал известный русский психолог Л. С. Выготский.
Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона, последовательности написания, ритма. цифр.
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится более актуальной.
Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни учёные и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, мотивируя своё мнение недостаточной готовностью организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.С. Тригер, Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова Р.Д., Филиппова и др.).
Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы М. М. Безруких, А. Д. Ботвинникова, В. А. Илюхиной, Е. В. Гурьянова и других.
В исследованиях ученых подчеркивается, что у детей дошкольного возраста, испытывающих трудности при овладении графическими навыками, значительно осложняется начальный этап их обучения в школе (А.К. Аксенова, Н.М. Барская, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, Е.Н. Моргачева, М.Н. Перова, Л.П. Уфимцева, Э.В. Якубовская и др.).
В рамках преемственности дошкольного образовательного учреждения был проведен запрос в МОСШ №31 об успеваемости наших выпускников, который показал недостаточно высокую сформированность графомоторных навыков у детей. Дети испытывали значительные трудности в овладении техникой письма. В связи с этим у них наблюдалась слабая сила пальцев рук и быстрота их движения, низкая согласованность действий рук и глаз, страдала ориентировка на плоскости-листе бумаги.
Как же помочь сегодняшнему дошкольнику подготовить детскую руку к письму? Как решить данную проблему? Как соответствовать современным требованиям?
Хорошим инструментом для решения выявленной проблемы по нашему мнению, может стать использование современных нетрадиционных способов.
Выявленная проблема позволила определить понятийный аппарат:
Тема: «подготовка детской руки к письму у детей с ОВЗ как трамплин успешности обучения в школе».
Объект: процесс подготовки детской руки к письму у детей дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ (ЗПР).
Предмет: использование современных нетрадиционных способов, обеспечивающих подготовку руки к письму у детей дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ (ЗПР).
На основании вышеизложенного поставлена цель: формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ (ЗПР) через нетрадиционные оборудования и приемы.
Задачи:
- Формировать зрительно-пространственную ориентировку.
- Формировать зрительно-двигательную координацию.
- Развивать мелкую мускулатуру.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, силу воли.
В основу опыта заложена идея совершенствования образовательного процесса по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников 6-7лет с ОВЗ (ЗПР) помощью современных нетрадиционных оборудований и приемов, возможности их применения родителями в домашних условиях.
Новизна и оригинальность педагогического опыта составляет использование японского счета Абакуса, приема рисования двумя руками в дальнейшем способствующих формированию графомоторных навыков у дошкольников.
Практическая значимость:
- Разработана технологическая карта проведения совместной деятельности (приложение 1).
- Составлено перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми (приложение 2).
- Подобраны двигательные упражнения для снятия напряжения (приложение 3).
- Проведен мастер-класс с педагогами по использованию нетрадиционных способов в совместной деятельности с детьми (приложение 4).
- Составлена методическая рекомендация для родителей по использованию нетрадиционных способов в домашних условиях (приложение 5).
- Подобран инструментарий определения графомоторных навыков у старших дошкольников (приложение 6).
Данная технология может быть использована педагогами других общеобразовательных учреждений, родителями в домашних условиях без значительных затрат.
В качестве нестандартного оборудования и приемов в подготовке детской руки к письму нами использованы:
- Счеты Абакус - выполнение математического счета ассоциируется с движением косточек. Дети используют обе руки, при манипулировании косточками на Абакусе, происходит быстрая связь и стимуляция мелкой моторики и участков левого и правого полушарий мозга. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые – образ костяшек. Края косточек Абакуса заострены, что позволяет развивать мелкую мускулатуру детской руки. При работе на счетах действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, слуховое, тактильное.
- Зеркальное рисование (одновременно двумя руками) - позволяет улучшить память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, способствует развитию зрительно-двигательной координации. Во время выполнения упражнений эффективно развивается межполушарное взаимодействие, глазомер, воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, координация движений кистей рук. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.
- Двигательные упражнения – развивает крупную и мелкую моторику, позволяют создать эмоциональный настрой, снимают напряжение, улучшают межполушарное взаимодействие.
- Песочный стол - позволяет ребенку расслабиться, вызывает всплеск положительных эмоций.
Технологичность: позволяет достигать хороших результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств. Может реализовываться в течение дня в интеграции разных видов практической детской деятельности.
Теоретико - методологическая основа:
- Теоретические подходы к проблеме подготовки детей к школьному обучению (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.И. Божович);
- Теоретические исследования по проблеме развития графомоторных навыков детей (Венгера Л.А, Вьюновой Н.И и др.).
- Исследования в области взаимосвязи речи и тонкой моторики (М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, О.С.Бот, Г.Г. Галкина, С.П., и др.).
Методы педагогического опыта: анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, качественный и количественный анализ результатов, поиск и изучение передового педагогического опыта коллег в педагогических сообществах в сети-интернет, обобщение педагогического опыта коллегам своего образовательного учреждения.
Ключевые понятия и термины:
- Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения (М.М. Безруких).
- Графический навык представляет собой речевое и двигательное действие (Е. М. Рахманов).
- Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки (Г.Г. Галкина).
- Абакус - древняя счётная доска для арифметических вычислений.
2.Основная часть
Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, развитие механизмов слухового анализа, зрительно-пространственных представлений, зрительной памяти, зрительно-моторной координации, уровня речевого развития, поэтому важной педагогической задачей является развитие мелкой и общей моторики рук.
Как отмечает в своих исследованиях М.М. Безруких, сензитивным для развития кисти руки является возраст 6 – 7 лет.
Содержательная форма педагогического опыта включает в себя работу со всеми участниками образовательного процесса ДОУ. Работа осуществлялась в 3 этапа (таблица 1):
Таблица 1.
Этапы реализации педагогического опыта
На 1 этапе была проведена педагогическая диагностика с целью выявления первоначальных графомоторных навыков у старших дошкольников. Количественный анализ результатов представлен в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Первоначальные результаты графомоторных навыков дошкольников
Количественный анализ результатов показал, что детей с высоким уровнем развития графомоторных навыков не оказалось.
Средний уровень развития графомоторных навыков показали 3 детей (30%).
3 ребенка показали низкий уровень сформированности, что составляет 30%.
Качественный анализ результатов показал, что многие дети сильно нажимали на ручку при письме, очень часто отрывали ручку от бумаги, не всегда могли ориентироваться на листе бумаги.
При выполнении методики «Дорожки» Вова И. и Даша С. делали выходы за пределы «дорожки». Линия была неровная, дрожащая, очень слабая, так же наблюдалось многократное проведение по одному и тому же месту рисунка. Это может говорить о слабости мышц кисти руки и о недостаточной сформированности мелкой моторики.
Методики «Домик» и «Заборчик» вызвали затруднения у многих детей. В частности, Вова И., Арсений А. и София Н. не все элементы домика срисовали правильно. Некоторые элементы были не такого же размера как на образце. Это может свидетельствовать о несформированности пространственного восприятия. Дарьяна А. и Костя В. заборчики рисовали очень медленно, часто отрывали ручки при рисовании, к концу строчки заборчик увеличивался в размерах. Причина этого заключается в нарушении зрительно-пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Инструментарий проведения педагогической диагностики и выявленные в ходе педагогической диагностики первоначальные уровни сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников представлены в (приложении 6).
Исходя из этого, можно выделить следующие особенности графомоторных навыков у детей старших дошкольников на первоначальном этапе: сильный, или наоборот слабый нажим на ручку; отставание в развитии мелкой моторики; нарушения в пространственном восприятии; дрожание при письме; частое отрывание ручки от бумаги; неспособность быстро переключаться с одного движения на другое.
Таким образом, все вышеперечисленные факты свидетельствуют о необходимости проведении специальной целенаправленной работы по формированию зрительно-моторной координации у дошкольников при подготовке к школе.
На 2 этапе осуществлялась работа по следующим направлениям:
Таблица 2
Содержание работы с детьми на основном этапе
Направления работы | Задачи | Игры и упражнения |
Формирование зрительно-пространственной ориентировки | Переключение внимания | Выполнение упражнений «кулак-ребро-кулак», «лягушка», «ухо-нос». |
Формирование зрительно-двигательной координации, развитие мелкой мускулатуры | Развитие силы пальцев и быстрота их движения | Оперирование косточками на счете Абакус двумя руками |
Формирование зрительно-двигательной координации | Одновременная согласованность рук и глаз | рисование двумя руками. |
Развитие мелкой мускулатуры, зрительно-двигательной координации | Снижение напряжения, повышение эмоциональности | Рисование на песочном столе, свободные действия |
Работа с детьми осуществлялась в интеграции с другими образовательными областями (таблица 3).
Таблица 3.
Интеграция образовательного процесса
Соответствие требованиям ФГОС ДО | ||
Образовательные области | Интеграция образовательных областей | Виды активности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие эмоциональной отзывчивости; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам детской деятельности. | Выражают свои эмоции, восхищения. Обсуждают у кого какие узоры получились в процессе работы с линейкой-спирограф, готовы к совместной деятельности со сверстниками.. |
«Познавательное развитие» | Развитие интересов, познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности. | Узнают о многообразии мира, знакомятся с японским счетом Абакус, производят вычислительные действия на нем. |
«Речевое развитие» | Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря. | Составляют небольшой рассказ о рисунках, полученных с помощью линейки-спирограф, проговаривают свои действия при счете на Абакусе. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной). | Слушают и воспроизводят небольшие текстовые и музыкальные сопровождения при пальчиковой гимнастике. Создают различные узоры по своему выбору на песочном столе. |
«Физическое развитие» | Развивают координацию движения и гибкость, равновесие, крупную моторики обеих рук; овладевают элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. | Выполняют музыкально-ритмические движения, перемещаются по всему пространству группы, работают на счете Абакус и рисуют двумя руками. |
Кроме этого параллельно осуществлялось взаимодействие с родителями:
-конференцсвязь «Вопросы-ответы» по использованию двигательных упражнений -замены счета Абакус российскими счетами и его использование в перевернутом состоянии с детьми в домашних условиях.
-ежедневная трансляция образовательного процесса через мессенджеры.
Таким образом, обоюдно согласованные действия педагога и родителей воспитанников еще более усиливало возможности становления графомоторных навыков у детей.
На 3 этапе была проведена повторная педагогическая диагностика с целью определения динамики развития графомоторных навыков у старших дошкольников 6-7 лет с ОВЗ (ЗПР).
Для их определения использовались те же методики, что и на первом этапе. Результаты представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Итоговые результаты графомоторных навыков дошкольников
На заключительном этапе появились дети с высоким уровнем развития графомоторных навыков – 40% (4 ребенка).
Средний уровень развития графомоторных навыков составил 20% (2 ребенка). Здесь нужно отметить, что 10% перешли на высокий уровень.
Детей с низким уровнем не выявлено.
Качественный анализ результатов показал, что многие дети научились ориентироваться на листе бумаги, чувствовали силу руки при нажатии на ручку, не отрываясь от бумаги, могли рисовать двумя руками.
Заключение
Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Полученный первоначальный запрос от педагогов начальных классов МОСШ №31 об успехах наших выпускников в вопросах овладения письмом натолкнуло нас на усиление работы по формированию графомоторных навыков у первоклассников. С этой целью был разработан данный проект.
Для определения уровня развития графомоторных навыков использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого, Гуткиной Н.Н. При выполнении заданий, велось наблюдение за положением пальцев рук детей, силой нажима, ориентировкой на листе бумаги.
При выполнении заданий, проводилось наблюдение за положением пальцев рук детей, силой нажима, ориентировкой на листе бумаги, умением переключать внимание.
Анализ полученных данных показал, что у некоторых детей сильный, или наоборот слабый нажим на ручку; отставание в развитии мелкой моторики; нарушения в пространственном восприятии; дрожание при письме; частое отрывание ручки от бумаги; неспособность быстро переключаться с одного движения на другое.
В своей работе мы выделили следующие направления работы: формирование зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-двигательной координации, развитие мелкой мускулатуры.
Реализация поставленных задач осуществлялась через использование нетрадиционных способов и приемов:
- формирование зрительно-пространственной ориентировки – через выполнение упражнений «Кулак-ребро-кулак», «Лягушка», «Ухо-нос», «Оладушки».
- формирование зрительно-двигательной координации, развитие мелкой мускулатуры - оперирование косточками на счете Абакус.
- формирование зрительно-двигательной координации с помощью рисования двумя руками на листе бумаги;
- развитие мелкой мускулатуры, зрительно-двигательной координации снижение напряжения - рисование на песочном столе, свободные действия ребенка.
Повторный запрос в МОСШ №31 был сделан в ноябре 2020-2021 учебного года который, показал успехи наших выпускников в вопросах овладения письмом: достаточно уверенно ориентируются на листе бумаги, чувствуют силу руки при работе с ручкой.
Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Дети могут испытывать негативное отношение к обучению, может наблюдаться тревожность состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Хотелось бы, чтобы взрослые помнили, что печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не чувствуют моторики пальцев, а письмо - это сложный координационный навык, который требует точной согласованности не только пальцев и кистей рук, но также и всей мускулатуры тела в целом.
И поэтому очень важно помогать ребёнку в развитии графомоторной деятельности, чтобы этот процесс был более успешным и интересным.
Таким образом, родители и педагоги совместно готовят ребенка к овладению навыкам письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Предлагаемый нами проект будет способствовать формированию зрительно-пространственной ориентировки, развитию зрительно-двигательной координации, и мелкой мускулатуры, а в конечном итоге становлению графомоторных навыков у старших дошкольников и сделает этот процесс более интересным и успешным.
Список использованных источников:
1 | Национальный проект РФ «Образование» (от 24.12.2018г.) |
2 | Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.64). |
3 | Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий» от 25.12.2020г. №812. |
4 | Муниципальная программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» (Постановление администрации города от 20.12.2018г.) |
5 | Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие / Под ред. Филипповой С.О. – СПб.: «Детсво – Пресс», 2001. - 94с. |
6 | Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие.[Текст] / С.О. Филиппова. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. - 94с |
7 | Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч.2: Формирование элементарного графического навыка. [Текст] / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003. -111с. |
8 | . Гостунская, Я.И. Формирование зрительно – моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи. [Текст] / Я.И. Гостунская//Логопедия сегодня. - 2008. - №4(22). - С. 73 - 75. |
9 | Буцикина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников. [Текст]/ Т.П. Буцикина, Г.М.Вартапетова//Логопед. - 2005. - №3.-С.84-94 |
Ссылки на источники педагогических сообществ: | |
10 | |
11 | https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a4031b37966e104c6a3e7f5.pdf |
Приложение 1
Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога детьми
Группа №12 компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста 6л.-7л. с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).
Воспитатель: Кузовова З.Ф.
Тема: «Подарок ежику».
Задачи:
Обучающие: продолжать формировать графомоторные навыки; закреплять счет до 8.
Развивающие: развитие мелкой мускулатуры.
Воспитательные: воспитывать силу воли, усидчивость, терпеливость.
Интеграция образовательного процесса
Соответствие требованиям ФГОС ДО | ||
Образовательные области | Интеграция образовательных областей | Виды активности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие эмоциональной отзывчивости; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам детской деятельности. | Выражают свои эмоции, восхищения. Обсуждают у кого какие узоры получились в процессе работы с линейкой-спирограф, устанавливают контакт к совместной деятельности со сверстниками. |
«Познавательное развитие» | Развитие интересов, познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности. | Узнают о многообразии народов мира, знакомятся с японским счетом Абакус, производят вычислительные действия на нем (сложение). |
«Речевое развитие» | Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря. | Рассказывают о рисунках, полученных после работы за песочным столом, проговаривают свои действия при счете на Абакусе. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной). | Слушают и воспроизводят небольшие текстовые и музыкальные сопровождения при двигательных упражнениях. Создают рисунки по своему выбору. |
«Физическое развитие» | Развивают координацию движения и гибкость, равновесие, крупную моторики обеих рук; овладевают элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. | Выполняют музыкально-ритмические движения, перемещаются по всему пространству группы, работают на счете Абакус и рисуют двумя руками. |
Культурные практики: игровые, коммуникативные, изобразительные, музыкальные.
Методы и приемы:
1 | Психологическая минутка «Солнышко» |
2 | Проблемная ситуация с ежиком на счет 8марта |
3 | Двигательные упражнения «Кулак-ребро-ладонь» |
4 | Дидактические игры: -«Набери число 8» (на Абакусе) -«Нарисуй двумя руками» (за столами) -«Подарок ежику» (на песочном столе) |
Материалы и оборудование: мольберт, мультимедийный экран, на каждого ребенка песочный стол, шаблоны числа 8, счет абакус.
Ход совместной деятельности
Этапы | Основные моменты | Ход |
Мотивационный этап | Психологическая минутка | Ребята, у нас сегодня, необычный день, особенный. «Солнышко». Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем Лучи солнышка возьмем, И к сердечку поднесем. А теперь откройте глазки и тихонечко сядьте на свои места, чтобы не спугнуть, то тепло, которое только что запустили в свои сердечки. |
Мотивация детей | Ребята, к нам к нам сегодня в гости пришел ежик. Он очень сильно любит свою маму, и хочет сделать ей подарок к международному женскому дню, но он забыл какового числа этот праздник. Как мы можем ему помочь? | |
Актуализация знаний детей. | Какого числа он проходит, вы знаете? А вы до 8 считать умеете? Давайте, ежика научим (прямой и обратный счет). Ребята, давайте покажем нашему ежику наш необычные инструменты. Как он называется? Ребята, мы можем показать число 8 ежику на Абакусе? Прежде чем показать нем нужно разогреть наши ручки. Задание 1. Двигательное упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (стоя). Задание 2. «Набери число 8 на Абакусе» (сидя за столами). | |
Содержательный этап | Работа детей в центрах активности | Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? На что похоже? Из чего состоит? Задание 3. «Рисование двумя руками цифры 8 по пунктирным линиям». Ребята, наши пальчики устали, немножко поиграем. Задание 4. Двигательное упражнение «Ухо-нос». Ребята, хотите ли вы сделать ежику подарок? Может быть, сделаем необычный подарок? Выбирайте себе рабочее место за песочными столами. Задание 5. «Подарок ежику». Ребята, у ежика оказывается еще и телефон сломался. Давайте мы подарки ежика отправим его маме по телефону. |
Рефлексивный этап | Итог | Что необычного сегодня у нас произошло? Как мы помогали ежику? |
Рефлексия | Как вы справились с заданиями? Что было трудным? Что было легко сделать? Ребята, давайте сейчас почувствуем тепло наших сердечек. Положите свою правую ладошку на сердечко, слышите как оно стучит. Давайте подарим это тепло ежику и сохраним это тепло для своих мамочек. | |
Поддержка детской инициативы | 1.Самостяотельный выбор детей игрового (учебного) материала и оборудования в пределах цели совместной деятельности. 2. Возможность пробовать, делать ошибки, исправлять, высказывать свои суждения. 3. Оказывать взаимопомощь своим сверстникам в доброжелательном тоне. 4. Похвала детей за достигнутый результат. 5. Самооценка детьми своих действий самостоятельным выбором фишек. | |
Приложение 2
Комплексно-тематическое планирование
для детей дошкольного возраста 6л.-7л
Месяц | № | Тема | Приемы | Программное содержание | Материал |
Декабрь | 1 | «Знакомство с работой Абакуса» «Знакомство с цифрой 1,2» Рисование на песочном столе «Гриб» | - двигательное упражнение: «Кулак – ребро - ладонь». - работа с абакусом. - двигательное упражнение: «Лягушка» - рисование двумя руками на песке | Умение набирать число 1,2 на Абакусе, продолжать формировать графомоторные навыки. | Абакус, песочные столы |
2 | «Закрепление цифр 1, 2» Рисование по шаблону «Гриб» | - двигательное упражнение: «Кулак – ребро - ладонь». - работа с абакусом. - двигательное упражнение: «Оладушки» - рисование двумя руками по шаблону | Закрепить умение набирать число 1,2 на Абакусе. -продолжать формировать графомоторные навыки. | Абакус, шаблоны для рисования | |
3 | «Знакомство с цифрой 3,4» Рисование на песочном столе «Зонтик» | - двигательное упражнение: «Кулак – ребро - ладонь». - работа с абакусом. - двигательное упражнение: «Пальчики здороваются» - рисование двумя руками на песке | Умение набирать число 3,4 на Абакусе. -продолжать формировать графомоторные навыки. | Абакус, песочные столы | |
4 | «Закрепление цифр 3, 4» Рисование по шаблону «Зонтик» | - двигательное упражнение: «Кулак – ребро - ладонь». - работа с абакусом. - двигательное упражнение: «Оладушки» - рисование двумя руками по шаблону | Закрепить умение набирать число 3,4 на Абакусе. продолжать формировать графомоторные навыки. | Абакус, шаблоны для рисования | |
Январь | 5 | «Знакомство с цифрой 5,6» Рисование на песочном столе «Снеговик» | - двигательное упражнение: «Кулак – ребро - ладонь». - работа с абакусом. - двигательное упражнение: «Лягушка» - рисование двумя руками на песке | Умение набирать число 5,6 на Абакусе. продолжать формировать графомоторные навыки. | Абакус, песочные столы |
6 | «Закрепление цифр 5,6» Рисование по шаблону «Снеговик» | - двигательное упражнение: «Кулак – ребро - ладонь». - работа с абакусом. - двигательное упражнение: «Ухо – нос». - рисование двумя руками по шаблону | Закрепить умение набирать число 5,6 на Абакусе. продолжать формировать графомоторные навыки. | Абакус, шаблоны для рисования | |
Февраль | 7 | «Знакомство с цифрой 7,8» Рисование на песочном столе «Морковь» | - двигательное упражнение: «Кулак – ребро - ладонь». - работа с абакусом. - двигательное упражнение: «Лягушка» - рисование двумя руками на песке | Умение набирать число 7,8 на Абакусе. продолжать формировать графомоторные навыки. | Абакус, песочные столы |
8 | «Закрепление цифр 7,8» Рисование по шаблону «Морковь» | - двигательное упражнение: «Кулак – ребро - ладонь». - работа с абакусом. - двигательное упражнение: «Перекрестное марширование». - рисование двумя руками по шаблону | Закрепить умение набирать число 7,8 на Абакусе. продолжать формировать графомоторные навыки. | Абакус, шаблоны для рисования | |
9 | «Знакомство с цифрой 9,10» Рисование на песочном столе «Бабочка» | - двигательное упражнение: «Кулак – ребро - ладонь». - работа с абакусом. - двигательное упражнение: «Лягушка» - рисование двумя руками на песке | Умение набирать число 9,10 на Абакусе. продолжать формировать графомоторные навыки. | Абакус, песочные столы | |
10 | «Закрепление цифр 1-10» Рисование по шаблону «Бабочка» | - двигательное упражнение: «Кулак – ребро - ладонь». - работа с абакусом. - двигательное упражнение: «Ухо – нос». - рисование двумя руками по шаблону | Закрепить умения набирать число 1-10 на Абакусе. продолжать формировать графомоторные навыки. | Абакус, шаблоны для рисования |
Приложение 3
Двигательные упражнения для снятия напряжения
1.«Кулак – ребро - ладонь».
Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющиеся друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром-выпрямленная ладонь. Упражнение выполняются сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
2. «Оладушки».
Правая рука лежит ладонью вниз, левая рука – ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорять.
Мы играли в ладушки -
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем,
И опять играть начнем.
3. «Пальчики здороваются».
Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соприкасаются с большим в следующем порядке: 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5, 1 – 4, 1 – 3, 1 – 2.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов,
Мух, червей, слепней, жуков.
4. «Лягушка».
Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут!
5. «Перекрестное марширование».
Шагаем, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Делаем 6 пар движений. Затем шагаем, касаясь рукой одноименного колена. Делаем 6 пар движений. Заканчиваем касанием по противоположной ноге.
6. «Ухо – нос».
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши. Меняем положение рук с точностью до наоборот.
Рекомендации по применению:
- доброжелательная обстановка, систематичность;
- точность выполнения движений и приемов;
- усложнение и наращивание темпа заданий;
- проведение упражнений перед интенсивной умственной нагрузкой.
Приложение 5
Методические рекомендации для родителей
Упражнения
- Пальчиковая гимнастика;
- Выполнение различных фигурок из пальцев;
- Массаж и самомассаж рук ребенка;
- Конструирование из кубиков мостов, домов, башен;
- Составление предметных разрезных картинок, пазлов (первоначально по образцу, затем по памяти);
- Складывание и выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр и других изображений из счетных палочек, спичек, камушков и др.;
- Обведение контуров предметных изображений;
- Вырезание различных фигур, полосок по контурам;
- Наматывание ниток на клубок, катушку, карандаш;
- Показ слов, стихов, загадок, сказок руками;
- Крупографика, работа с разными видами круп (сортировка, угадывание с закрытыми глазами, выкладывание различных контуров на пластилиновой основе).
- В домашних условиях использовать счеты вместо абакуса.
Выполнять следующие виды штриховок:
- Прямые вертикальные (сверху вниз);
- Горизонтальные (слева направо);
- Наклонные;
- Клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);
- Полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши);
- Крупными петельками.
Двигательные упражнения для снятия напряжения
1. «Кулак – ребро - ладонь».
Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющиеся друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром-выпрямленная ладонь. Упражнение выполняются сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
2. «Оладушки».
Правая рука лежит ладонью вниз, левая рука – ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорять.
Мы играли в ладушки -
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем,
И опять играть начнем.
3. «Пальчики здороваются».
Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соприкасаются с большим в следующем порядке: 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5, 1 – 4, 1 – 3, 1 – 2.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов,
Мух, червей, слепней, жуков.
4. «Лягушка».
Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут!
5. «Перекрестное марширование».
Шагаем, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Делаем 6 пар движений. Затем шагаем, касаясь рукой одноименного колена. Делаем 6 пар движений. Заканчиваем касанием по противоположной ноге.
6. «Ухо – нос».
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши. Меняем положение рук с точностью до наоборот.
Приложение 6
Методика "Дорожки" (по Л.А. Венгеру).
Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля за собственными действиями. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.
Инструкция для ребенка: Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаш от листа бумаги, и не съезжая с дорожки.
Уровень выполнения считается высоким, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз. Выше среднего, если был выход за дорожку, карандаш отрывается от листа не более 3 раз. Средний уровень, если было два выхода за дорожку, карандаш отрывался от листа не более 4 раз, дорожка не ровная, дрожащая. Ниже среднего, если карандаш отрывался более 4 раз, линии дрожащие, прерывистые, линии очень слабые или с очень сильным нажимом. Низкий — три и более выходов за пределы "дорожки", неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.
Методика «Домик» Н. И. Гуткина
Представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки. Хорошее выполнение рисунка оценивается в 5 баллов. Чем больше ошибок делает ребенок, тем меньшим количество баллов оценивается работа.
Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция для ребенка: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Попробуй нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок с "Домиком"). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Тебе понятно задание? Тогда приступай к рисунку".
Обработка экспериментального материала (проводится путем подсчета условных баллов за "ошибки"):
- отсутствие какой-либо детали рисунка (1 балл);
- жирная линия рисунка, от, которой продавлен и даже порван листок (1 балл);
- тонкая, едва заметная линия рисунка (1 балл);
- неровность линий (угловатые, дрожащие) (1 балл);
- увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (1балл);
- неправильно изображенный элемент рисунка (1 балл);
- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);
- отклонение прямых линий более, чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл);
- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);
- залезание линий одна на другую (1 балл).
Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребенок суммарная оценка.
Уровень развития мелкой моторики
В - высокий уровень- 0-1 балл; ВС- выше среднего - 2-3 балла; С - средний уровень - 4-5 баллов; НС - ниже среднего - 6-7 баллов; Н - низкий - 8-9 баллов.
При выполнении графической пробы «Заборчик» (А.Р. Лурия) ребенку предлагается продолжить нарисованный образец на нелинованной бумаге. Методика позволяет выявить особенности письма ребенка, способность повторить образец, точность повтора нарисованных элементов, способность письма без отрыва ручки от бумаги, нажим на ручку. Нарисованный образец представлен в приложении
Оценка результата:
4 балла - правильное выполнение задания, узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам;
3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;
2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;
0 баллов - задание не выполняется
Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак – ребро-ладонь» позволяет исследовать межполушарное взаимодействие. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: ребенок на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными.
Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний).
Оценка результатов:
5 баллов – правильно и быстро;
4 балла – правильно, но медленно;
3 балла – дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла – персеверации (повторение) на истощении;
1 балл – выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах, невыполнение;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"
Презентация на тему "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"...
Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе
Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности у детей при подготовке к школе...
«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню знаний, умений и навыков дошкольников, поступающих в школу. Некоторые авторы (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.Я. Панько, Е.Е. Кравцова...
Консультация «Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»
laquo;Формирование самостоятельности удетей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»...
Индивидуальная работа с родителями «Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе»
Индивидуальная работа с родителями«Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе»...
Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе
Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе...
Консультация для родителей Тема: Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе
Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его норма...