Инновационная деятельность
материал
Программа региональной инновационной площадки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_innov_2018.doc | 45.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа региональной инновационной площадки
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 9»
по теме: «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как условие развития инициативности дошкольников в ходе реализации ФГОС ДО»
Программа реализации проекта
Исходные теоретические положения
Тема инновации:
«Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как условие развития инициативности дошкольников в ходе реализации ФГОС ДО»
Актуальность:
Окружающая предметно-пространственная среда в детском саду оказывает на ребенка определенное воздействие и является принципиально важной для развития. При правильной ее организации ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления инициативности, творчества. На современном этапе развития дошкольного образования перед руководителями, педагогами ДОУ стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста предметно-пространственной образовательной среды. В стандарте инициативность и самостоятельность заявлены как целевой ориентир для детей, а способы их поддержки – как обязательная часть содержания основной образовательной программы дошкольного образования. Поэтому необходим совершенно иной подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.
Для этого педагогам необходимо кардинально изменить предметно-пространственную среду в детском саду, путем изучения и внедрения инновационных подходов к ее организации с учетом потребностей, наклонностей и интересов каждого ребенка для развития инициативности у детей дошкольного возраста.
Идея инновационного проекта:
Среда, в которой ребенок проводит от 4 до 12 часов в день, это не просто сопутствующее условие для нормального развития, но и образовательное средство. Обстановка группы, окружающие предметы либо способствуют любознательности, творчеству, смелым пробам и открытиям, либо блокируют все это. В современном типовом детском саду с большим количеством детей в одной группе и строго ограниченным пространством этот вопрос имеет огромное значение.
Таким образом, идея инновации заключается в реализации требований ФГОС ДО через раскрытие особенностей в организации предметно-пространственной среды для развития инициативности в детском саду.
В рамках данного подхода о развивающей предметно-пространственной среде опираемся: на позиции психологов, таких как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин; на концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой; на работы Р. Б. Стеркиной, Н.А. Ветлугиной, Н.В. Нищевой; на методические рекомендации О.А. Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой. В определении инициативы мы опираемся на работы Л.С. Выготского о детском воображении, В.А. Петровского о неадаптивной активности и находим подтверждение тому в трудах Э Эриксона и Е.О. Смирновой о задачах дошкольного возраста, на методические рекомендации Т.И. Юстус, А.И. Дударевой, Ю.А. Коротковой, Е.А. Кривецкой, Н.М. Матвеюк.
Цель инновации:
Создание модифицированной модели предметно-пространственной среды в ДОО в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта для развития инициативности дошкольников.
Задачи:
1. Организовать в учреждении систему повышения квалификации педагогических кадров для работы по теме инновационной площадки.
2. Организовать командную работу участников образовательного процесса с объединением и координацией усилий всех исполнителей, вовлеченных в проект.
3. Модернизировать развивающую предметно-пространственную среду в ДОО для развития инициативности дошкольников.
4. Сформировать кейс методических и научных материалов «Особенности предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников».
5. Разработать и апробировать модифицированную модель предметно-пространственной среды в ДОО для развития инициативности дошкольников.
6. Разработать критерии оценки качества РППС ДОО в рамках инновационного проекта.
Этапы реализации проекта
Деятельность в рамках проекта рассчитана на 3 года (2018 - 2020).
При разработке проекта инновационной работы были определены следующие этапы:
Подготовительно-организационный этап (февраль 2018 – август 2018)
1. Организация творческого совета по вопросам реализации проекта: определение системы ответственности, распределение ответственности между субъектами, управление и установление взаимосвязи между ними.
2. Определение миссии, целей, продуктов и результатов проекта.
3. Организация командной работы с объединением и координацией усилий всех исполнителей, вовлеченных в проект.
4. Создание системы комплексного планирования работ и параметров проекта с учетом возможных приемлемых рисков.
5. Изучение и анализ научных и учебно-методических разработок по теме проекта.
6. Разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с проектом.
Практический этап (сентябрь 2018 – август 2019)
1. Проведение теоретических и практических мероприятий для педагогов ДОУ с целью развития профессиональной компетентности в организации предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников.
2. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для развития инициативности дошкольников.
3. Формирование кейса методических и научных материалов «Особенности предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников».
4. Разработка и апробация модифицированной модели предметно-пространственной среды в ДОО для развития инициативности дошкольников.
5. Разработка критериев оценки качества РППС ДОО в рамках инновационного проекта.
Обобщающий этап (сентябрь 2019 г. – август 2020 г.)
1. Реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение проекта.
2. Анализ достижений цели и решения задач в проекте.
3. Распространение эффективного опыта.
Содержание и методы деятельности
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов предполагает позиционное самоопределение педагогов, готовность к осуществлению инновационной педагогической деятельности. В рамках реализации инновационного проекта педагоги должны овладеть способами и приёмами наполнения РППС в соответствии с ФГОС ДО и с учетом мнения дошкольников, специфических для детей данной возрастной группы. В рамках проекта предусматривается углублённая работа по освоению воспитателями и специалистами ДОО технологий поддержки детской инициативы: свободный час, метод проектов, диалоговое общение, игровые методы, клубный час, а также определение позиции педагогов во взаимодействии с детьми. Обучение педагогов построено на компетентностном и личностно - деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм повышения квалификации: курсовая подготовка, мастер-классы, педагогические мастерские, лекционные занятия и практические семинары, деловые игры и тренинги.
2. Модель развивающей предметно-пространственной среды в рамках инновационного проекта подразумевает оптимизацию и модернизацию пространства, с точки зрения развития инициативности ребенка. Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир. Среда не предполагает жестко упорядоченного целенаправленного материала, а дает возможность для экспериментов и творчества. Дети имеют свободный доступ ко всем предметам и материалам. Пространство дошкольной организации планируется так, чтобы дети разного возраста и уровня развития могли самостоятельно найти для себя занятие по интересам, включиться в деятельность. Интересы и результаты деятельности детей находят отражение в предметно-развивающей среде за счет использования продуктов детской деятельности в оформлении помещений, в оснащении центров активности.
3. Модифицированная модель организации развивающей предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников: мы основывались на том, что развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это не просто набор изолированных тематических уголков и центров, а «среда обитания» дошкольника, в которой он находится значительную часть времени и может реализовать собственные потребности и интересы.
Не отказываясь от концептуальных основ построения развивающей среды, принципов, разработанных В.А. Петровским, О.А. Артамоновой, С.Л. Новоселовой, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, мы выделили наиболее приоритетные и значимые для модернизации в нашем детском саду принципы построения развивающей предметной среды:
Принцип доступности и открытости продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по принципу «вижу – действую» (М.И. Лисина). Цель создания развивающей среды - предложить ребенку разнообразный материал для активного участия в разных видах деятельности, подтолкнуть к тому, что ему интересно и доступно в данный момент. Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах в открытом доступе представлено все то, что составляет актуальный и ближайший предметный мир, обеспечивающий развитие ребенка.
Принцип насыщенности и соответствия возрасту – не менее необходимое требование. Содержание материалов, образующих предметно-развивающую среду, должно соответствовать закономерностям и возрастным и индивидуальным особенностям детей. Каждая возрастная группа должна сохранять материалы прошлой ступени развития: во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам; в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом. Все эти, значимые в прошлом, вещи сегодня выступают для детей подсобным, вспомогательным материалом. Также необходимо иметь материалы более сложные, ориентированные на детей, опережающих в развитии своих сверстников. Все предметы и материалы, представленные в группах, отбираются в строгом соответствии с принципом педагогической целесообразности и требованиями образовательной программы.
Принцип трансформируемости и полифункциональности позволяет решить проблему ограничения площади и средств.
Принцип безопасности – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования.
Концептуальные идеи:
∙ Среда – обеспечивает два условия. Первое – ребенок может относиться к предметно-пространственной среде в группе как к объекту своего управления. Он относится к предметам и пространству как к ресурсу, видя в них возможности для реализации своего замысла вместе с партнерами. Второе, необходимое для развития инициативности, - ребенок сам может выбирать вид деятельности, место действия и партнеров в соответствии с замыслом.
∙ Педагог – наблюдатель, главная задача которого увидеть детские интересы и потребности.
Модель РППС для развития инициативности дошкольников разрабатывается в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 и учитывает следующие положения: «Образовательные организации свободны в определении содержания, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий» (ФЗ РФ № 273-ФЗ, ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», п. 2); «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно - нравственными и социокультурными ценностями технологий» (ФЗ РФ № 273-ФЗ, ст. 12 «Образовательные программы», п. 1); «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности…» (ФГОС ДО, раздел II, п. 2.6).
В рамках реализации проекта для детей старших и подготовительных к школе групп должно быть выделено время в первой половине дня для свободного часа, один раз в неделю для «Клубного часа». Детям предоставляется право и возможность выбора видов деятельности.
Приоритет отдается свободной игровой и проектной деятельности детей. С точки зрения формирования инициативы, игра – уникальная деятельность. Только в ней ребенок-дошкольник может быть действительно самостоятелен и именно здесь детская инициатива уместна. В игре ребенок приобретает важнейшие для развития инициативности характеристики: опыт своего собственного замысла и построения деятельности по его осуществлению; опыт преобразования пространства в соответствии со своим замыслом; опыт взаимодействия с другими по поводу границ своего действия; уверенность в себе; ориентация в социальных рамках; опыт решения сложных задач посредством воображения.
Прогнозируемые результаты по каждому этапу
Подготовительно-организационный этап (февраль 2018 – август 2018)
1. Организована рабочая группа по реализации инновационного проекта – (Приказ по МБДОУ).
2. Определены миссия, цели, продукты и результаты проекта – описание проекта (наличие электронного и печатного документа, открыта страница проекта на сайте организации).
3. Разработан план (дорожная карта) реализации проекта с указанием ответственных лиц и участников (наличие Приказа по МБДОУ, размещение на сайте организации).
4. Изучены научные и методические материалы по теме инновационного проекта, оформлены методические кейсы (создание электронного и печатного кейса материалов).
Практический этап (сентябрь 2018 – август 2019)
1. Организованы обучающие мероприятия для педагогов – участников проекта (семинары, тренинги, курсы повышения квалификации), изучение педагогами методической и научной литературы по детской психологии.
2. Создана развивающая предметно - пространственная среда для развития инициативности дошкольников (описание модели, страница на сайте организации).
3. Разработана и апробирована модифицированная модель организации РППС для развития инициативности (корректировка основной образовательной программы дошкольного образования).
Обобщающий этап (сентябрь 2019 г. – август 2020 г.)
1. Представлены отчёты, составлены экспертные заключения и аналитические справки.
2. Проведены мероприятия по распространению инновационного опыта для педагогов на муниципальном и региональном уровне.
3. Переход проекта в режим функционирования.
Необходимые условия организации работ
Кадровые: научный руководитель, администрация ДОУ, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
Научно-методические: научное руководство инновационной деятельностью; информационное и программное обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности, мониторинг.
Материально - технические: модернизация помещений ДОУ для развития инициативности дошкольников.
Мотивационные: возможность профессионального роста, личностной и профессиональной самореализации педагогов; финансовое стимулирование дополнительных видов работ.
Организационные: координация, деятельность рабочих творческих групп. Деятельность педагогического совета, управляющего совета, родительского комитета учреждения.
Правовые: положения о мероприятиях, приказы по МБДОУ.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов Мониторинг процесса реализации проекта
Цель – сбор и обработка информации о процессах реализации проекта для принятия управленческих решений по корректировке действий.
Критерии | Показатели | Периодичность | Инструментарий | Ответственный |
Управление процессом реализации проекта | ·Перечень конкретных действий. ·Перечень действий по улучшению РППС. ·Перечень действий по координации процесса. | ежемесячно | Аналитические отчеты по итогам отчетного периода | Старший воспитатель Обухович З.В. |
Ресурсное обеспече-ние реализации проекта | ·Квалификация исполнителей. ·Материально-техническая обеспеченность работы исполнителей. | 1 раз в квартал | Информационно-диагностичес-кие карты. | Заведующий МБДОУ Федоренко О.Л. |
Процессы выполнения запланиро-ванных действий | ·Перечень конкретных действий. ·Соответствие заявленному содержанию. ·Перечень факторов, способствующих выполнению. ·Перечень факторов, мешающих в работе. | 1 раз в квартал | Аналитические отчеты по итогам отчетного периода | Старший воспитатель Обухович З.В. |
Мониторинг результативности работы по проекту
Цель – сбор и обработка информации о результатах реализации проекта
Планируемые результаты | Критерии достижения результатов |
Разработана модель РППС для развития инициативности дошкольников | наличие описания модели РППС для развития инициативности дошкольников |
Создана нормативная правовая база, регламентирующая внедрение модели | наличие пакета локальных актов |
Разработан методический инструментарий для мониторинга РППС для развития инициативности дошкольников в ДОУ | наличие инструментария |
Разработаны и описаны инновационные механизмы внедрения модели РППС для развития инициативности дошкольников в ДОУ | · наличие описания механизмов |
Наблюдается рост уровня игровой инициативы дошкольников | 50 % детей группы демонстрируют высокие достижения инициативного игрового поведения. |
Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта
Обухович З.В. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в связи с введением ФГОС ДО» - статья в рамках проведения краевого методического сбора по итогам первого этапа пилотирования ФГОС ДО в Красноярском крае - МБДОУ № 9, сентябрь 2015г.
Обухович З.В. «Проба практики «Организация свободной деятельности как одно из условий развития инициативы и самостоятельности у дошкольников» - статья в рамках проведения краевого методического сбора по итогам второго этапа пилотирования ФГОС ДО в Красноярском крае - МБДОУ № 9, июнь 2016г.
Обухович З.В. «Организация свободной деятельности как одно из условий развития инициативы и самостоятельности у дошкольников» - публикация материала в электронном журнале «Конференц-зал» - www.konf-zal.com, 2016г.
Обухович З.В., Федоренко О.Л. «Как сделать ребенка инициативным и самостоятельным?» - статья в рамках III Всероссийской конференции «Управление образованием в условиях изменений. Управленческая весна – 2017» - https://direktoria.org/konferencia, 2017г.
Обухович З.В. «Педагогическая технология «Клубный час» как одно из условий для становления инициативы и самостоятельности дошкольников (проба практики)» – статья в рамках межмуниципального методического моста «Современная образовательная среда дошкольной образовательной организации» - г. Ачинск, 2017 г.
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов)
№ | Форма работы | Сроки реализации | Форма представления | ||
промежуточных продуктов | итоговых продуктов | ||||
Подготовительный этап: запуск и организация деятельности по проекту февраль 2018 - август 2018 | |||||
1 | Анализ состояния деятельности ДОУ (имеющиеся и потенциальные кадровые, технологические, материальные ресурсы) | Февраль 2018 | Аналитическая справка. | Аналитический раздел в описании проекта Открытие страницы проекта на сайте. | |
2 | Создание рабочей группы по разработке и реализации Проекта | Февраль 2018 | Приказ по МБДОУ. | Представление состава рабочей группы на странице сайта. | |
3 | Создание информационно - методической базы проекта | Март - апрель 2018 | Описание проекта (миссия, цель, продукт, результат). Перечень информационно - методических материалов. | Описание проекта. Презентация на странице сайта. | |
4 | Разработка плана (дорожной карты) реализации проекта | май 2018 | План (дорожная карта), Приказ по МБДОУ. | План (дорожная карта) на странице сайта. | |
5 | Разработка технических заданий в рамках инновационной деятельности | май 2018 | Образцы технических заданий, Приказ по МБДОУ. | Образцы технических заданий на странице сайта. | |
6 | Представление результатов подготовительного этапа Проекта на муниципальном и региональном уровня | сентябрь 2018 | Презентация. Описание проекта. Утверждение проекта - Приказ по МБДОУ. | Презентация проекта на странице сайта. | |
Основной (практический) этап: создание, экспертиза и апробация инновационных продуктов | |||||
1 | Экспертиза инновационных продуктов (авторских программ дополнительного образования, методических пособий и оборудования) Корректировка деятельности проекта в статусе реализации | октябрь 2018 | Приказ по МБДОУ. Рабочие варианты продуктов. | Экспертные заключения. Скорректированный план деятельности. | |
2 | Обучающие семинары, курсы, тренинги для педагогов, изучение литературы по теме проекта | октябрь - май 2018 (ежемесяч-но) | Отчёты о повышении квалификации педагогов. Методические рекомендации в электроном и печатном виде. | Кейс информационно - методических материалов на странице сайта. | |
3 | Создание модели РППС для развития инициативы дошкольников | ноябрь - декабрь 2018 | Концепт модели. | Описание модели в печатном и электронном варианте. | |
4 | Экспертиза модели | до мая 2019 | Экспертные заключения, аналитические справки. | Экспертные заключения, скорректированная модель. | |
5 | Разработка и внедрение критериев оценки качества образовательной деятельности в рамках инновационного проекта | май - декабрь 2019 | Положение, Приказ по МБДОУ. Таблицы мониторинга. | Корректировка Положения об оценке качества образования в ДОО. | |
6 | Апробация инновационной модели. Корректировка Основной образовательной программы дошкольного образования | май 2019 - май 2020 | Описание результатов апробации. Раздел в Основной образовательной программе дошкольного образования. | Отчёты, презентационные материалы на странице сайта. Основная образовательная программа дошкольного образования. | |
7 | Презентация модели на муниципальном и региональном уровне | май 2020 г. | Описание модели, аналитический отчёт. | Презентационные материалы. | |
Заключительный этап: тиражирование результатов | |||||
1 | Разработка рекомендаций по созданию и функционированию инновационной модели Внешняя экспертиза Тиражирование инновационных продуктов | Январь - май 2020 | Пакет нормативно - правовых документов. Выступления на семинарах, курсах, площадках. | Методические рекомендации по разработке и функционированию модели. Экспертные заключения. Продукция в печатном и электронном виде. Результаты проекта на странице сайта. |
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику
Распространение и внедрение результатов проекта предполагается осуществить:
1. Путем проведения серии ежегодных семинаров для педагогов ДОО г. Боготола, Боготольского и Тюхтетского районов, на которых будет организовано информирование широкого круга педагогов о ходе и результатах выполнения инновационного образовательного проекта и итоговой конференции по исследуемой проблеме.
2. Посредством обобщения и оформления результатов работы в виде статей, методических разработок, рекомендаций по внедрению, а также выступлений и докладов на различных научно-практических конференциях.
3. Путем использования разработанных материалов и участия исполнителей проекта в процессе системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Заведующий МБДОУ № 9 О.Л. Федоренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей
Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...
Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.
Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».
В сов В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.
Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка -...
консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...