Семинар - практикум: Работа с текстильными материалами ( ткань, разноцветные кисточки, лоскутки, вышивка по бумаге, аппликация из ткани).
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Попова Наталья Борисовна

       Работа с тканью входит в систему обучения дошкольников ручному труду и заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования.

       На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья.

       Предполагаемая система занятий построена по принципу от простого к сложному, что позволяет детям в полном объеме усвоить данный материал. Благодаря полученным навыкам и умениям, детям становятся доступны более сложные по исполнению изделия, предложенные для подготовительной группы.

       Дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту.

       Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей, чему в дошкольном возрасте должно уделяться особое внимание.

       Прежде чем начинать обучение простейшим приемам шитья, необходимо отработать с детьми тренировочные упражнения, направленные на развитие зрительно – двигательной координации и мелкой моторики кисти. Такую работу можно начинать уже в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstilnymi_materialami.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическое пособие.

Семинар – практикум «Работа с текстильными материалами»

Организация занятий по работе с тканью.

       Работа с тканью входит в систему обучения дошкольников ручному труду и заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования.

       На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья.

       Предполагаемая система занятий построена по принципу от простого к сложному, что позволяет детям в полном объеме усвоить данный материал. Благодаря полученным навыкам и умениям, детям становятся доступны более сложные по исполнению изделия, предложенные для подготовительной группы.

       Дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту.

       Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей, чему в дошкольном возрасте должно уделяться особое внимание.

       Прежде чем начинать обучение простейшим приемам шитья, необходимо отработать с детьми тренировочные упражнения, направленные на развитие зрительно – двигательной координации и мелкой моторики кисти. Такую работу можно начинать уже в средней группе.

Дидактические упражнения:

«Разноцветные косички»

       Для выполнения упражнения потребуется планка, на которой закреплены цветные шнуры, объединенные в группы по три. Из каждых трех шнурочков ребенок должен сплести косичку, концы которой перевязать бантиком.

       Появившаяся в результате такой подготовительной работы у ребенка уверенность движений облегчит ему выполнение новых, более сложных заданий.

       Со среднего возраста (4,5 – 5 лет) детям предлагают ножницы. Важно научить детей правильно их держать ( большим и средним пальцами) и пользоваться ими ( сжимать и разжимать ножницы).

      Педагогу необходимо показать каждому ребенку индивидуально , как нужно правильно работать с ножницами, проконтролировать действия детей на последующих занятиях.

       В начале каждого занятия назовите детям тему, объясните приемы и этапы выполнения работы, а затем спросите детей, в какой последовательности они будут выполнять работу. Такое построение занятия способствует развитию умения самостоятельно планировать свои действия. Далее нужно напомнить правила пользования инструментами, технику безопасности; в конце занятия подвести итоги, исправить все ошибки, которые допустили дети в ходе занятия.

       Главное, не забудьте похвалить ребенка, подчеркнуть его умение, самостоятельность, чтобы малыш поверил в свои силы и захотел достичь большего.

«Путешествие в страну рукоделия».

       Первое знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для работы с тканью, определяют дальнейшее отношение ребенка к этому виду прикладного творчества. Поэтому очень важно организовать и провести это занятие в увлекательной, игровой форме, чтобы ребенок захотел самостоятельно сделать игрушку из ткани. Для этого подберите забавные, яркие игрушки, выполненные из ткани, меха, ниток, различные виды материала (фетр, кашемир, драп, фланель, ситец, мех) и ниток ( вязальные, швейные, вышивальные). Можно так оформить выставку игрушек, чтобы каждому ребенку было интересно, попросить нарисовать любимых персонажей,  слепить из пластилина и т.д. Рассмотрите вместе с детьми игрушки, придумайте каждому персонажу имя, свою историю.

       Показывая материалы, из которых изготавливаются игрушки, подробно расскажите о свойствах и качестве ткани, ниток, покажите несколько видов. Пусть ребенок потрогает ткань, расскажет, какая она на ощупь.

       Для изготовления игрушек можно брать любую ткань, кусочки искусственного меха, бусины, бисер, ленточки, нитки. Ткань может быть натуральная, состоящая из растительных волокон ( лен, хлопок), или животного происхождения ( шерсть, шелк). Расскажите  детям, что нитки делятся на швейные, вышивальные, вязальные, штопальные, рассмотрите их.

       Нити накручиваются на катушку, патрон, бобину, они могут быть скручены в клубок или моток.  Тоненькие нитки очень прочные  и выдерживают большие нагрузки.

       Расспросите  детей, что можно сделать из ткани и ниток, зачем нужно уметь шить. Повторите дидактические упражнения «Разноцветные косички», «Клубочек», «Сплети узор».

«Веселые лоскутки»

      Объясните детям, что аппликацию можно делать не только из бумаги, но и из ткани. Дети должны научиться наносить контур на ткань с помощью трафарета, аккуратно наклевать детали на основу.

       Материалы: рабочее панно, накрахмаленные кусочки ткани, трафареты бабочек, мел, фломастер темный, клей ПВА, кисть.

Порядок выполнения работы.

Предложите детям:

  1. Подобрать ткань для основы панно ( она может быть и однотонная, и цветная); закрепить ткань на рамке.
  2. Для бабочек взять яркую ткань красного, желтого, синего цвета, хорошо накрахмаленную и проглаженную. Обвести трафареты на ткани.
  3. Вырезать бабочек по контуру.
  4. Отогнуть крылья бабочки, клеем намазать брюшко и прикрепить к панно.

Такое панно украсит игровую комнату, домашний уголок малыша.

Вышивка на бумаге.

       На занятии дети знакомятся с техникой выполнения контурных поделок. Этот вид деятельности развивает творческие способности ребенка, чувство цвета, пространственное мышление. Для знакомства с контурной вышивкой лучше выбрать крупный рисунок.

      Материалы: образец, основа из цветного картона, трафарет, простой карандаш, цветные вязальные нитки (ровные), шнур, клей ПВА, ножницы.

Порядок выполнения работы.

Предложите детям:

  1. Выбрать форму основы. Для основы нужно взять плотную бумагу, цветной картон в форме квадрата, прямоугольника, овала или ромба.
  2. Продумать рисунок и выполнить его на основе слабым нажимом карандаша. Если исправлений нет, сделать изображение ярким, четким. Если рисование вызывает затруднение, предложите ребенку трафарет.
  3. Когда рисунок готов, выдавить клей на контур и наложить нить или шнур, плотно прижать. Изгибы фиксировать карандашом или пальцем.

Помогите ребенку выполнить сложные элементы рисунка, закручивающиеся по спирали (например: солнышко, клубок ниток, бутон). На цветовое пятно нанесите клей, начало нити зафиксируйте в центре или на внешнем контуре и закрутите по спирали, прижимая ее.

Аппликация из ткани.

       Вышивка – распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Аппликация из ткани – разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются такие аппликации либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

       Материалы и оборудование.

Материалами для аппликации служат ткани натуральные и синтетические разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, парусина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Если нет подходящих по цвету кусочков ткани,  их можно окрасить и накрахмалить. Одновременно можно окрасить и нитки. Чтобы при вырезании изображения и обшивке края ткань не осыпалась, ее крахмалят: ситец, сатин, бумазеею, полотно – жидким клейстером из картофельной муки ( отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); шелк, батист, кружева, синтетические ткани – желатином. Для этого сухие лоскутки растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают. Гладить нельзя!

       Для выполнения аппликации нужна писчая бумага для эскизов и копировальная бумага для переведения эскиза на фон. Копировальная бумага должна быть черной для светлых фонов; белой, желтой или цветной для темных фонов.

       Оборудование для выполнения аппликации несложное: ножницы, иголки, булавки, наперсток, пяльцы.

Технология выполнения аппликации из ткани.

Последовательность выполнения аппликации.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков: умение резать ткань и умение обрабатывать край ткани.

       Прежде чем приступить к работе, нужно сделать эскиз общего вида вещи, установить размер аппликации, где и как она будет располагаться. Часто образцами для аппликации служат иллюстрации из журналов. Открытки, предметы декоративно-прикладного искусства. Многие рукодельницы пытаются уменьшить или увеличить иллюстрации. Не умеющие рисовать могут перевести рисунок по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию разбивают на равные квадратные клетки, а на листе бумаги. Где должен быть увеличенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но большего размера и на них переносят рисунок. Элементы аппликаций – цветы, деревья, птицы, звери – должны быть стилизованными, без лишних  деталей, с четким, правильным контуром.

       Эскиз делают в двух экземплярах. Один экземпляр разрезается и служит выкройками, другой сохраняется и служит для контроля (правильного расположения элементов аппликации). Заготовленные из бумаги элементы аппликации  нужно вырезать из соответствующих кусочков ткани. Для этого бумажные выкройки накладывают на материю, прикрепляют к ней булавкой, а если фигура крупная и сложная, то приметывают и затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. К некоторым выкройкам нужно делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую, например, если нужно соединить кофту с юбкой, то к концу кофты делаем прибавку и на нее пришиваем юбку. Если в узоре одинаковые фигуры встречаются несколько раз, то материю можно сложить в несколько раз и по бумажной выкройке раскроить сразу несколько экземпляров. Кроить фигуры, особенно крупные, обязательно по долевой нити, иначе они деформируются ( растянутся). Вырезанные фигуры раскладывают на фоне в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур.

       Закрепляется аппликация из ткани двумя способами: пришиванием и приклеиванием.

Пришивать можно по-разному: все вырезанные формы приметывают на фоне. Если аппликация сложная, с большим количеством деталей, то приметывание нужно делать по частям, по мере выполнения аппликации. Приметанные фигуры обшивают по краям просто катушечной ниткой, мелкими частыми стежками. Стежки класть косые, тогда легче прихватываются выбившиеся из материала концы нити. Края аппликации можно обшить разными способами, шнуром подходящей толщины и цвета ( шнур пришить два раза, прихватывая его раньше с одной стороны, а потом с другой); цветной пряжей, швами «петельным», «тамбуром», «веревочкой» (этот способ хорош для неосыпающейся материи); гладью, на швейной машине.

       В аппликациях из ткани используют также и другой способ – приклеивание. Он более быстрый, чем пришивание, применяется в основном при изготовлении картин, ковриков, не подлежащих стирке.

       Клеящие составы, применяемые в аппликациях на ткани: клейстер из картофельной муки, синтетический клей БФ-2, ПВА. Использовать резиновый клей нецелесообразно, так как все формы через определенный промежуток времени постепенно отклеиваются.

       Как приклеивают формы? На фоне очень аккуратно проклеивается то место куда будет накладываться заготовленная форма (сама форма не проклеивается). Готовая форма придавливается тряпочкой от середины к краям.

       Есть и другой способ закрепления аппликации из ткани: под ткань, из которой будут вырезать форму, подкладывают один слой полиэтиленовой пленки и одновременно вырезают нужную форму. На фон кладут полиэтиленовую форму, на нее – деталь из ткани, после чего проглаживают горячим утюгом.

       Аппликация может быть плоскостной и рельефной. Чтобы получить рельефное изображение, под вырезанные фигуры подкладывают вату, тряпочки, поролон. Рельефная аппликация красива, но ее труднее чистить, стирать. Она деформируется от стирки и чистки.

Литература:

  1. Работа с тканью.                                                  А.Н.Малышева, Ярославль,2002г.
  2. Аппликация.                                             М.А.Гусакова, Москва «Просвещение» 1987г.
  3. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду.  Л.В.Куцакова, Изд. «Совершенство», Москва 1999г.
  4. Сделаем это сами.                                      К.Лубковская, Москва «Просвещение»1983г.
  5. Подарки .                                                 В.Шик, Изд. «Малыш» Москва 1988г.
  6. Сэконд  Хэнд.                                                 Москва «Карапуз» 1999г.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум « Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА          Данный семинар-практикум был проведен для воспитателей массовых групп, с целью передачи опыта по коррекции речевого нед...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « Работа с одаренными детьми. Развитие детского творчества».

Семинар - практикум "Работа с одарёнными детьми . Развитие детского творчества"...

Презентация СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « Работа с одаренными детьми. Развитие детского творчества».

Презентация Семинар - практикум "Работа с одарёнными детьми . Развитие детского творчества"...

Семинар-практикум для родителей «В гостях у волшебной кисточки»

Кто не наблюдал, как рисуют дети? Не свои, так чужие. Не дома, так на улице? Самые маленькие, еще не знают чем и на чем можно рисовать. С увлечением рисуют всем, что оставляет цвет на асфальте, стекле...

Семинар-практикум. Работа в «Microsoft Word». Работа с таблицами в MS Word.

В  работе с текстовыми редакторами достаточно часто приходится сталкиваться с упорядоченной информацией. Наилучшим способом хранения такой информации в документах являются таблицы. Кроме эт...