План по самообразованию на тему : "Триз"
материал (старшая группа)
Данный план по самообразованию рассчитан на три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_samoobrazovanie.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию на период с 2019 по 2021 г.г.
воспитателя МДОАУ Детский сад «ТОПОЛЕК»
Нуркеновой Камилы Жололиддиновны
высшей квалификационной категории.
Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель:
1. Повысить свой профессиональный уровень.
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.
Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.
Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ - РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.
Содержание деятельности | Сроки (начало- окончание) | Форма предоставления результатов |
1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2019-2020 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности. | ||
1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного процесса. | Сентябрь-Октябрь
| Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет. |
2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации по данной теме в Интернете. | Ноябрь | Изучение литературы, посещение интернет - лекций, интернет - семинаров и форумов по теме применения технологии ТРИЗ в ДОУ и проектной деятельности. |
-Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач». - Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас», Обнинск, 1997 – 111с. - Нурмухаметова А. Б., Нурмухаметова И. Ф. «Играя, развиваем. Развивая обучаем», Набережные челны, 1997 – 80 с. - Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с.
- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.). - «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.) |
| Подбор методического оснащения. Составление конспектов занятий, развлечений.
|
4. - Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.), №5,6 (1989 г.), №1,2,3,5 (1990 г.), №4 (1993 г.), №1 (1994 г.), №5 (1996 г.), №11 (1997 г.), №5,9 (1998 г.). - Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1,2,4 (2001 г ) - Газета «Детский сад во всех сторон» № 31, 41, 42 (2001г.)
| Март – Май | Применять в своей работе с детьми.
|
2. Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) 2020 – 2021 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса.
| ||
1. . Систематизировать практический материал по данной проблеме: Интернет - ресурсы (детские презентации). Развивающие компьютерные презентации: - «Инновации в образовании ТРИЗ - педагогика Педагогический совет. Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». - «Презентация по ТРИЗ (СО) + игры». | Сентябрь - Май
| Наглядный материал
|
2. Итоговая диагностика по технологий ТРИЗ-РТВ у детей. | Сентябрь-Май | Информационные листы в виде таблицы с результатами. |
3.Знакомство детей с новыми методами: 1) «Мозговой штурм» 2)Синектика 3)Метод Каталога Метод фокальных обьектов 4)Системный оператор 5)Кольца Луллия Морфологический анализ 6)Данетка Золотая рыбка 7)ММЧ( моделирование маленькими человечками) |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | Составление картотек с использованием данных методов.
|
4. Родительское собрание: « Знакомство с технологией ТРИЗ». | Ноябрь-декабрь | 1. - Игра «Знакомство». 2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция). 3. - «Давайте поиграем» (знакомство с играми для детей) |
5.Конкурс пособий по ТРИЗ-технологи среди родителей | Январь-февраль | Дидактические пособия своими руками. |
6.Консультации для родителей на тему: - « ТРИЗ в детском саду и дома». - «В помощь родителям развивающие игры ТРИЗ» | Март-апрель | Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. |
3. Распространение опыта своей работы 2021 – 2022 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях. Составление календарно - тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по технологий ТРИЗ-РТВ. | ||
1.Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru. | Сентябрь - Май | Публикации в социальной сети |
2. Оформление уголка по ТРИЗ- технологии | Октябрь – Апрель | Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей). |
3. Семинар-практикум для воспитателей: «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников. | Ноябрь | Семинар - практикум для воспитателей. |
4.Показ открытого занятия с использованием ТРИЗ- технологии для педагогов. | Декабрь | Развитие речи по ТРИЗ-технологии: -сочинение стихов -составление рассказов по картинке -составление текстов сказочного типа |
5.Составление картотек игр по ТРИЗ-технологии. | Январь -февраль | Дидактические пособия |
4.Мастер – класс по теме: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» | Март | Семинар - практикум для воспитателей. |
5. Консультации для воспитателей: «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ). | Апрель - Май | Повысить образовательный уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей. |
6. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме. | Май | Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ. Задачи: Созда...
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
Актуальность темы:Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
самообразование по теме ТРИЗ
В документе содержится полная информация по теме самообразования...
План по самообразованию на Тему: «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258» План по самообразованию Тема: &laq...
План по самообразованию "Использование методов ТРИЗ для развития активного творческого мышления дошкольников"
Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временно...