«Организация работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПЛАН
тематической проверки
«Организация работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ»
Срок..
Ц е л ь : Изучить организацию работы по речевому развитию дошкольников
Задачи:
- изучить планирование организованной образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в календарных и перспективных планах воспитателей групп;
- изучить развивающую передметно-пространственную среду созданную в группах для речевого развития;
- определить уровень компетентности педагогов: в направлении работы по речевому развитию детей;
- проанализировать работу с родителями по речевому развитию детей;
- выбрать направление работы с педагогами по данной теме.
Оценочный инструментарий:
- карта проверки планирования организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей
- карта анализа проведения организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми
- карта оценки профессиональных умений воспитателей по проведению организованной образовательной деятельности с детьми
- карта наблюдения за деятельностью детей
- карта анализа предметно-развивающей среды для речевого развития дошкольников
- карта анализа работы с родителями по вопросам речевого развития дошкольников
- график проведения тематического контроля
- АНКЕТА для педагогов ДОУ
- АНКЕТА для родителей ДОУ
- Карта взаимопроверки «Анализ работы учителя-логопеда с детьми группы комбинированной направленности»
- Карта анализа работы воспитателей на группе компенсирующей направленности
- Карта анализа индивидуальной работы учителя – логопеда с детьми
График проведения тематического контроля
«Организация работы по речевому развитию дошкольников»
№ п/п | Содержание | Методы | Сроки |
1. | Планирование организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей | Анализ перспективных и календарных планов работы на группах | |
2. | Выявление уровня знаний, умений и навыков детей | Посещение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, наблюдение, беседа. | |
3. | Оценка профессиональных умений воспитателей | Посещение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, наблюдение | |
4. | Оценка предметно- развивающей материальной среды | Изучение предметно- развивающей среды для речевого развития дошкольников | |
5. | Изучение форм взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития дошкольников | Изучение планов работы с родителями, наглядности в родительских уголках | 13 |
6. | Взаимопроверка логопедов по речевому развитию. | Посещение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, наблюдение |
|
Карта проверки планирования
организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей
Дата проверки _______________.
Проводила
№ п/п | Критерии анализа | Возрастные группы | |||||||||
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подгот. группа | ||||||||
4 | 10 | 9 | 3 | 6 | 8 | 12 | 5 | 7 | 11 | ||
1. | Планирование НОД по речевому развитию дошкольников в перспективных планах: -наличие -соответствие программным требованиям данной возрастной группы -систематичность -методическая грамотность --соответствие комплексо-тематическому планированию. | ||||||||||
2. | Планирование НОД по речевому развитию дошкольников в календарных планах: -наличие -соответствие программным требованиям данной возрастной группы -систематичность -методическая грамотность -соответствие комплексо-тематическому планированию. | ||||||||||
3. | Планирование работы по речевому развитию детей по заданию логопеда: -наличие -соответствие требованиям возрастной группы -систематичность -методическая грамотность | ||||||||||
4 | Работа с документацией своевременное заполнение индивидуального маршрута на каждого ребенка. |
Выводы.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта анализа проведения организованной образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников
Дата проверки ______________ Группа _______________________________
Воспитатель ____________________________________________
Тема: «__________________________________________________________________»
Задачи______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Вопросы для изучения | Содержание, данные наблюдения |
1. | Выполнение задач: образовательных; развивающих; воспитательных | |
2. | Соблюдение общей структуры занятия | |
3. | Разнообразие и целесообразность использования методов и приёмов | |
4. | Соответствие методов и приёмов возрастной группе детей | |
5. | Используемые методы и приемы по развитию речи: | |
Наглядные( рассматривание картин, описание иллюстраций Составление рассказа по картинке) | ||
Словесные ( пересказ, повторное проговаривание, словесные упражнения) | ||
Практические ( дидактические игры, игровые упражнения, игры-занятия) | ||
6. | Соблюдение здоровьесбережения: проведение физминутки, динамических пауз; смена видов деятельности; контроль за осанкой детей; пальчиковая гимнастика | |
7. | Подбор пособий, оборудования, игрушек | |
8. | Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям | |
9. | Речь воспитателя | |
10. | Поведение детей: активность успешность утомляемость | |
11. | Контроль за речью детей ( правильность звукопроизношения , полнота ответов) | |
12. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований | |
13. | Продолжительность НОД | |
14. | Подведение итогов НОД |
Выводы.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ознакомлен______________
Карта анализа предметно-развивающей среды для речевого развития дошкольников
№ группы
№п/п | Критерии анализа | |
1. | Наличие книжного уголка | |
Оборудование:достаточная освещённость; наличие стола и стульев для детей; наличие полочек или стеллажей для книг | ||
Соответствие содержания возрастной группе детей | ||
Разнообразие содержания | ||
Периодическая сменяемость материалов | ||
Состояние книг | ||
Игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук :наличие; разнообразие; соответствие возрастной группе; эстетичность. | ||
Дидактические игры: | ||
По основным лексическим темам, соответствующие программе обучения (по развитию словаря, грамматического строя и связной речи) | ||
По развитию звуковой культуры речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова) | ||
По развитию фонематических процессов (звукового анализа и синтеза, различения звуков речи) | ||
Наличие и разнообразие сюжетно-ролевых игр | ||
Картотека дидактического материала | ||
Пальчиковые игры | ||
Предметные и сюжетные картинки для рассматривания (по основным лексическим темам) | ||
Артикуляционные и голосовые упражнения. | ||
Оборудование для театрализованной деятельности: | ||
Ширма и наборы игрушек для кукольного театра | ||
Фланелеграф | ||
Настольный театр | ||
Элементы театральных костюмов | ||
Разнообразие игрушек | ||
Игровые модули для организации сюжетно- ролевых игр | ||
Игрушки-заместители | ||
Методическая литература по речевому развитию детей: наличие; разнообразие. | ||
Пособия для занятий | ||
Наглядные (предметные,сюжетные картины, схемы): наличие; разнообразие; соответствие возрастной группе; эстетичность. | ||
Дидактические (раздаточный материал): наличие; разнообразие; соответствие возрастной группе; эстетичность. | ||
В группах компенсирующей направленности наличие уголка логопеда ( картотека по автоматизации звукопроизношения ) |
Выводы.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проверяющий: ______________________________________
Проверяемый _______________________________________
Карта анализа форм взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития дошкольников
№ п/п | Критерии анализа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготови -тельная группа | ||||||
1. | План работы с родителями по речевому развитию | ||||||||||
2. | Информация по теме в уголке для родителей: | ||||||||||
2.1. | требования для данной возрастной группы | ||||||||||
2.2. | информация о проведении непосредственной образовательной деятельности с детьми | ||||||||||
2.3. | Консультации по направлениям работы по речевому развитию | ||||||||||
2.4. | Эстетичность оформления | ||||||||||
3. | Проведение родительских собраний | ||||||||||
4 | Открытые мероприятия с детьми и родителями. |
Выводы.
- _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации.
-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ознакомнены: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНКЕТА для педагогов ДОУ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в данном анкетировании и ответить на предлагаемые вопросы.
Ф.И.О. педагога__________________________________________________________
№ группы , возраст детей ____________________________________________________
1.Какие из разделов вызывают у Вас затруднения в работе (укажите конкретные проблемы):
– воспитание звуковой культуры речи
_____________________________________________________________________________
– формирование связной речи
_____________________________________________________________________________
– развитие словаря и грамматических навыков
_____________________________________________________________________________
– подготовка к обучению грамоте
_____________________________________________________________________________
2. Что по вашему мнению воспитание звуковой культуры речи?
_____________________________________________________________________________
3. Что именно в рабое т по развитию связной речи вызывает у Вас трудности:
– обучение пересказу;
– обучение составлению рассказа (рассказывание по картине; описательный рассказ; рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ из опыта детей; творческие рассказы) – нужное подчеркнуть.
4. Конспекты занятий по развитию речи Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях, Интернете? – нужное подчеркнуть
5. Как Вы организуете взаимодействие с семьей ребенка в направлении развития речи:
– беседы на родительских собраниях (как часто) ______________________________
– индивидуальные беседы (как часто)_______________________________________
– информационные доски, папки-передвижки;
– групповая библиотека;
– другое (укажите)
_____________________________________________________________________________
6. Помощь учителя-логопеда воспитателям в чем, должна заключаться ? :
– обзорные консультации;
– индивидуальные консультации;
– подбор методической литературы;
– подбор дидактических игр и пособий;
– другое (укажите) ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Что бы Вы хотели бы обсудить со специалистами ДОУ (в смысле комплексного воздействия на формирование речи у детей)?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Чем Вы могли бы поделиться с коллегами?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
- Как Вы оцениваете речевое развитие Вашего ребенка в целом:
- хорошее;
- среднее;
- удовлетворительное
- Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
- только родители;
- только детский сад;
- совместно
- Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)
- Развиваете ли речь Вашего ребенка дома? Если да, то как?
____________________________________________________________________________
- Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)
- Играете ли Вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у Вас дома? (перечислите их)
- В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?________________________________________________
8. Какую помощь вы хотели бы получить от педагогов? ____________________________________________________________________________
Карта взаимопроверки
«Анализ работы учителя-логопеда
с детьми группы комбинированной направленности»
Тема:________________________________________________________________________
Дата проведения _________________ Возрастная группа________________________
ФИО педагога ____________________________________
Начало занятия____________________ Окончание занятия______________________
№ п/п | Критерий анализа | Уровни оценок | ||
да | нет | частич. | ||
Условия, оборудование, инструмент | ||||
Выполнение санитарно-гигиенических требований | ||||
Пособия, наглядный материал, дидактические игры (разнообразие, эстетический вид, формат, и т.д.) | ||||
Содержание работы, доступность материала, использование игр и занимательных заданий | ||||
Форма организации деятельности: | ||||
| ||||
| ||||
Творческий подход | ||||
Периодичность и длительность индивидуальных занятий | ||||
Индивидуальные тетради для работы с ребенком в семье | ||||
Индивидуальный план коррекции на каждого ребенка | ||||
Речевая карта ребенка | ||||
Отражение индивидуальной работы с детьми в календарном плане | ||||
Задания по грамматике | ||||
Работа над фонематикой | ||||
Работа по развитию внимания | ||||
Работа над моторикой | ||||
Работа над связной речью | ||||
Проведение физминутки во время занятия. |
Выводы: _____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта анализа работы воспитателей на группе
компенсирующей направленности
Критерий анализа | Содержание, данные наблюдения | |
Владение методикой воспитания и обучения детей с нарушениями речи | ||
Умение воспитателя реализовывать индивидуальный подход к детям. | ||
Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. | ||
Использование на занятии игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, мимики и др.) | ||
Соответствие этапу логопедической работы, то есть учет а) речевых возможностей детей, б) состояния их неречевых функций, в) специфических форм речи. | ||
Работа по заданию логопеда со всей группой | ||
Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. | ||
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания). | ||
Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале. | ||
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. | ||
Отражение коррекционно-развивающей работы с детьми – логопатами в Рабочей программе | ||
Выполнение рекомендаций учителя-логопеда | ||
Дифференцированные подход к детям в организации фронтальной деятельности с детьми | ||
Наличие картотеки дидактических игр, логоритмических упражнений. | ||
Оформление развивающей предметно-пространственной среды в группе для организации коррекционно-развивающей работы | ||
Организация педагогической диагностики по разделу программы «Речевое развитие» | ||
Организация совместных мероприятий с логопедом по проектам или участие в них |
Выводы: _____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта анализа индивидуальной работы учителя – логопеда с детьми
«___»_______________________20____г.
Ф.И.О. учителя – логопеда ________________________________________________________
Возрастная группа, речевой диагноз_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________
№ п/п | Критерий анализа | Уровни оценок | ||
Отлично | Хорошо | Удовлетвори тельно | ||
1 | Условия, оборудование, инструмент | |||
2 | Выполнение санитарно-гигиенических требований | |||
3 | Пособия, наглядный материал, дидактические игры (разнообразие, эстетический вид, формат, и т.д.) | |||
4 | Речевая карта ребенка | |||
5 | Индивидуальный маршрут на каждого ребенка | |||
6 | Индивидуальные тетради для работы с ребенком | |||
7 | Индивидуальная работа с детьми отраженая в календарном плане | |||
8 | Организация индивидуального занятия | |||
9 | Содержание работы, доступность материала, использование игр и занимательных заданий | |||
10 | Творческий подход | |||
11 | Периодичность и длительность индивидуальных занятий (15-20 минут 2-3 раза в неделю) |
Выводы, рекомендации:________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ознакомлен_____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....
Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.
Экспресс-речевая карта обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....
Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»
Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...