«Организация работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ»
методическая разработка (старшая группа)

Алексеева Екатерина Петровна

Тематическая проверка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx50.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

тематической проверки

«Организация  работы в ДОУ  по речевому развитию детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ»

          Срок..

Ц е л ь : Изучить организацию  работы по речевому        развитию дошкольников

Задачи:

  • изучить планирование организованной образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в календарных и перспективных планах воспитателей групп;
  • изучить развивающую передметно-пространственную среду  созданную в группах для речевого развития;
  • определить уровень компетентности педагогов: в направлении работы по речевому развитию детей;
  • проанализировать работу с родителями по речевому развитию детей;
  • выбрать  направление работы с педагогами по данной теме.

Оценочный инструментарий:

  • карта        проверки        планирования        организованной        образовательной деятельности по речевому развитию детей
  • карта анализа проведения организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми
  • карта оценки профессиональных умений воспитателей по проведению организованной образовательной деятельности с детьми
  • карта наблюдения за деятельностью детей
  • карта        анализа        предметно-развивающей        среды        для        речевого развития дошкольников
  • карта анализа работы с родителями по вопросам речевого развития дошкольников
  • график проведения тематического контроля
  • АНКЕТА для педагогов ДОУ
  • АНКЕТА для родителей  ДОУ
  • Карта взаимопроверки «Анализ работы учителя-логопеда с детьми группы комбинированной направленности»
  • Карта  анализа работы воспитателей  на группе компенсирующей направленности
  • Карта анализа индивидуальной работы учителя – логопеда с детьми

График проведения тематического контроля

«Организация работы по речевому развитию дошкольников»

п/п

Содержание

Методы

Сроки

1.

Планирование организованной образовательной деятельности по речевому

развитию детей

Анализ перспективных и календарных планов работы на группах

2.

Выявление уровня знаний, умений и навыков детей

Посещение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, наблюдение, беседа.

3.

Оценка профессиональных умений воспитателей

Посещение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, наблюдение

4.

Оценка предметно- развивающей материальной среды

Изучение предметно- развивающей среды для речевого развития

дошкольников

5.

Изучение форм взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития дошкольников

Изучение планов работы с родителями, наглядности в родительских уголках

13

6.

Взаимопроверка  логопедов по речевому развитию.

Посещение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, наблюдение

 

Карта проверки планирования

организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей

Дата проверки _______________.

Проводила

№ п/п

Критерии анализа

Возрастные группы

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подгот. группа

4

10

9

3

6

8

12

5

7

11

1.

Планирование НОД по речевому развитию дошкольников в перспективных планах:  -наличие

-соответствие программным требованиям данной возрастной группы

-систематичность

-методическая грамотность

--соответствие комплексо-тематическому планированию.

2.

Планирование НОД по речевому развитию дошкольников в календарных планах:

-наличие

-соответствие программным требованиям данной возрастной группы

-систематичность

-методическая грамотность

-соответствие комплексо-тематическому планированию.

3.

Планирование работы по речевому развитию детей по заданию логопеда:

-наличие

-соответствие требованиям возрастной группы

-систематичность

-методическая грамотность

4

Работа с документацией  своевременное заполнение индивидуального маршрута на каждого ребенка.

Выводы.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

               

Карта анализа проведения организованной образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников

Дата проверки ______________             Группа _______________________________

Воспитатель ____________________________________________

Тема: «__________________________________________________________________»

Задачи______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ п/п

Вопросы для изучения

Содержание, данные наблюдения

1.

Выполнение задач:

образовательных; развивающих; воспитательных

2.

Соблюдение общей структуры занятия

3.

Разнообразие и целесообразность использования методов и приёмов

4.

Соответствие методов и приёмов возрастной группе детей

5.

Используемые методы и приемы  по развитию речи:

Наглядные( рассматривание картин, описание иллюстраций Составление рассказа  по картинке)

Словесные ( пересказ, повторное проговаривание, словесные упражнения)

Практические ( дидактические игры,  игровые упражнения,  игры-занятия)

6.

Соблюдение здоровьесбережения:

проведение физминутки, динамических пауз; смена видов деятельности;

контроль за осанкой детей; пальчиковая гимнастика

7.

Подбор пособий, оборудования, игрушек

8.

Осуществление индивидуального и

дифференцированного подхода к детям

9.

Речь воспитателя

10.

Поведение детей:

активность успешность утомляемость

11.

Контроль за речью детей  ( правильность звукопроизношения ,  полнота  ответов)

12.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований

13.

Продолжительность НОД

14.

Подведение итогов НОД

Выводы.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ознакомлен______________

Карта анализа предметно-развивающей среды для речевого развития дошкольников

№ группы

№п/п

Критерии анализа

1.

Наличие книжного уголка

Оборудование:достаточная освещённость; наличие стола и стульев для детей;  наличие полочек или стеллажей для книг

Соответствие содержания возрастной группе детей

Разнообразие содержания

Периодическая сменяемость материалов

Состояние книг

Игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук :наличие; разнообразие; соответствие возрастной группе; эстетичность.

Дидактические игры:

По основным лексическим темам, соответствующие  программе обучения  (по развитию словаря, грамматического строя и связной речи)

По развитию звуковой культуры речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова)

По развитию фонематических процессов (звукового анализа и синтеза, различения звуков речи)

Наличие и разнообразие сюжетно-ролевых игр

Картотека дидактического материала

Пальчиковые игры

Предметные и сюжетные картинки для рассматривания (по основным лексическим темам)

Артикуляционные и голосовые упражнения.

Оборудование для театрализованной деятельности:

Ширма и наборы игрушек для кукольного театра

Фланелеграф

Настольный театр

Элементы театральных костюмов

Разнообразие игрушек

Игровые модули для организации сюжетно- ролевых игр

Игрушки-заместители

Методическая литература по речевому развитию детей: наличие; разнообразие.

Пособия для занятий

Наглядные (предметные,сюжетные картины, схемы): наличие; разнообразие; соответствие возрастной группе; эстетичность.

Дидактические (раздаточный материал): наличие; разнообразие; соответствие возрастной группе; эстетичность.

В группах компенсирующей направленности  наличие уголка логопеда ( картотека по автоматизации звукопроизношения )

Выводы.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проверяющий: ______________________________________

 Проверяемый _______________________________________

Карта анализа форм взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития дошкольников

№ п/п

Критерии анализа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготови

-тельная  группа

1.

План работы с родителями по  речевому развитию

2.

Информация по теме в уголке для родителей:

2.1.

требования для данной возрастной группы

2.2.

информация о проведении  непосредственной образовательной деятельности с детьми

2.3.

Консультации  по направлениям работы по речевому развитию

2.4.

Эстетичность оформления

3.

Проведение родительских собраний

4

Открытые мероприятия с детьми и родителями.

Выводы.

  • _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации.

-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ознакомнены: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА для педагогов ДОУ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в данном анкетировании и ответить на предлагаемые вопросы.

Ф.И.О. педагога__________________________________________________________

№ группы , возраст детей ____________________________________________________

1.Какие из разделов вызывают у Вас затруднения в работе  (укажите конкретные проблемы):

– воспитание звуковой культуры речи

_____________________________________________________________________________

– формирование связной речи

_____________________________________________________________________________

– развитие словаря и грамматических навыков

_____________________________________________________________________________

– подготовка к обучению грамоте

_____________________________________________________________________________

2. Что по вашему мнению  воспитание звуковой культуры речи?

_____________________________________________________________________________

3. Что именно  в  рабое т по развитию связной речи вызывает у  Вас трудности:

– обучение пересказу;

– обучение составлению рассказа (рассказывание по картине; описательный рассказ; рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ из опыта детей; творческие рассказы) – нужное подчеркнуть.

4. Конспекты занятий по развитию речи Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях, Интернете? – нужное подчеркнуть

5. Как  Вы организуете взаимодействие с семьей ребенка в направлении развития речи:

– беседы на родительских собраниях (как часто) ______________________________

– индивидуальные беседы (как часто)_______________________________________

– информационные доски, папки-передвижки;

– групповая библиотека;

– другое (укажите)

_____________________________________________________________________________

6. Помощь учителя-логопеда  воспитателям в чем,  должна заключаться ? :

– обзорные консультации;

– индивидуальные консультации;

– подбор методической литературы;

– подбор дидактических игр и пособий;

– другое (укажите) ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Что бы Вы  хотели бы обсудить со специалистами ДОУ (в смысле комплексного воздействия на формирование речи у детей)?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Чем  Вы могли   бы поделиться с коллегами?

                                               АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

  1. Как Вы оцениваете речевое развитие Вашего ребенка в целом:
  • хорошее;
  • среднее;
  • удовлетворительное
  1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
  • только родители;
  • только детский сад;
  • совместно
  1. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)
  2. Развиваете ли речь Вашего ребенка дома? Если да, то как?

____________________________________________________________________________

  1. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)
  2. Играете ли Вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у Вас дома? (перечислите их)          
  3. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?________________________________________________

8. Какую помощь вы хотели бы получить от педагогов? ____________________________________________________________________________

                                                             

                                                             

Карта взаимопроверки

«Анализ работы учителя-логопеда

с детьми группы комбинированной направленности»

Тема:________________________________________________________________________

Дата проведения    _________________ Возрастная группа________________________

ФИО педагога        ____________________________________

Начало занятия____________________ Окончание занятия______________________

п/п

Критерий анализа

Уровни оценок

да

нет

частич.

Условия, оборудование, инструмент

Выполнение санитарно-гигиенических требований

Пособия, наглядный материал, дидактические игры (разнообразие, эстетический вид, формат, и т.д.)

Содержание работы, доступность материала, использование игр и занимательных заданий

Форма организации деятельности:

  • подгрупповая

  • индивидуальная

Творческий подход

Периодичность и длительность индивидуальных занятий

Индивидуальные тетради для работы с ребенком в семье

Индивидуальный план коррекции на каждого ребенка

Речевая карта ребенка

Отражение индивидуальной работы с детьми в календарном плане

Задания по грамматике

Работа над фонематикой

Работа по развитию внимания

Работа над моторикой

Работа над связной речью

Проведение физминутки во время занятия.

Выводы:  _____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта  анализа работы воспитателей  на группе

компенсирующей направленности

Критерий анализа

Содержание, данные  наблюдения

Владение методикой воспитания и обучения детей с нарушениями речи

Умение воспитателя реализовывать индивидуальный подход к детям.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Использование на занятии игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, мимики и др.)

Соответствие этапу логопедической работы, то есть учет

а) речевых возможностей детей,

б) состояния их неречевых функций,

в) специфических форм речи.

Работа  по заданию логопеда

 со всей группой

Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Отражение коррекционно-развивающей работы с детьми – логопатами в Рабочей программе

Выполнение рекомендаций учителя-логопеда

Дифференцированные подход к детям в организации фронтальной деятельности с детьми

Наличие картотеки дидактических игр, логоритмических упражнений.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в группе для организации коррекционно-развивающей работы

Организация педагогической диагностики по разделу программы «Речевое развитие»

Организация совместных мероприятий  с логопедом по проектам или участие в них

Выводы:  _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта анализа индивидуальной работы учителя – логопеда с детьми

«___»_______________________20____г.

Ф.И.О. учителя – логопеда ________________________________________________________

Возрастная группа, речевой диагноз_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

№ п/п

Критерий анализа

Уровни оценок

Отлично

Хорошо

Удовлетвори

тельно

1

Условия, оборудование, инструмент

2

Выполнение санитарно-гигиенических требований

3

Пособия, наглядный материал, дидактические игры (разнообразие, эстетический вид, формат, и т.д.)

4

Речевая карта ребенка

5

Индивидуальный маршрут  на каждого ребенка

6

Индивидуальные тетради для работы с ребенком

7

Индивидуальная работа с детьми отраженая в календарном плане

8

Организация индивидуального занятия

9

Содержание работы, доступность материала, использование игр и занимательных заданий

10

Творческий подход

11

Периодичность и длительность индивидуальных занятий

 (15-20 минут 2-3 раза в неделю)

Выводы, рекомендации:________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ознакомлен_____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

Экспресс-речевая карта  обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...