Проект
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад
комбинированного вида №6 «Сказка»
Барабинского района Новосибирской области
Проект « В семье особый ребенок».
Подготовили:
Шваб Я.В.
Хухуа Л.К.
Иванова Е.А.
2018 г.
Содержание
Паспорт проекта
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети средних, старших, подготовительных групп детского сада.
Время реализации проекта: 2018 – 2019 уч. год
Пояснительная записка
Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.
Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Н.В. Нищева). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.
Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:
- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;
- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;
Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость, и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Поэтому основным специалистом, который осуществляет коррекцию речевых нарушений, является логопед, именно он намечает план коррекции речи, дает необходимые рекомендации специалистам, работающим в ДОУ и родителям. Но для большей эффективности коррекционной работы, к процессу подключается педагог – психолог, т.к. при задержке и недоразвитие речи, наблюдается значительное снижение познавательной деятельности, логических и мыслительных операций. Наблюдается ряд особых эмоциональных особенностей: плаксивость, раздражительность, быстрая утомляемость и отвлекаемость и т.д., что ведет к снижению эффективности коррекционных мероприятий. Следует так же отметить, что вместе с детьми с ТНР, в стенах ДОУ находятся дети, у которых наряду с речевыми нарушениями, имеются сопутствующие нарушения, осложняющие коррекционно-развивающий процесс, например расстройства аутистического спектра, нарушения интеллекта легкой и средней степени тяжести, грубые нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.
Поэтому необходимым условием реализации ФГОС [4] в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом и родителями.
В связи с этим, а нашем дошкольном учреждении активно совершенствуется система комплексного сопровождения ребенка, которая позволяет осуществлять обмен опытом среди специалистов ДОУ (воспитателей, логопедов, психологов), а также вовлекать родителей в коррекционно-образовательный процесс. Таким опытом стала организация комплексных занятий нескольких специалистов.
В процессе разработки данных занятий, мы пришли к выводу, что основным критерием для организации коррекционно-развивающего занятия будет являться речевой дефект и дефект звукопроизношения.
В ходе занятия, на материале лексической темы, предусмотренной программой ДОУ, логопед отрабатывает речевой материал и контролирует звукопроизношение детей, а психолог работает в это время над развитием познавательной и эмоционально-волевой сферы. Таким образом, два специалиста одновременно работают с детьми, плавно сменяя друг друга. В некоторых занятиях, воспитателю или другим педагогам отводится место для проработки своего блока заданий, что позволяет расширить границы взаимодействия, решить воспитательные задачи или задачи поставленные дефектологом, работником по физической подготовке и т.д.
Цель проекта – создать условия для эффективного сопровождения детей с ОВЗ.
Задачи:
-разработка комплексных занятий специалистами ДОУ
-анализ психолого-педагогическо учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.й литературы по проблеме;
- разработка эффективной системы взаимодействия между специалистами ДОУ;
- разработка комплексных совместных занятий.
Ожидаемые результаты:
- интеграция в образовательный процесс детей, которым не доступна групповая и подгрупповая форма работы
- осуществление обмена опытом между специалистами ДОУ,
- вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Основной этап.
- Реализация занятий с детьми. (Приложение 1).
3. Заключительный этап.
- Анализ результатов деятельности по проекту.
- Обсуждение результатов реализации проекта на итоговом собрании;
- Планирование работы на следующий год.
План реализации проекта
№ | Направления работы | Пути реализации | Сроки | |
1. Подготовительный этап. | ||||
1. | Сбор информации | Учёт рекомендаций ОЦДК, опрос родителей | Сентябрь | |
2. | Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ | Диагностика состояния речи ребёнка | Сентябрь | |
3. | Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ | Составление плана работы с учётом возможностей ребенка | Сентябрь | |
2. Основной этап. | ||||
4. | Организация адаптационного периода Сбор информации Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ | Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. Учёт рекомендаций ОЦДК, опрос родителей Диагностика состояния речи детей | Сентябрь | |
5. | Развитие коммуникативных навыков | Организация ежедневного «Утра радостных встреч». | В течение года | |
6. | Формирование игровой деятельности | Обучить обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь, В рамках сотрудничества БФНОККИИ и МКДОУ №6 была проведена Вечерка с родителями. Бумажное Дефеле. Мероприятия: «День знаний» «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта» Конкурсы, фестивали: Фестиваль «Поверь в мечту»,Фестиваль «Театральная весна Барабы», Районный конкурс чтецов посвященный «Деню матери».Районный конкур «Безопасность Дорожного Движения». | В течение года | |
«Уроки по безопасности жизнедеятельности» | Краткосрочный проект (декабрь-январь) | |||
Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей) | ежемесячно | |||
7. | Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных. | Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях), Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. | октябрь - экскурсия в пожарную часть Ноябрь - гостиная «День матери» Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники | |
8. | Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания | Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; Участие в акции «Покорми птиц» | В течение года
Январь.
Февраль | |
9. | Работа с родителями | Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц. Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка: | В течение года |
свернуть таблицу
Литература
- Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
- Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
- Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...