"Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л
рабочая программа (младшая группа)
"Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheski_rekomendatsii_pechora.doc | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНЗДРАВА РФ
КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
ЛАБОРАТОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МИПКРО
Методические рекомендации.
Психолого-педагогическое обследование
детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет.
Реабилитационные игры и занятия с детьми.
Методические рекомендации составлены
доцентом кафедры
Печорой К.Л.
Москва
1995
Определяющие показатели, лежащие в основе психического развития детей от 1 года до 6 лет.
№ | 2-й год | 3-й год | 4-5-й год | 6-й год |
1. | Ходьба – приобретение вертикальной походки. Освобождаются руки, меняется облик, появляется возможность общения с окружающим миром. | Совершенствование мелкой и крупной моторики. | ||
2. | Восприятие из сенсорного переходит в предметное через слово взрослого. | Развитие восприятия в контексте продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование). Ориентировка во времени, пространстве. | ||
Ориентировка в форме, величине, цвете. | Уточнение восприятия в результате перцептивных действий. | |||
3. | Действия с предметами – ведущий вид деятельности на основе подражания, отображения. | Игра носит сюжетный характер. Начало ролевой игры | Ролевая игра. | Творческие игры. |
4. | Мышление носит наглядно-действенный характер. «Мышление руками». Решение мыслительных задач в практической деятельности. | Наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление (понятия, суждения, умозаключения). | ||
5. | Синзитивный период в развитии речи | Речь – средство общения с окружающими. | Произносит все звуки. | |
Средство познания окружающего. Увеличение запаса слов. Формирование связной речи. | ||||
Умение пересказывать, составлять рассказ по картинке. | ||||
6. | Внимание, память носят непроизвольный характер | Внимание, память начинают носить произвольный характер. | ||
Увеличивается распространенность внимания. Увеличивается объем, прочность, длительность запоминания. | ||||
7. | Складывается характер взаимоотношений с окружающими. Начало формирование отдельных черт личности. | Кризис 3-х лет в результате противоречия между стремлением ребенка к самостоятельности и старыми способами отношений взрослого к ребенку. | Оценка личности окружающих, их поступков. | |
Самооценка. | ||||
8. | Социально-психологическая перестройка готовности к школе. |
Диагностика сенсорного развития детей от 1 года 3 месяцев до 3 лет.
Диагностика.
Возраст. | Форма. | Величина. | Цвет. |
1 год 3 мес. | Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов с разницей в 3 см. | ||
1 год 6 мес. | Ориентируется в 4 контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма (в 3 см). | ||
1 год 9 мес. | Ориентируется в 3 контрастных величинах с разницей в 3 см. | ||
2 года | Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор по образцу однородных парных предметов – варежки). | ||
2 года 6 мес. | Ориентируется в 6 контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма, цилиндр, конус (подбор к образцу). | Ориентируется в 4 контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов). | |
3 года | Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу). | Называет 4 цвета. |
Сенсорное развитие от 1 года 3 месяцев до 3 лет.
Игры-занятия.
Возраст. | Форма. | Величина. | Цвет. | ||
Матрешки. | Пирамида. | ||||
1 год 3 мес. | Игра со строителем. Прокатывание шариков. | 2 контрастные матрешки: одна раскладывается, другая – нет. | Пирамида из 4-5 колец одного размера. | Называние всех цветов | |
1 год 6 мес. | Занимательные коробки. Соотнесение формы предмета к форме отверстия (2 формы: круг, квадрат). | 2 раскладывающиеся матрешки контрастной величины | 4-5 колец двух контрастных величин | ||
1 год 9 мес. | То же (4 формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | 3 контрастные матрешки: две раскрываются, одна – нет. | 6 колец трех контрастных величин. | Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу». | |
2 года | Подбор к образцу предметов близкой формы (неваляшка, елка). | 3 контрастные раскрывающиеся матрешки. | 4-5 колец контрастных величин (через кольцо – 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е). | Сортировка (подбор по образцу). | Называние всех цветов и оттенков. |
2 года 6 мес. | Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению. | Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей. | Пирамида из 6-8 колец. | Цветное лото. | |
3 года. | Составление разрезных картинок из 2 частей. Мешочек наощупь. | Пирамида из 8-10 колец. | Дидактические игры: принеси, назови. |
Кроме того: Дидактические игры:
- С природным материалом.
- На развитие слухового внимания.
- Загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («Что белое?», «Кто плавает?», «Кто, что летает?»).
Диагностика игры и действий с предметами детей с 1 года 3 месяцев до 3 лет.
Возраст. | Диагностика. | Игры и занятия. |
1 год 3 мес. | Воспроизводит ряд разученных действий:
| Показ предметов и действий с ними. Сюжетные показы. |
1 год 6 мес. | Отображает отдельные действия:
| Наблюдения. Руководство играми с проблемной ситуацией. |
1 год 9 мес. | Воспроизводит несложные постройки типа ворот, скамейки, перекрытия. | Предложение использовать в игре предметы-заместители. |
2 года | Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию» «Купание куклы» (кукла, ванночка, губка, полотенце, кубик, мыло). | Воображаемые предметы. |
2 года 6 мес. | Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец). Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает. | Кукольный театр. Игры с ролями. Настольные игры с сюжетными игрушками. |
3 года | Начало ролевой игры. | Дидактические игры. Строительные игры. |
Диагностика речевого развития детей с 1 года 3 месяцев до 3 лет.
Возраст. | Диагностика. | Игры и занятия. | ||
Понимание речи. | Активная речь. | |||
1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро растет. Предметы:
| Лепет, облегчающий слова в обычной ситуации двигательной активности. |
| |
1 год 6 мес. | Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации). Предметы:
| Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос: «Кто это?». Слово облегченное и правильное. Материал: кукла, зайчик, машина, котенок. | ||
1 год 9 мес. | Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос: «Где?»:
| Обозначает свои действия словами, применяя 2-х словные предложения (в естественной ситуации, игре, общении). |
| |
2 года | Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка. | При общении со взрослым пользуется 3-х словными предложениями в естественной ситуации. | ||
2 года | Грамматика. | Вопросы. | 1.Теневой кукольный театр. 2.Экскурсии, наблюдения. 3.Рассказы без показа, сказки. 4. Рассказы по картинке. 5.Дидактические игры. Лото «Малышам», «Кому что нужно?». | |
6 мес. | В речи использует многословные предложения в естественной ситуации. | «Где?», «Куда?». | ||
3 года | В опыте речи ребенка появились придаточные предложения | «Почему?», «Когда?». |
Показатели развития детей второго года жизни.
Линия | 1 год 3 месяца | |
развития | Показатели | Методика выявления |
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба). | Перед ребенком выкладывается маленький куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает. |
Общие движения (О) | Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется). | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры – выполняет ли он указанные движения. |
Игра (И) | Умеет воспроизводить в игре различные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.). | Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка – предлагается покормить куклу. Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать). Нанизывает на стержень 4-5 колец. Ребенок должен выполнить все три действия. |
Речь активная (РА) | Пользуется лепетом и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»). | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется он лепетом и словами. |
Речь понимаемая (РП) | Значительно увеличивается запас понимаемых слов. | По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки. Находит предметы обуви, одежды. Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи спать). По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем ручки и т.д.). Ребенок выполняет задания. |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. | Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого. |
Линии | 1 год 6 месяцев | |
развития | Показатели | Методика выявления |
Сенсорное развитие (С) | Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику кубик). | Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом. Ребенок выполняет оба задания. |
Общие движения (О) | Движения более скоординированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу). | Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать. |
Игра (И) | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.). | Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: «Кукла не причесана», «У куклы грязный нос». Ребенок причесывает куклу и вытирает нос. |
Речь активная (РА) | В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы. | Из мешочка или коробочки неожиданно показываются предметы (кукла, зайчик, петушок, котенок) и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченно или правильно («ля-ля», «кукла»). |
Речь понимаемая (РП) | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака белая, кукла. Взрослый предлагает найти собачку одну или другую. Затем поменять местами и спросить еще раз: «Где собачка?». |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. | Во время кормления ребенок съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке). |
Линии | 1 год 9 месяцев | |
развития | Показатели | Методика выявления |
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает три разных по величине предмета (например, три куба). | Взрослый достает кубы один из другого, ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку собрать. Ребенок собирает кубы соответственно величине (10 см, 7 см, 4 см). |
бщие движения (О) | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см. | Ребенок должен пройти по доске указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти может при помощи взрослого). |
Игра (И) | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | Взрослый предлагает ребенку построить «ворота», при этом один раз показать (ставить два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально). |
Речь активная (РА) | Пользуется 2-х словными предложениями. | Взрослый наблюдает как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия 2-х словным предложением. Например: «Кукла спать». |
Речь понимаемая (РП) | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | Ребенку предлагается рассмотреть одну за другой четыре картинки с изображением знакомых сюжетов. Например «мальчик поит лошадку», «дети умываются и спрашивают»: «Кто на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом. |
Навыки (Н) | Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого. | Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки. Взрослый может помочь немного. |
Линии | 2 года | |
развития | Показатели | Методика выявления |
Сенсорное развитие (С) | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | Перед ребенком раскладываются варежки (носочки) трех цветом в следующем порядке : красная, синяя, зеленая, синяя, красная, зеленая, синяя. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета. |
Общие движения (О) | Перешагивание препятствия, чередуя шаг. | На расстоянии 20 см на полу раскладывается 2-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующим шагом. Взрослый может показать. |
Игра (И) | В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например: куклу купает и вытирает. | Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает. |
Речь активная (РА) | Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми. | Во время игры, режимных процессов, ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3-х словным предложениями). |
Речь понимаемая (РП) | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье). | Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложением. |
Навыки (Н) | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | Во время одевания взрослый смотрит – может ли малыш сам одевать шапку, ботинки, носки. При этом можно немножко помочь. |
Показатели развития детей третьего года жизни.
Линии | 2 года 6 месяцев | |
развития | Показатели | Методика выявления |
Сенсорное развитие (С) | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). | Материал: 4-х цветные карты (12 х 9), 8 одноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые), красные карандаши, красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета. |
Общие движения (О) | Переставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии между ними 20 см). | Материал: 3 кубика. Взрослый раскладывает на полу 3 кубика на расстоянии 20 см и предлагает ребенку перешагивать. Ребенок приставным шагом должен перешагивать через 3 кубика. |
Игра (И) | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) 2-3 действия. | Материал: разные сюжетные игрушки дл я игры в доктора, парикмахера. Взрослый предлагает ребенку разнообразные игрушки в неподсказывающей ситуации. Ребенок выполняет 2-3 связанных между собой действия. |
Речь активная (РА) | Строит предложения из 3 и более слов. | Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую для него тему. В речи ребенок употребляет хотя бы один раз предложение более 3-х слов. |
Навыки (Н) | Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. | Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевает шапку, рубашку, штаны, пальто. |
Линии | 3 года | |
развития | Показатели | Методика выявления |
Сенсорное развитие (С) | Называет 4 основных цвета. | Материал: 8 цветных предметов по 2 каждого цвета но разной формы. Например: красный мяч, красный флаг и т.п. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает какого цвета. Ребенок называет один предмет хотя бы один раз. |
Общие движения (О) | Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующим шагом. | Материал: кубики или другие предметы (высотой 10-15 см). взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку перешагнуть через препятствия. |
Игра (И) | В играх исполняет роль. Например, играя с куклой, говорит «мама», «доктор». | Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Взрослый наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отобрал какой-либо сюжет и выполняет роль, которую сопровождает словом. |
Речь активная (РА) | Употребляет сложные предложения. | Взрослый наблюдает за ребенком во время деятельности или беседы с ребенком. Ребенок хотя бы раз в своей речи употребляет сложное предложение. |
Навыки (Н) | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. | Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевается и с помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки. |
Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет в поликлинике и дошкольном учреждении.
Возраст | Мышление и речь | Внимание и память | Моторика (мелкая и крупная) | Социальные контакты |
4 года | Мышление:
Речь:
|
|
| Проявляются в ролевых играх при распределении и выполнении ролей. |
5 лет | Мышление:
Речь:
|
|
| В ролевых играх при умении соблюдать правила игры. |
6 лет | Мышление:
Речь:
Школьная зрелость. |
|
|
|
Группа развития.
Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-2-3 года жизни | |||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
|
|
| Дети с задержкой на 3 эпикризных срока. |
Для оценки развития детей в домах ребенка и детей первого года жизни в семье и в детском учреждении предлагается 5 группа – задержка в развитии на 4-5 эпикризных срока, в 4 и 5 группах оценка развития производится дифференцированно, по степени, аналогично 3 группе развития.
Описание некоторых методик диагностики психического развития детей 4-6 лет.
Мышление.
- Доска Сегена – соотнесение формы предмета к форме отверстия. Пособие типа «почтового ящика». На крышке ящика расположены следующие 3 фигуры: 1 вариант – полукруг, треугольник, крест; 2 вариант – ромб, треугольник, круг; 3 вариант – четырехугольник, эллипс, звезда. Ребенок должен вложить в отверстия соответствующие фигуры. Дети 4-5 лет предварительно прикладывают фигуру к прорези, старше 5 лет пользуются больше зрительным соотнесением. Умственно отсталые дети используют метод проб и ошибок вплоть до 7-8 лет.
- Разрезные картинки – выявляется переход в развитии от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. 4 года – ребенку показывается фигура разрезной картинки, состоящей из 3-х частей (кошки, собаки, курицы); затем части картинки раскладываются на столе в разных положениях; ребенку предлагается сложить вновь. 5 лет – ребенку предлагается сложить картинку из 4-х частей, разрез по диагонали. Олигофрены, дебилы составляют на 2-3 года позже.
- Кубик Косса – субтест 2.10 методики Векслера. Используются только белые и красные стороны кубиков. 4 года – фигура «А» - ребенку оказывается рисунок, где изображены кубики: 2 белых вверху и 2 красных внизу; предлагается по рисунку сложить фигуру; при затруднении рисунок убрать, образец показать на фигурках. 5 лет – фигура «В» - рисунок с изображением 2 белых и 2 красных кубиков, расположенных по диагонали. 6 лет – фигура «751», «753» - используются четвертинки фигур: 1 белая, 3 красных, 2 белых, 2 красных; при этом выявляется сообразительность, развитие внимания конструктивной деятельности. Олигофрены выполняют только фигуру 1, дети с ЗПР с помощью – 1, 2, 3 фигуры, шизофреники не выполняют задания.
- Классификация предметов – формирование логического мышления. 4 года – перед ребенком раскладываются 4 картинки, при этом 3 относятся к одной группе предметов, 1 – к другой; группы предметов должны быть контрастны, например, трамвай, автобус, троллейбус, чашка; ребенку предлагается убрать картинку, которая попала не сюда, лишняя; чаще всего дети правильно убирают лишнюю картинку, но объяснить свои действия не могут. 5-6 лет – картинки более близкие и более трудные для группировки, например, транспорт (все, что едет) и лошадка; петух, курица, цыпленок, яйцо и пр.; вещи для шитья и очки; домашние и дикие животные; дети, имеющие ЗПР справляются лишь с первым заданием в 5-6 лет, не объясняя своих действий.
- Сходство и различие – по методике Векслера субтест № 4 – выявляет способность к логическому обобщению, абстрагированию, классификации. 5-6 лет – ребенку говорят: «Я сейчас буду говорить, а ты продолжай»: «Лимон кислый, а сахар …», «Ты ходишь ногами, а бросаешь …», «Мальчик вырастает мужчиной, а девочка …», «Нож и кусок стекла …», «Слива и персик …», «Кошка, мышь …», «Пианино, скрипка …»; выделение сходства и различия в таких понятиях как «волк – собака», «вода – лед», «зима – лето», «день – ночь».
- Решение логических задач – выявление развития логического мышления, наличия смекалки. 6 лет – детям предлагается выбрать (или назвать) недостающий предмет в ряду, например, на рисунке 3 ряда с изображением трех флажков, отличающихся формой и цветом, в последнем третьем ряду не хватает одного флажка; ребенок должен из образца флажков выбрать недостающий.
- Тест Векслера (субтест 3.2.) «Понятливость» - готовность к умственной деятельности, социальная зрелость. 6-7 лет. «Что будешь делать, если порежешь палец?» (помажу йодом, скажу маме, буду плакать), «Что будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дал друг?» (куплю новый, отдам свой и извинюсь, скажу маме, что потерял, буду плакать, буду искать), «Что будешь делать, если пришел в магазин, а хлеба нет?» (пойду в другой, куплю булка, спрошу у мамы, пойду домой, отдам деньги).
- Лабиринты (субтест Векслера 12) – выявляет аналитико-синтетические способности, умение последовательно решать задачи в рамках указанных ограничений. 6 лет – ребенок должен не отрывая карандаша (пальчика) пройти к объекту та, где не закрыто; ошибка в том, что отрывает палец и попадает не туда, куда указано.
Речь.
- 4 года – сюжетные картинки с явным и скрытым смыслом; ребенок отвечает на вопросы взрослого; выявляется умение понимать смысл картинки, формирование сложных предложений, например, «Дети бегут в беседку, потому что идет дождь», «Девочка отстраняет тарелку, которую держит бабушка»; вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Что делают дети?», «Почему они бегут?», «Что делает девочка?», «Она хочет кушать?». 5 лет – рассказ по картинке с явным и скрытым смыслом; выявляется умение понять смысл картинки, развитие связной речи; предлагается картинка «Футболист» (скрытый смысл); две картинки, связанные одним сюжетом. 6 лет – 3-4 картинки связанные одним сюжетом. Ребенок должен их правильно разложить и рассказать содержание картинки; картинки с более сложным открытым смыслом, например, «Ледоход».
Внимание, память.
- 4 года – методика Россолимо – исследуется понимание сюжета происходящего, воспоминание о собственном опыте, внимание – ребенку предлагается последовательно несколько картинок с изображением следующих ситуаций: «Мальчик ложится в кроватку, где отсутствует подушка» («Посмотри, чего в кроватке не хватает?»), «Мальчик стоит перед дверью, на которой висит замок» («Что нужно мальчику, чтобы он вошел в дом?»), «Девочка не может достать яблоко с полки» («Что нужно девочке, чтобы достать яблоко?»), «Девочка держит в руках бутылку с молоком» («Что нужно девочке, чтобы дать кошке молоко?»). на отдельной картинке изображены предметы, которых не хватает: подушка, ключ, скамейка, блюдце и 1-2 предмета, не относящихся к картинкам. Эти картинки применяются в том случае, если ребенок затрудняется сам решить задачу.
- Дидактические игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» - 3-4 года – перед ребенком раскладываются четыре игрушки, дается установка внимательно посмотреть и запомнить их; затем игрушки закрываются и одна из них убирается (или переставляется); ребенок должен вспомнить, чего не хватает или где стояла игрушка. 4-5 лет – задания такого же типа, но изображено в двух картинках, полной и измененной.
- «Нелепицы» - восприятие и понимание картинок с нелепым, бессмысленным сюжетом. 4-6 лет – детям предъявляется картинка и предлагается найти такое, чего в жизни не бывает; постепенно картинки усложняются по содержанию. 4 года – изображены петух с хвостом кота, кот с хвостом петуха, корова с ногами кота. 5-6 лет – картинка с изображением более сложных сюжетов, например, изображение парохода, идущего по рельсам, поезда, плывущего по воде, ворону, привязанную к собачей будке. С помощью этих картинок выявляется не только внимание и память, но и опыт ребенка, его смекалка, наличие чувства юмора. Умственно отсталые дети могут справляться с этим заданием гораздо позже, глубоко умственно отсталые не справляются, нелепости картинок не воспринимают.
- Методика Л.В.Занкова – 6 лет – исследуется память, выявляется возможность произвольного запоминания с помощью установления ассоциативных связей. Ребенку предлагается запомнить 5 слов: свет, обед, лес, игра, учеба. К каждому слову дается картинки для запоминания: лампа, хлеб, дерево, кукла, книга. При этом дана одна лишняя картинка (корова). Ребенку говорят, что он должен запомнить слова, а чтобы легче запомнить. К каждому слову надо подобрать картинку, например, к слову «игра» - кукла. В дальнейшем спросить, как он устанавливал связь между словом и картинкой.
- Методика А.Н.Леонтьева – 6-7 лет – дается задание такого же типа, как предыдущее – ребенку предлагается запомнить 5 слов: ночь, дорога, праздник, работа, молоко; 9 картинок: молоток, полотенце, солнце, стакан, окно, кровать, телеграфный столб, рубашка.
- Векслер (субтест № 6) – 6 лет – ребенку предлагается запомнить прямой и обратный счет цифр (3-8-6, 6-1-2), угадать, какая цифра будет следующей (2-4-6-…).
- Векслер (субтест № 7) «Недостающая деталь» - «Я тебе покажу картинку, на которой чего-то не хватает» (расческа – зубец, стол – ножка, собака – ухо).
- Исследование внимания – перед ребенком раскладывают картинку и просят назвать на ней предметы; затем предъявляют другую и просят сказать, чем она отличается от предыдущей.
Моторика.
Социальные контакты.
- Рисунок семьи (Г.Хоментаускас) – 5-6 лет. Ребенку предлагается нарисовать свою семью. Даются цветные карандаши, лист бумаги. В рисунке фиксируется: а) последовательность изображения; б) паузы; в) комментарии ребенка; г) эмоциональная реакция, связь с изображением. После выполнения задания получаются вербальные ответы: «Скажи, что нарисовал?», «Где они находятся?», «Что делают?», «Весело им или скучно?», «Кто из них самый счастливый?», «Кто из них самый несчастный?», «Почему?». Наиболее существенные моменты анализа рисунка:
Рисунок | Интерпретация |
1. Структура рисунка. | |
Полная семья. | Эмоциональное благополучие. |
Не изображает людей или только чужих. | Семья – травмирующий фактор. |
Забывает кого-то нарисовать. | Конфликтные отношения с членом семьи. |
Не рисует братьев, сестер. | Конкуренция с ними. |
Не рисует себя. | Отвержение, неприятие ребенка в семье. |
Дополнение семьи другими лицами. | Неудовлетворенные психологические потребности в семье. |
2. Расположение фигур. | |
Сплоченность фигур. | Психологическое благополучие. |
Рисует себя отдельно. | Чувство отчуждения. |
3. Особенности нарисованных фигур. | |
Очень маленькие фигуры. | Тревожность. |
Отсутствие деталей лица. | Нарушение в сфере общения. |
Поднятые руки, растопыренные пальцы. | Агрессивность к окружающим. |
Прорисовка зубов. | Склонность к кусанию. |
4. Процесс рисования. | |
Рисуется первым. | Значимость в семье. |
Пауза перед рисованием. | Негативное отношение к человеку. |
- Выявление взаимоотношений в семье через следующие вопросы: «Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь для куклы платье). Кого ты позовешь на помощь?», «Представь, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты взял с собой?», «Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и кто-то с ним должен остаться дома. Кто он?», «Ты имеешь … билетов в кино (на 1 меньше, чем членов семьи). Кто останется дома?», «Ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел жить?».
- Методика «Лесенка» (модификация методики В.Г.Щур) – выявляется самооценка ребенка в оценке окружающих. «Лесенка состоит из 7 ступеней, 4-ая ступень шире. Ребенку предлагается поставить на верхнюю ступень самых лучших (людей, друзей, знакомых), на нижнюю – худших. Затем спросить, на какую ступень он поставит себя. Спросить, как он это объясняет?
- Цветовой тест М.Люшера – выявляет отношение к окружающим, собственное состояние, возможный стресс. Материал: квадраты следующих цветов – синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Серый (0) – нейтральный, обозначает границу. Обычное место 5-7, если впереди последующие цвета отвергаются. Синий (1) – полное спокойствие, умиротворение, желание покоя. Зеленый (2) – желание признания. Красный (3) – влечение к активной деятельности, энергия. Желтый (4) – творчество, стремление к новому, освобождение от проблем; при отвержении его – разочарование, смятение. Фиолетовый (5) – высокая степень чувствительности, интимность, нереальность желаний. Коричневый (6) – чувство комфорта (физического); обычное место 7-8; слабость, которую нужно преодолеть. Черный (7) – отказ, непринятие чего-либо, протест; обычное место 8. процедура обследования: перед ребенком раскладывается материал и предлагается подобрать цвет к членам семьи, друзьям и т.д.; предложить разложить квадратики с цветом от самого приятного к самому неприятному, но при этом не задумываться и отбирать тот цвет, на который падает его взгляд.
- Примерная схема беседы с ребенком 4-6 лет для определения уровня развития ребенка: имя, фамилия; возраст; как зовут маму, папу, бабушку; город, улица, № телефона; ориентировка в пространстве (где живешь – близко, далеко); время года; ориентировка во времени (сегодня, завтра, утро, вечер, ночь); растения, животные, птицы; профессия мамы, папы; музыка, стихи, книги (какие тебе нравятся, что тебе читали);взаимоотношения с окружающими (друзья, воспитатели), оценка их; во что любишь играть, чем заниматься.
Оценка поведения.
- Вегетативный статус (сон, аппетит, боли, потливость), эмоциональный статус (настроение, изменение окраски кожи лица, страхи), психомоторная стабильность (энурез, двигательная расторможенность, отрицательные привычки, тики, онанизм).
Школьная зрелость.
- Тест Керна-Йерасика – ориентировочная оценка уровня развития школьно-необходимых функций. Три задания:
- Рисование фигуры человека по представлению. Выявляет ориентировочную оценку общего умственного развития. Ребенку предлагается нарисовать «дядю» («Рисуй, как ты умеешь»). Ребенка можно подбодрить, помощь не допускается. Оценка результатов: каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). «1» - у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности; голову с туловищем соединяет шея; на голове волосы, возможна шапка, уши, на лице глаза, нос, рот; верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами; признаки мужской одежды; рисунок сделан синтетическим способом, т.е. контурным изображением с соблюдением пропорций. «2» - выполнение всех требований, кроме синтетического способа изображения; возможны три отсутствующие части тела – шея, волосы, один палец руки. «3» - у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности, руки, ноги нарисованы двумя линиями; отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. «4» - примитивный рисунок головы с туловищем; конечности изображены прямой линией. «5» - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей; каракули.
- Графическое копирование фразы из письменных букв. Выявляет уровень развития способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на образец записи и рядом написать то же самое («Срисовать запись»). Оценка результатов: каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). «1» - имитация, которую можно прочитать; буквы могут быть больше; образуют три слова; предложение отклонено от прямой линии не более, чем на 30 градусов. «2» - предложение можно прочитать; величина букв близка к образцу, их прямота не обязательна. «3» - буквы разделены на две группы; можно прочесть хотя бы четыре буквы. «4» - с образцами схожи хотя бы две буквы; вся группа еще имеет видимость «письма». «5» - каракули.
- Ориентирование точек в определенном пространственном положении. Выявляет уровень развития способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. Ребенку предлагают нарисовать точки такие, как нарисованы на образце. Оценка результатов: каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). «1» - точное воспроизведение образца; одна точка может выходить за рамки строя; уменьшение точек может быть не более, чем в 1,5 раза. «2» - количество и состав точек должны соответствовать образцу; можно опустить три точки; 0,5 – ширина пробела между точками. «3» - общее впечатление похоже на образец; высотой и шириной не больше, чем в два раза; точек должно быть не больше, чем 20 и не меньше, чем 7; возможны некоторые перестановки. «4» - рисунок лишь напоминает образец, но все-таки сделан из точек. «5» - каракули.
Оценка полученных данных. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме за выполнение 3 задний 3-5 баллов. «Средне-зрелые» - 6-9 баллов. «Незрелые» - 10 и более баллов.
Определение моторной асимметрии. Важным показателем готовности к школе является асимметрия коры больших полушарий, которая проявляется в преобладании действий левой и правой рук. Асимметрия развивается в онтогенезе и критическим возрастом является 5-7 лет. Леворукость не является показателем низкого уровня развития движений. Переучивать левшу на пользование правой рукой не следует. Это может вызвать у ребенка повышенную возбудимость, заикание.
- Для определения предпочитаемой руки во время деятельности ребенка предлагается упрощенный вариант батареи тестов, разработанных в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР:
№ | Тест | Левая рука | Обе руки | Правая рука |
1. | Рисование. | |||
2. | Открывание небольшой коробки (из-под спичек). | |||
3. | Колодец из палочек (спичек). | |||
4. | Игра в мяч. | |||
5. | Вырезание ножницами. | |||
6. | Нанизывание пуговиц (бус, бисера) на иголку с ниткой. | |||
7. | Вращательные движения (открыть и закрыть пузырек с закручивающейся крышкой). | |||
8. | Развязывание узелков. | |||
9. | Дом из кубиков. |
Оценка результатов. Степень выраженности моторной асимметрии определяется количеством «+» в каждой графе. При равенстве плюсов или большом количестве в графе «обе руки» можно сделать вывод о недостаточной сформированности асимметрии. Важно выяснить, имеется ли у ребенка родственники левши. При наличии семейной леворукости заносится в протокол знак «+» в графу «левая рука».
Определение умственной работоспособности. Важным дополнением к сведениям о «школьной зрелости» является представление об умственной работоспособности детей.
- Фигурные таблицы по методике, разработанной в НИИ физиологии детей и подростков. Детям дается указание: «Просмотрите внимательно фигуры и отыщите в них треугольник, кружок, флажок. Ставьте в треугольники черточку (-), в кружочки – крестик (+), во флажки – точку (.). через 2 минуты задание останавливается. Оценка результатов. Коэффициент продуктивности умственной работоспособности Q по формуле Q=C/C+M, где С – количество просмотренных строчек, М – количество ошибок. Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строк, но считается за одну пропущенную ошибку и прибавляется к общему числу ошибок. Для оценки уровня умственной работоспособности индивидуальные показатели следует сопоставлять со средними значениями, полученными при обследовании данного количества. Средними показателями являются М +- 2,8, высокими М+2,8, низкими М-2,8.
Комплексные реабилитационные игры и занятия с детьми 6 лет условно готовыми к школе.
Занятие № 1.
- Развитие мышления «Составь загадку». Цель: классификация предметов по виду (4-й лишний).
- Внимание, память «Что изменилось?». Цель: развитие внимания, памяти. На столе 5 небольших игрушек. Детям предлагается их запомнить, затем предметы загораживаются ширмой и меняются местами, меняется так же их положение (стоял – лежит). Изменения вводят постепенно (сначала одну игру, потом две и т.п.).
- Моторика «Колечко». Цель: совершенствование координации общих движений, согласованности действий. Дети стоят в шеренгу. Ведущий держит в руках колечко, подходит к каждому и как бы кладет колечко в руки одному из игроков и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, у кого колечко выбегает, а другие игроки пытаются его остановить, сцепив руки, чтобы не выпустить игрока с колечком.
- Подготовка к письму «Рисование узора А». Цель: развитие координации движений, подготовка руки к письму. На листе в клетку ребенку дается начатый узор, точки, которые он должен соединить и продолжить узор.
Занятие № 2.
- Развитие мышления «Точки, снежинки, палочки». Цель: развитие логического мышления. Перед ребятами кладут три ряда карточек по 4 в каждом. В первом нарисованы точки, во втором снежинки, в третьем палочки. Взрослый объясняет увеличение фигур первых двух рядов, вовлекая при этом в рассуждения детей. Предлагает затем самостоятельно разложить третий ряд.
- Внимание, моторика, память «Зеркало». Цель: развитие внимания, памяти, умение точно воспроизволить движения. Двое играющих встают друг против друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности повторить движения другого.
- Кругозор, словарный запас «Цветы». Цель: развитие кругозора, расширение словарного запаса (память, быстрота реакции). Каждый ребенок выбирает название цветка. По жребию один цветок начинает игру. Он называет любой цветок и догоняет его. А когда этому цветку грозит опасность, он называет другой цветок и убегает.
- Подготовка к письму «Рисование узора Б». Цель: развитие координации движений рук с целью подготовки к письму. Ребенок должен продлить начатый узор.
Занятие № 3.
- Развитие мышления.
- «Кто кем будет?». Цель: расширение кругозора, уточнение представлений о происходящем. Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем или чем будет яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, икринка, гусеница, мука, кирпич, ткань, больной». При обсуждении ответов можно подчеркнуть, что может быть несколько вариантов ответов. Например, из яйца могут быть птицы, крокодил, черепаха, змея, яичница.
- «Лишний предмет». Цель: классификация по разным признакам (положение предмета, предмет, относящийся к другому классу, признаку действия). Перед детьми располагаются картинки, одна из них лишняя:
Кошка стоит.
Дерево стоит.
Свинка стоит.
Лошадка стоит.
Собачка стоит.
Лодка с веслом.
Причал (мостик).
Льдина.
Пароход.
Корабль.
Малыш идет пустой.
Малыш несет мешок.
Девочка несет метлу.
Малыш носит дрова.
Девочка несет чемодан.
- Внимание, память «Запомни картинки». Цель: развитие внимания, памяти. Заготовить 10-12 картинок с изображением одного предмета. Игру можно провести как соревнование, кто больше запомнит картинок.играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, затем картинки убирают и все называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто больше вспомнит неназванную картину.
- Моторика, математика «Назови соседей». Цель: развитие координации, ловкости движений, уточнение математических представлений. Дети играют по двое. Ребенок берет в руки мяч. Ребенок бросает его партнеру и называет число от 0 до 10. Поймавший мяч должен назвать «соседей» названного числа (на 1 больше и на 1 меньше). После этого он называет свое число и бросает партнеру или следующему ребенку. Если поймавший ошибается, он выбывает из игры.
- Речь «Составь рассказ». Цель: развитие связной речи, логического мышления. Перед детьми раскладывается серия картин в неправильном порядке. Играющим предлагается установить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ.
- Подготовка к письму. Цель: умение слушать и точно выполнять указания взрослого. «Поставь карандаш на точку, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо» и т.д.
Занятие № 4.
- Развитие мышления «Что плавает, что тонет?». Цель: расширение кругозора, формирование представлений о свойствах предметов, расширение словарного запаса (легкий, тяжелый, метал, дерево, пластмасса). Подбираются предметы из металла, пластмассы, дерева (линейка, пуговица, карандаш, гвоздь, ножницы, ключи и т.д.). Таз с водой. Ребята сначала угадывают, будет предмет плавать или потонет. Почему? Затем сами проверяют, плавает он или тонет.
- Речь.
- «Вербальные аналогии». Цель: развитие интеллектуальных способностей, логических абстракций. Воспитатель пишет на доске слова, связанные логическими аналогиями – слева, а справа лишь одно слово – вверху. Нижнее слово ребенок должен назвать сам (день – ночь, ночь - …; бидон – молоко, чайник - …; летчик – самолет, шофер - …; топор – дрова, коса - …; снег – лыжи, лед - …; Саша – Александр, Коля - …).
- Чтение двух четверостиший из произведений А.С.Пушкина. Цель: эстетическое воспитание, знакомство с классиками литературы. После чтения предложить детям, чтобы мамы прочитали им дома все произведения целиком.
- Моторика «Трудные виражи». Цель: развитие координации движения рук. Каждый ребенок получает рисунок с дорожками, по которым он должен приехать к дому. Рисуем карандашом не отрывая руки.
- Подготовка к письму «Диктант». Цель: учить внимательно слушать и выполнять указания взрослого «Внимание! Рисуем узор: одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна вниз, одна вправо и т.п. Руки от листа не отрывать».
- Внимание, память. Цель: объем, устойчивость, концентрация внимания, усидчивость. Детям дается образец, объясняется, какие цифры надо вычеркнуть.
- Занимательные вопросы. «У бабушки Даши – внучка Маша, кот Пушок, собачка Дружок. Сколько у бабушки внуков?».
Занятие № 5.
- Развитие мышления «Формирование логического мышления (последовательные умственные действия)». Цель: умение последовательно осуществлять умственные действия, сравнивать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обощать. Детям предлагается внести недостающий рисунок (Сколько должно быть бусинок? Сколько должно быть ягодок? Сколько должно быть лепестков у цветка? Какая форма окна у дома?
- Речь «Запишем сказку». Берется заранее приготовленный лист бумаги, на нем рисуется квадрат и вместе с ребенком, вспоминая начало сказки, рисуется схематический рисунок, затем то, что было дальше и т.д.
- Внимание, память «Угадай, что спрятано?». Цель: тренировка внимания, памяти, уточнение представлений об окружающих предметах. В мешках находятся предметы. Ребенку описывается предмет, его внешний вид, и он должен отгадать, что это и найти его в мешочке наощупь.
- Моторика «Палочки». Цель: тренировка мелкой моторики. Дети собирают рассыпанные на толе палочки (спички) так, чтобы не задевать рядом лежащие.
- Подготовка к письму «Узоры».
- Загадка. «Имеет 4 зуба, каждый день появляется за столом, а ничего не ест» (Вилка). «Кто становится выше, когда садится?» (Собака).
Занятие № 6.
- Мышление «Земля, вода, огонь, воздух». Цель: закрепление представлений об окружающем. Быстрота реакции. Деть становятся в круг. Ведущий поочередно бросает мяч другому и говорит: «Земля» или «Вода» и ребенок должен сказать название животного или рыбы, или птицы, если назовут «Воздух». При слове «Огонь» ребенок должен повернуться вокруг себя, хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Победитель награждается.
- Речь «Почтальон принес письмо». Цель: умение делить слова на слоги. Перед занятием вспомнить, что слова состоят из слогов. В слове могут быть 1-2-3 слога. Детям раздается материал с картинками и они должны показать картинку воспитателю на то количество слогов, которое он назовет.
- Внимание «Зачеркнуть ненужную букву» (по образцу).
- Моторика, подготовка к письму. Моторика «Фотограф и заяц». Цель: координация движений руки, глазомер. В одном углу листа нарисован фотограф, а в другом заяц (можно схематично). Нужно соединить их штрихом по прямой линии, т.е. сфотографировать зайца.
- Занимательные вопросы, загадки. На столе 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4). Для мальчиков 5 чуланчиков, а выход один. (перчатки).
Занятие № 7.
- Развитие мышления «Незаконченные картинки». Цель: формирование целостного представления о предметах. Ребенку предлагаются незаконченные фигуры (эталоны форм предметов), которые он должен закончить (эллипс, круг, квадрат и т.д.).
- Речь «Угадай, как нас зовут». Цель: ввести ребенка в мир букв и слов. Для игры нужно заготовить 10 картинок, на каждой из которых должен быть изображен мальчик или девочка. Под каждой картинкой нарисованы другие картинки, на которых изображения предметов, начальные буквы, названия которых обозначают имя девочки или мальчика, нарисованного вверху. Например: арбуз-ножницы-яблоко (АНЯ); арбуз-санки-яблоко (АСЯ); обруч-лопата-яблоко (ОЛЯ); ножницы-игра-ножницы-арбуз (НИНА); лопата-игла-дом-арбуз (ЛИДА); ведро-арбуз-санки-яблоко (ВАСЯ); ведро-арбуз-лопата-яблоко (ВАЛЯ); троллейбус-облако-лопата-яблоко (ТОЛЯ); ведро-арбуз-ножницы-яблоко (ВАНЯ); ведро-очко-ведро-арбуз (ВОВА).
- Моторика «Выложи узор». Цель: формирование наглядно-образного мышления, координации движений. Детям предлагается из палочек (спичек) выложить узор по образцу.
- Подготовка к письму «Виражи». Цель: развитие координации рук, подготовка к письму. Дети должны провести своими карандашами по начерченным линия, не отрывая руки.
- Занимательные вопросы. На дереве сидели 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько было ворон?
Занятие № 8.
- Мышление и речь «Времена года», «Какая сегодня погода». Цель: уточнение представлений о временах года, умение описывать их по картинке. Угадывание прогноза погоды по схеме-рисунку. Дети сидят за столом и перед ними раскладываются картинки с 4-мя временами года. Они должны определить время года и сказать как они это определили. Затем каждому ребенку раздают картинку, на которой изображена какая-либо погода. Он должен по картинке определить какая это погода и почему. Предварительно воспитатель дает образец (свой ответ).
- Внимание и память «Бывает не бывает». Цель: развитие внимания, памяти, быстрота реакции. Взрослый описывает ситуации, а ребенок должен решить бывает так или нет. Например: волк бродит по лесу, волк спит на дереве, в кастрюле варится суп, в кастрюле варится чашка, кошка гуляет по крыше, собака гуляет по крыше, девочка рисует домик, домик рисует девочку.
- Моторика, подготовка к письму «Нарисуем дядю». Воспитатель рисует сам и спрашивает детей о последовательности рисования (под диктовку детей).
- Загадка «Арбуз, гриб, елка». Детям показывают три рисунка и загадывают загадки: «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный» (Арбуз), «Зимой и летом одним цветом» (Елка), «Маленький, удаленький. Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел» (Гриб).
Занятие № 9.
- Мышление «Нарисуй недостающий предмет». Цель: умение осуществлять последовательные умственные действия. Детям раздаются две картинки с изображением кошек, веточек. Дети должны нарисовать недостающие предметы.
- Речь «Лови и назови». Цель: расширение словаря, его уточнение. Дети стоят полукругом. Ведущий поочередно бросает мяч и называет слово, к которому дети должны подобрать нужное слово. Например: портниха шьет … (пальто, платье и т.д.); покупаем в магазине … (молоко, хлеб, игрушки и т.д.); собираем в лесу … (ягоды, цветы, грибы и т.д.); ездим на … (машине, велосипеде и т.д.).
- Внимание и память «Летит – не летит». Цель: уточнение представлений об окружающем. Игра проходит за столом. Ведущий называет различные предметы. Если назван предмет, который летает, то дети поднимают руки вверх.
- Занимательная игра «Найди кому что нужно?». Детям показывают два рисунка, к которым нужно подобрать недостающие предметы. Девочка у почтового ящика (письмо). Мальчик на лыжах без палок (лыжные палки). Девочка перед зеркалом (расческа).
- Моторика «Спортсмены строятся». Цель: развитие мелкой моторики, уточнение представлений о величине. Детям раздают десять полосок из картин разной величины. Они должны выложить их по мере возрастания или уменьшения.
Занятие № 10.
- Развитие мышления «Какая фигура здесь лишняя?». Цель: развитие логического мышления. Пред ребенком кладется первая картинка, где изображены дорожные знаки и «Кубик-Рубика». Предлагается найти лишний предмет. На второй картинке предлагается также найти лишний предмет, но на ней изображены в разных положениях цифры буква «А».
- Внимание, память «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие внимания. Ребенку предлагаются таблицы, на которых изображены рыбки, матрешки. Нужно найти одинаковые и объяснить почему.
- Речь «Что лучше?». Цель: развитие связной речи и оценка действий окружающих. Девочка подметает пол. Девочка разбросала игрушки на полу и уходит. Мальчик отобрал игрушки у малыша и тот плачет. Мальчик читает малышу книгу. Ребенок сидит в транспорте, а перед ним стоит старичок. Мальчик помогает старушке нести сумку.
- Мелкая моторика «Рисование узора».
- Общее развитие. Вопросы: «Кто был А.С.Пушкин?», «Какие стихи А.С.Пушкина ты знаешь?», «Какие сказки он написал для детей?».
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Параметры | Дополнительный вопрос к матери ребенка | Оценка в баллах |
1. Поведение. | ||
| Какое из перечисленных настроений преобладает? | 3 2 1 |
1.2. Сон. | ||
1.2.1. Длительность засыпания:
| Как засыпает ваш ребенок? | 3 2 |
1.2.2. Характер засыпания:
| 3 2 | |
1.2.3. Засыпает:
| Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? | |
1.2.4. Длительность сна:
| Какова длительность сна? | 3 1 |
1.3. Аппетит:
| Какой аппетит у вашего ребенка? | 3 2 1 |
1.4. Отношение к высаживанию на горшок:
| Как относится к высаживанию на горшок? | 3 1 |
1.5. Навыки опрятности:
| 3 2 1 | |
1.6. Отрицательные привычки:
| Какие отрицательные привычки есть у вашего ребенка: сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д.? | 1 3 |
2. Нервно-психическое развитие. | ||
2.1. Возраст 1 г. 6 м. – 1 г. 9 м.
| Выявляется методом диагностики. | |
2.2. Возраст 1 г. 9 м. – 2 г.
| Соответствует возрасту – 36. Ниже на один эпикризный срок – 26. Ниже на 2-3 эпикризных срока –16. | |
3. Личность. | ||
3.1. Проявление познавательных потребностей. | Проявляется ли интерес к игрушкам, предметам дома и в новой обстановке? | 3 |
3.1.1. В повседневной жизни проявляет, недостаточно, не проявляет. | Проявляет ли интерес к игрушкам, предметам дома и в новой обстановке? Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив? | 2 1 |
3.1.2. При обучении:
| 3 2 1 | |
3.2. Инициативность в игре:
| 3 1 3 1 3 1 3 1 | |
3.2.2. Инициативность во взаимоотн6ошениями со взрослыми:
| 3 1 | |
3.2.3. Инициативность во взаимоотношениях с детьми:
| 3 2 | |
3.3. Результативность:
| 3 2 1 | |
3.4. Самостоятельность в игре:
| 3 2 1 | |
3.5. Социальные контакты. | ||
3.5.1. Контакты со взрослыми:
| 3 2 1 | |
3.5.2. Контакты с детьми:
| 3 2 1 | |
3.5.3. Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:
| 3 2 1 | |
3.5.4. Уверенность в себе:
| 3 2 1 | |
3.5.5. Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:
| ||
3.5.6. Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница)?
| Как перенес разлуку с близкими? | |
3.5.7. Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых. |
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):
3 – 2, 6б – готов к поступлению в ясли-сад.
2,5 – 2 – условно готов.
2 – 1, 6б – не готов.
Список литературы.
- Анастази А. «Психологическое тестирование». М., 1982.
- Асеев В.Г. «Возрастная психология». Учебное пособие. Иркутск, 1985.
- Айзмен Р.И. «Подготовка ребенка к школе». М., 1991.
- Венгер Л.А., Холмовская В. «Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста».
- Власнер Д. «Руководство к методу исследования интеллекта у детей». СПб, 1993.
- Выготский Л.С. «Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства». Собр.
- «Диагностика готовности к обучению в школе». ТОО «Ителтех». М., 1988.
- Данилов В.И. «Система упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов». М., 1993.
- «Детская психология». Под ред. Коломенской Л.Л., 1988.
- Гуревич Л.К. «Что такое психологическая диагностика?». М., 1985.
- Гудкина Н.И. «Психологическая готовность к школе». М., 1993.
- Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Что на свете не бывает?». М., «Просвещение», 1991.
- Забрамная С.Д. «Научный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях». М., «Просвещение», 1985.
- Зворыгина Е.В. «Формирование элементов знаковой функции мышления в процессе игры». Изд. «Дошкольное воспитание», № 10, 1982.
- Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.». Изд-во «Просвещение», 1975.
- Мухина В.С. «Детская психология», Изд-во. «Просвещение»., М., 1985.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М. Просвещение. 1990.
- Непомнящая Н.И. «Деятельность, сознание, личность и предмет психология». В сб. «Проблемная деятельность советской психологии».
- Печера К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольном учреждении». М., 1986.
- Поддьяков Н.И. «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников». М., 1979.
- Рубинштейн С.Л. «Экспериментальные методы и опыт применения в клинике». М., 1960.
- Эльконин Д.Б. «Психология игры». М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста
Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е....
Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»
Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста в ходе просмотра презентации игровой деятельности детей с применением методов арт-терапии, знакомства родите...
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста.Диагностика нервно-психического развития детей первых лет жизни является неотъемлемой ...
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИНЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (2-2,5 лет)
Из опыта работы...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».
Проект по сенсорному развитию«Современные метод...