Консультация для педагогов
консультация
«Развитие культурно-гигиенических навыков: дежурство во всех возрастных группах по программе Н.М. Крыловой «Детский сад — дом радости».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие культурно-гигиенических навыков: дежурство во всех возрастных группах по программе Н.М. Крыловой «Детский сад — дом радости».
В содружестве с родителями воспитатели создали условия для тематической сервировки столов. В результате совместной творческой работы появились разнообразные тематические салфетки, изготовлены элементы декора, созданы букеты и композиции, собраны предметы для каждой темы (ракушки, вазочки, статуэтки, скульптуры малых форм, салфетницы, солонки и т.п.), приобретены тематические бумажные салфетки и посуда, недостающие столовые приборы.
Работая в подготовительной к школе группе. после просмотра учебного фильма «Труд — не насилие, а удовольствие», мы очень заинтересовались темой столового этикета. Автор программы «Детский сад — Дом радости» Н.М. Крылова предлагает в старшем дошкольном возрасте включать родителей в образовательный процесс через домашнее задание: придумать с ребенком тему для сервировки столов.
Дежурство — обязанность, которую нужно выполнять по порядку, правильно сервировать стол для себя и своих друзей. Конечно, если дежурство просто обязанность накрывать стол, у детей к нему очень быстро теряется интерес. Поэтому нужно превратить этот вид деятельности в творческий процесс, соревнование.
Ребенок подготовительной к школе группы уже научился выполнять эту деятельность на уровне самостоятельности, радостно, с удовольствием, без ошибок. В тематической сервировке проявляются творческая индивидуальность ребенка, его неповторимость, уникальность, желание удивить, позаботиться о красоте стола так, чтобы друзьям было приятно.
Нам помогали родители, которых мы вовлекли в этот процесс. Были проведены консультации, мастер-классы, семинары для родителей и педагогов, где мы рассказали о важности такой работы . Родителям захотелось участвовать в этом спектакле, в котором есть режиссер — воспитатель, артист — тот, кто сервирует стол, и зрители — те, кто им любуется.
Процесс приготовления к сервировке выглядит следующим образом: ребенок вместе с родителями выбирает определенную тему, мама шьет соответствующие теме салфетки, всей семьей подбирают необходимые посуду и материалы, изготавливают тематические атрибуты. Дома родители вместе с детьми обговаривают, как все это будет выглядеть при сервировке стола. Вот здесь и проявились творчество и фантазия родителей. С какой ответственностью и любовью они подошли к этой теме; говорили, что им самим было интересно участвовать и доставлять радость не только своему ребенку, но и другим участникам этого процесса. Приятно было видеть, когда родители обменивались советами, пожеланиями, посудой, заботливо помогали приобретать нужные и подходящие по теме материалы и даже подсказывали в выборе темы.
Что полезного в этой форме работы? С успехом решается задача развития эстетического восприятия окружающего мира, нравственно-эстетических чувств в процессе общения и в быту.
Хотим поделиться опытом совместной деятельности в этом направлении во всех возрастных группах.
Обучение правилам этикета в разных возрастных группах
Вторая младшая группа
Во второй младшей группе автор программы «Детский сад — Дом радости» Н.М. Крылова выделяет задачу: содействовать овладению культурно-гигиеническими навыками и умениями.
Мы учим малыша:
— правильно сидеть за столом (напоминаем в течение всего времени приема пищи сохранять осанку);
— аккуратно есть на индивидуальных красивых тканевых салфетках;
— правильно пользоваться столовыми приборами (держать столовую ложку, вилку (кусочек накалывать — зубчиками вниз, набирать гарнир — зубчиками вверх), указательный палец сверху, использовать для салата закусочную вилку, держать нож и размазывать им масло на кусочке хлеба, положив его на индивидуальную тарелку для хлеба, придерживая кончиками указательного и большого пальца, использованный нож для масла класть на хлебную тарелку);
— пищу брать понемногу; хорошо ее пережевывать, широко открыв рот, т.е. малыш может «чавкать», пока в речи не появятся все звуки, поскольку это полезно для развития артикуляционного аппарата;
— по мере необходимости пользоваться салфеткой;
— после еды вытирать бумажной салфеткой сначала рот, затем руки;
— закончив еду, осторожно переносить по одному предметы посуды и столовые приборы на раздаточный стол;
— после обеда полоскать рот кипяченой водой.
Во время приема пищи:
— привлекать внимание к заданному взрослым образцу правильного общения (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей);
— обращать внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.
Наши достижения
Дети второй младшей группы научились самостоятельно с помощью ножа делать бутерброд из хлеба с маслом, отделять ребром вилки кусочки котлеты, запеканки, помогать кусочком хлеба поддевать на вилку рассыпчатый гарнир, разминать зеленый горошек зубцами вилки и поддевать его как гарнир, вилку при этом держать, располагая указательный палец сверху. Дети самостоятельно вытирают рот, затем руки бумажными салфетками, уносят по одному предмету посуду и столовые приборы, индивидуальную тканевую салфетку.
Подражая взрослым, малыши держат красивую осанку за столом, вежливо обращаются к воспитателю и младшему воспитателю с просьбой, ведут разговоры о вкусной еде, благодарят.
В младшей группе на стол накрывает няня, используя схему последовательности сервировки стола, а посуду после себя дети относят сами. В конце года дети заботятся каждый сам о себе- сервируют стол самостоятельно, используя схему.
Средняя группа
В программе «Детский сад — дом радости» перед воспитателем средней группы стоят следующие задачи:
— приучать детей пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
— после еды относить посуду на раздаточный стол;
— полоскать рот после еды.
Во время приема пищи желательно разговаривать о любимой еде, продуктах, из которых ее приготовили. Стараться подбодрить детей: «Уже донышко видно! Будешь сильный! Зубки будут белые! Попробуй, это вкусно!» Разговоры на другие темы не поддерживать и не обсуждать в присутствии детей личные проблемы. Старайтесь следовать этому правилу.
Предлагаем бумажные салфетки в салфетницы ставить в необходимом количестве. Соблюдать ежедневно правила сервировки стола. Столовый нож предлагать детям, если в меню печеные оладьи, блинчики, оладьи печеночные (несмотря на то что это рубленое мясо — мы так договорились).
Для приготовления бутерброда с маслом на завтрак сервировать детям нож для масла.
Наши достижения
Воспитатели и родители воспитанников гордятся достижениями детей, научившихся пользоваться столовыми приборами:
— держат ложку снизу на среднем пальце, придерживая большим и указательным;
— вилку держат в правой руке, зубчиками вверх или вниз, в зависимости от блюда, чуть-чуть выставив вперед указательный пальчик;
— вилку держат в левой руке при использовании ножа;
— при употреблении блинчиков, оладий ножом отделяют небольшие кусочки;
— вилкой, поставленной на ребро, отделяют небольшие кусочки котлеты, запеканки, куриного суфле, вареников, сырников, нож при этом не используют;
— хлеб едят, отламывая небольшие кусочки;
— делают бутерброд с маслом на своей бутербродной тарелке.
После еды пользуются бумажной салфеткой (сначала вытирают рот, потом руки). Столовые приборы и посуду убирают по одному на сервировочный стол, тканевую салфетку сворачивают в конверт, стряхивают крошки на поднос, аккуратно складывают их в общую стопку на сервировочном столе. Ополаскивают рот кипяченой водой.
Дети осваивают сервировку стола на себя к завтраку, согласно схеме:
— тканевая салфетка вровень с краем стола;
— тарелка, на 2 см от края стола;
— блюдце справа, вверху от тарелки;
— чашка на блюдце, ручкой вправо;
— ложка десертная, черенком на 2 см от края стола, на 1 см от края тарелки;
— бутербродная тарелка слева, вверху от основной тарелки;
— нож для масла на бутербродную тарелку лезвием влево, черенком вниз;
— салфетница, по середине стола.
В средней группе переходим к сервировке стола по правилам- за каждым столом будет дежурный, который будет заботиться о своих «дружочках». Дежурит, кто хочет. Обучаем детей самооценке (я считаю, что подежурил хорошо- накрыл всем ребятам). Когда все научились дежурить, предлагаем детям график самооценки- «экран дежурства».
Старшая группа
В старшей группе продолжаем содействовать овладению культурой поведения за столом:
— есть бесшумно;
— пользоваться ножом и бутербродной тарелкой при намазывании масла на хлеб;
— правильно пользоваться столовым ножом для второго блюда (блинчики, оладьи печеные и печеночные), нож в правой руке, вилка в левой;
— столовой вилкой (указательный палец держать сверху, черенок вилки упирается в середину ладони), при употреблении зеленого горошка — придавить его слегка зубчиками, а потом поддеть на вилку;
— при употреблении котлеты, биточков, запеканки, вареников, куриного суфле, омлета, сырников отделять ребром вилки постепенно небольшие кусочки на один прием, держа ее в правой руке, нож при этом не используется;
— для салата использовать закусочную вилку;
— для употребления рыбы использовать вилку и кусочек хлеба;
— при пользовании столовой ложкой снимать жидкую пищу губами сбоку, а не с кончика;
— есть хлеб, отламывая небольшие кусочки;
— бумажной салфеткой пользоваться по мере необходимости, по окончании еды сначала вытирать ею рот, потом руки;
— после еды уносить по два столовых предмета одновременно на раздаточный стол;
— тканевую салфетку сворачивать конвертом, уносить на раздаточный стол, стряхивать крошки на поднос.
Наши достижения
Большое значение в программе «Детский сад — Дом радости» отводится трудовому воспитанию — необходимому, важнейшему условию успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные в труде с ранних лет, отличаются самостоятельностью, умением себя обслуживать. Трудовая деятельность должна способствовать общему развитию, расширению интересов детей, проявлению простейших форм сотрудничества.
В старшей группе процесс и объем труда усложняются. В начале года столько же дежурных, как и в средней группе. Самое главное — работа зрителей, появляются «дружочки» — «немые» помощники детей, ответственных за сервировку. До декабря дежурим как в средней группе (1 стол — 1 ответственный) — посуду носим по одному предмету. С декабря дежурный накрывает два стола и применяет новый способ переноса посуды и столовых приборов — на подносах, лотках, набирая их необходимое количество.
Повышается скорость сервировки столов, экономится время. В группе оформляется блокнот для самооценки дежурств, где дежурные вместе с «дружочками» оценивают результат своего труда.
Уровень самостоятельности старшего дошкольника стимулирует экспериментально-поисковую деятельность, в недрах которой идет поиск собственного неповторимого стиля исполнения. Происходит переход от изучения деятельности как предмета познания в форму самовыражения человеком своей индивидуальности.
Отличительная особенность самостоятельности детей старшей группы — ее организованность. Инициатива ребенка направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направить свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнить порученное им или задуманное дело в соответствии с требованиями взрослых.
Поэтому третья ступень «Лесенки успеха» в старшей группе — уровень самостоятельности, для которого характерны инициативность, ответственность за достижение результата.
В старшей группе процесс и объем труда усложняются. В начале года столько же дежурных, как и в средней группе. Самое главное- работа зрителей (как стоят, наблюдают). До декабря дежурим как в средней группе- посуду носим по одному предмету. С декабря дежурный накрывает на два стола и применяем новый способ переноса посуды- на разносах. Повышается скорость сервировки стола, экономия времени. С разноса на стол относим по одному предмету. В старшей группе заводится тетрадь для оценки дежурств (на каждого ребенка отдельный лист), где дежурные вместе с «дружочками» оценивают свой труд.
Подготовительная к школе группа
В старшем дошкольном возрасте ставятся задачи воспитания культуры поведения за столом:
— правильно принимать и сохранять позу за столом;
— правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом), знать порядок приема пищи: сначала салат (используя закусочную вилку), затем основные блюда;
— пищу брать понемногу, бесшумно ее пережевывать;
— по мере необходимости пользоваться салфеткой;
— осторожно переносить посуду и столовые приборы после еды на раздаточный стол (весь набор одновременно);
— полоскать рот после еды;
— аккуратно убирать предметы сервировки (салфетницы, вазочки с букетами, предметы декора на своем столе).
Освоив сервировку столов на уровне самостоятельности в старшем возрасте, ребенок подготовительной к школе группы имеет право нарушить порядок действий во время дежурства. У ребят появляется желание проявить творчество не только в порядке сервировки, но и в подборе посуды, салфеток, элементов декора. Но возникает проблема: материала, имеющегося в группе для этого, недостаточно.
Осенью мы озвучили эту проблему родителям на консультации «Тематическая сервировка столов в подготовительной к школе группе». Оформили в раздевальной комнате информационный красочный материал об этикете за столом. Воспитатели и дети вместе с родителями начали реализацию этого проекта. Уже в конце декабря дети радовались первым результатам.
Наши достижения
В настоящий момент дети сервируют с большим желанием, проявляют творчество, подбирают тему для своих друзей, чтобы порадовать их. Расширились представления о столовом этикете (сервировке, культуре поведения), а родители проявляют активность и заинтересованность в образовательном процессе.
Дети договариваются о дежурстве с вечера, выбирают себе «дружочка». «Дружочки» помогают дежурным жестом, взглядом, мимикой, чтобы утвердиться, достичь нужного результата. Например, один сервирует салфетки, другой тарелки, один блюдца, другой чашки, один бутербродные тарелки, другой салфетницы и т.д. Дети приходят к выводу, что так быстрее. Результат дежурства заносится после самооценки в специальный блокнот.
Деятельность, освоенная на уровне самостоятельности, — необходимая предпосылка для творчества. В подготовительной к школе группе дети достигают четвертой ступеньки «Лесенки успеха», если для этого созданы все условия. Для воспитателя каждый этап восхождения ребенка отражает успешный результат, эффективность всей работы, служит показателем сотворчества с ребенком и его семьей. Воспитанники научились самостоятельно сервировать столы, найдя индивидуальный стиль исполнения. Теперь они готовы творчески подойти к процессу и эту потребность необходимо культивировать, содействовать развитию у детей творчества в процессе сервировки. Мастерство взрослых должно проявиться в том, чтобы показать детям мастер-класс и увлечь их поиском новых тем, новых вариантов сервировки.
Таким образом, воспитатели, родители и дети подготовительной к школе группы в совместном творческом проекте приобрели новые знания, навыки, опыт активного взаимодействия, взаимопомощи, творческого союза.
Созданием новых тем для сервировки, например: «Сиреневая», «Пасха», «Дары солнца», «Луговые цветы», «На птичьем дворе», «Яблочный спас», «Вишневый сад», «Васильковая», «Радужная», «Золотая осень», «Музыкальная», «Сказочная», «Звездная» и др.
Возможно, использовать для сервировки, как однотонные скатерти разных цветов, так и индивидуальные тканевые салфетки размером 35Ѕ35 см как однотонные, так и с тематическим рисунком и обязательно во всем соблюдать меру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...